Искусство

Муж жены художника: Эмилия и Илья Кабаковы как соавторы

2 июня 2023 в 14:58
Фото: Patrick Aventurier/Getty Images
Художник-концептуалист Илья Кабаков, который скончался несколько дней назад, был одним из немногих художников, официально разделивших соавторство со своей женой Эмилией Кабаковой. Марина Анциперова объясняет, почему это важно.
Марина Анциперова

Главред издания «Объединение», автор телеграм-канала об искусстве Love them all

Не стало, возможно, самого известного из российских художников (точнее — художников российского происхождения) — Ильи Кабакова. О его вкладе в современное искусство немало сказано: как отметил критик New Yorker, Кабаков удачно заполнил собой запрос Запада на освобожденного советского гения — со своим фирменным мотивом побега из душного коммунистического быта и ставшими классическими инсталляциями, посвященными коммунальной квартире, ее бесконечному шуму и ругани, а также точно пойманной абсурдной и отчужденной манере общаться своего времени. Последние четверть века, уже живя не в России, Илья работал в соавторстве со своей женой Эмилией — и об этих отношениях, размышляя об ушедшем художнике, сегодня хочется вспомнить отдельно.

Роль жены гения, часто незавидная и недооцененная, за последние десять лет становилась важной темой дискуссий, исследований и произведений поп-культуры в диапазоне от Кирилла Серебренникова («Жена Чайковского») до Тима Бертона («Большие глаза»). Если первый полюс фильмов рассказывает о непростой эмоциональной подоплеке творческого союза, то второй ставит под вопрос уже интеллектуальную собственность гения. Акт создания по природе своей загадочен — и оттого вызывает трепет и восхищение. Редкий гений творил в одиночку и в затворничестве; что за роль отводилась каждый раз его жене, и какой вклад в наследие творца стоит справедливо признать за ней?

Здесь следует оговориться, что слово «жена» в этом случае употребляется, конечно же, не как маркер гендерной позиции в семье, а как отметка статусного распределения ролей. Условно, Улай в паре с Мариной Абрамович вполне мог бы считаться ровно такой же женой. Когда они познакомились, Марина была уже известной художницей. Но корпус своих знаменитых работ 1975–1988 годов она создала вместе с Улаем, и вполне можно допустить, что без его вклада Абрамович могла бы иметь совсем другой вес, чем сейчас. При этом в истории искусства последнему отводилось куда более скромное место. Не только в смысле популярности, но и в вопросах доходов: в 1999 году художники заключили договор о разделе процентов продаж совместно созданных произведений; впоследствии Улай подавал на Марину в суд, обвиняя ее в сокрытии доходов, и этот суд выиграл.

Тем примечательнее история Ильи и Эмилии Кабаковых, или Kаbakovs, как их часто подписывают в западной прессе. Илья и Эмилия встретились в Цюрихе в 1988 году, когда пятидесятичетырехлетний Илья был уже более чем известен в Европе — в 1982 году «Жук» был продан в Лондоне за $5,8 млн. Илья и Эмилия быстро начали жить и творить вместе. И работы почти сразу же стали отмечаться двумя фамилиями — как культовая инсталляция «На коммунальной кухне» 1991 года или «Туалет» на фестивале «Документа» 1992 года.

Художники Илья и Эмилия Кабаковы позируют со своей работой «Корабль толерантности» в Детском музее Майами 3 декабря 2011 года в Майами, Флорида

Главный фокус внимания публики и медиа, конечно, с самого начала был и продолжает быть направлен на Илью. И Эмилия не называет себя независимым художником, а работает с ним «бок о бок с 1989 года», как постулирует официальная биография. При этом отчетливо кажется, что Эмилии внимания достается ровно столько, сколько ей нужно: в фильмах о творчестве пары она выступает как равноправный рассказчик. А некоторые журналисты и вовсе ставят ее на первое место и то ли шутливо, то ли всерьез пишут, например, что «одной из первых женщин, приглашенных к участию в 6-й «Монументе» стала Эмилия Кабакова вместе со своим мужем Ильей».

Автор фильма «Бедные люди» Антон Желнов спрашивал Эмилию и Илью о том, как сложился их союз и как они работают сегодня, но это ровно тот вопрос, который они не комментируют ни в одном из интервью. «Я понял, что она соавтор, но не в cоздании картин, а в cоздании инсталляций. У меня создалось ощущение, что Илье сейчас интересны больше картины, а Эмилии — работа с пространством», — отмечает Желнов в интервью. О природе их совместного творческого процесса действительно известно немного: «Илья рисует и пишет. Я делаю все остальное» — так, например, отвечает на этот вопрос Эмилия в одном из интервью. Или рассказывает более метафизично: «Жизнь и работа Ильи основана на фантазии и истории искусства» <…> Мой фантазийный мир всегда очень близок к реальности. Наша жизнь сильно основана на этой комбинации: я стараюсь сделать реальность похожей на реализацию или продолжение фантазии, где нет места реальным и повседневным ситуациям и проблемам. Наша жизнь состоит из нашей работы, фантазии и дискуссий».

Действительно, весомый вклад Эмилии — создание инсталляций, работа с общими концепциями, отдельными проектами («Корабль толерантности», например, в прессе куда чаще комментировала она). Также Эмилия считается проводником Ильи в большом мире, начиная со всех внешних коммуникаций по вопросам искусства, разработке выставок и вплоть до банковских и рутинных дел.

В каждой паре дела и творчество распределены по-своему — и о вкладе своего партнера каждый художник рассказывает по-разному. Есть много примеров тому, как супруг становится официальным или неофициальным агентом или пресс-атташе художника. Иногда, как в случае Билла Виолы, партнер не значится в кредите работ, зато его вклад признается публично как равноправного спикера в журналистских интервью.

Индустрия искусства сегодня достигла небывалых размахов: галереи могут открывать до нескольких десятков филиалов по всему миру, творцы превращаются в фабрики (у одного только Аниша Капура работают двадцать пять ассистентов), а книги о том, как художнику в этом мире преуспеть, начинаются с важности создания стратегии и бизнес-плана. С одной стороны, мир становится более внимательным к несправедливости, с другой — добиться успеха в этой отлаженной системе может художник с отлаженными рабочими процессами, в том числе и в своей команде. Творческое уравнение Kabakovs совершенно точно оказалось взятым в будущее, и одно из составляющей эффективности коллектива, которая может стать примером всем творцам со схожей амбицией, — это уважение и равноправие.

Расскажите друзьям