Искусство

На какие выставки сходить в июне 2023 года

5 июня 2023 в 17:00
«Афиша Daily» советует выставки, которые стоит посетить в Москве и Петербурге этим летом.

Москва

«Дом моделей. Индустрия образов»

До 18 июня

Музей Москвы продолжает серию проектов о разных аспектах советского наследия и на этот раз обращается к, так сказать, фэшн-индустрии того времени. На выставке, посвященной столетию первого ателье мод, можно узнать, как появлялись и функционировали главные в стране дома моделей, в которых работали популярные советские дизайнеры Вячеслав Зайцев, Вера Аралова, Надежда Макарова, Наталья Орская, Анна Бланк и другие. Среди экспонатов — известные изделия, в том числе реконструкция платья «Россия» Татьяны Осмеркиной, эскизы женской, мужской и детской одежды, издания с выкройками, ткани, фотографии и телехроника знаменитых показов.

«Звезда рождается в облаке» в Triumph Gallery

До 2 июля

Observer. Евгения Дудникова

В галерее «Триумф» открылась выставка Евгении Дудниковой — это вторая персоналка молодой художницы, которая знакомит с ее фантастическим миром. Каждый элемент и персонаж на ее картинах несет символическое значение: ангелы — посланники света; лошади, к которым Дудникова чувствует тягу с детства, — образы душ, путешествующих из мира в мир, а вода — портал или чувственная сфера. Так в своих работах она размышляет о сущности вещей и ищет взаимосвязи между явлениями. Перемещаясь по экспозиции, зритель последовательно проживает, с одной стороны, сутки от раннего утра до глубокой ночи, с другой — все времена года — от весны до зимы. Этот эффект закольцованности достигается благодаря последовательно разворачивающимся сюжетам работ и за счет использования тонального колорита. Живописные композиции сопровождают короткие кураторские эссе: они создают параллельную линию повествования и расширяют чувственный опыт зрителя.

«Край» в музее «Арт 4»

До 8 июля

Без названия. Дима Филиппов

Дима Филиппов — междисциплинарный художник, известный выставками в непредназначенных для этого местах, полях и заброшенных территориях. «Край» — первый его проект, полностью выполненный в графике. Это серия абстрактных пейзажей, отдаленно напоминающий фрагмент мест его родного Алтайского края. Художник говорит, что в последнее время совсем иначе посмотрел на рисунок: «Из чего‑то случайного, эскизного превратилось в то, что может стать отправной точкой, из которой возникают как иные формы искусства, так и другой взгляд на него». В своих работах Филиппов фиксирует взаимодействие между человеком и ландшафтом и вместо конкретных пейзажей предлагает увидеть то, что не всегда способно попасть в кадр и остается за рамками, — потенциал встречи.

«Мультфильмы для взрослых» в галерее «Наковальня»

До 9 июля

Профессионалка. Антон и Артем Матвеев

Галерея «Наковальня» проводит первую персоналку братьев-близнецов Антона и Артема Матвеевых. Они называют себя художниками низкого возрождения и приверженцами юмористического искусства, однако зачастую за этим кроются интимные размышления о современном мире и уходящей эпохе. Художники часто используют в своих работах атрибуты взросления в девяностые: пиксельные компьютерные игры, лего и, конечно, телевидение, где мультфильмы чередовались с передачами про маньяков. В частности, вдохновляются странными, потусторонними мультфильмами как метафорой детской рефлексии. Сюжеты из них проявляются в символических образах и подсказках, предлагающих зрителю своеобразную игру.

Новая экспозиция в Парке Малевича

Куб космоса. Леонид Тишков

В Парке Малевича при поддержке Третьяковской галереи стартовала вторая часть экспозиции современного искусства под открытым небом. Это пять созданных в разные годы объектов Игоря Шелковского, Леонида Тишкова, Аллы Урбан, Александра Константинова и Романа Ермакова. Вдохновленные идеями русского авангарда, произведения современных художников переосмысляют все наследие XX века и в частности Казимира Малевича. Например, в «Кубе космоса» Тишков обыгрывает излюбленные формы супрематизма и продолжает тему небесных тел, заданные уже размещенными в парке работами художника — «Частным солнцем» и «Частной луной». Шелковский переосмысляет конструктивистское наследие, а Урбан в своих сюрреалистичных глазах леса наследует идеям органического авангарда.

«Салоны Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века»» в ГМИИ им. Пушкина

С 6 июня по 1 октября

Восход солнца. К.-Ж.Верне

В Главном здании Пушкинского музея стартует масштабный проект об истории выставок современного искусства, которые проводила Королевская академия живописи и скульптуры в Париже XVIII века — знаменитых «Салонов». В экспозиции собрали популярную живопись, скульптуру и графику того времени, а также воссоздали характерную многоярусную развеску по жанрам. Большой раздел посвящен «Салонам» Дени Дидро — критическим обзорам выставок в Лувре, затрагивавшим вопросы не только истории искусства, но и эстетики и философии. Публиковались они в рукописном журнале «Литературная корреспонденция», который по подписке два раза в месяц рассылался европейским монархам, в том числе Екатерине II. Благодаря таким тесным русско-французским культурным связям в XVIII веке проект смогли организовать своими силами: более ста пятидесяти работ из собраний ГМИИ, Эрмитажа, Исторического музея, Тверской картинной галереи, «Архангельского», «Павловска» и «Кусково».

«Выбор Добычиной» в Музее русского импрессионизма

С 8 июня по 24 сентября

В Музее русского импрессионизма открывается выставка, посвященная одной из первых российских галеристок, Надежде Добычиной. В начале XX века она поддерживала многих отечественных художников-новаторов. И сформировала собственную коллекцию искусства, в которую входили работы Александра Бенуа, Константина Сомова, Ольги Розановой, Кузьмы Петрова-Водкина, Мартироса Сарьяна и других художников. А в 1910-е годы в своем Художественном бюро в Санкт-Петербурге провела персоналку Натальи Гончаровой и «Последнюю футуристическую выставку картин „0,10“», на которой публика впервые увидела «Черный квадрат» Малевича. Помимо работ из личного собрания Добычиной в экспозиции можно увидеть и картины с этих легендарных выставок.

Петербург

«Владимир Козин. Граждане, будьте бдительны, следите за сохранностью своих духовных ценностей» в Галерее Марины Гисич

До 18 июня

На три месяца Галерея Марины Гисич превратилась в фантазматический музей уже классика российской арт-сцены Владимира Козина. В его постоянной экспозиции можно увидеть авторскую рецепцию истории искусств XX–XXI веков: в ней Козин собрал своих любимых художников, представив их творчество мышеловкой-оммажем. По его задумке, зрителю нужно мысленно уменьшиться до размера мыши, чтобы ощутить подлинный масштаб явления. Также в программе козинского музея — презентация новой книги художника и временные выставки «Белое на белом» со скульптурами из автомобильной резины и «Постправда» — собрание летательных аппаратов и оптических систем, позволяющих определить место зрителя в изменившейся реальности.

«Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту. Коллекция Наталии Опалевой» в Русском музее

До 26 июня

В Русском музее завершается выставка, которая знакомит с коллекцией создателя и директора Музея AZ Наталии Опалевой. Она начиналась как монособрание работ Анатолия Зверева, но спустя двадцать лет включает более двух с половиной тысяч произведений мастеров советского андеграунда 1960–1980-х годов. Для выставки в Мраморном дворце отобрали более двухсот картин и графику тридцати шести художников-нонконформистов: Дмитрия Плавинского, Дмитрия Краснопевцева, Олега Целкова, Лидии Мастерковой, Гриши Брускина, Эрнста Неизвестного и других. Причем основным ядром выставки стала абстракция: именно с нее в эпоху оттепели начинали многие герои выставки, постепенно формируя собственный стиль. Экспозицию сопровождают медиаинсталляции Платона Инфанте, авангардная музыка шестидесятника Николая Каретникова и документальный фильм об оттепели, подготовленный Музеем AZ. Все это позволяет составить полноценное представление об эпохе нонконформизма и его влиянии на наши дни.

«Итальянское путешествие» в Музее-квартире Куинджи

До 23 июля

Новая выставка в Музее-квартире Куинджи посвящена восприятию образа Италии в русской и западноевропейской графике 1860–1920-х годов. Эта страна для России и Европы всегда была «землей обетованной», связанной с историей и искусством античности, средних веков и Ренессанса. Это влияние можно проследить в графике художников Павла Чистякова и Александра Бенуа, архитекторов Карла Рахау и Германа Гримма, а также фотографиях с видами итальянских городов — Генуи и Венеции, выполненные на рубеже XIX и XX веков. Естественно, что главными сюжетами итальянских работ становятся памятники древности и эпохи Возрождения, а также «классическая» природа и мифология этой страны.

«Дети последнего российского императора. ОТМА и Алексей»

До 10 сентября

В Эрмитаже открылась любопытная, но неизбежно трагическая выставка о жизни детей императора Николая II: цесаревича Алексея и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, которые в письмах к родителям подписывались аббревиатурой ОТМА. Экспозиция охватывает период с 1895 года — даты рождения первенца императорской четы — до ареста и ссылки царской семьи в 1914 году. На ней кураторы собрали около 300 их личных вещей: распашонки, игрушки, парадные придворные платья и недавно отреставрированные мундиры Алексея, который с детства носил форму подшефных ему полков. А также уделили большое внимание воспитанию и образованию детей.

«Царь Федор» в Шереметьевском дворце

До 22 октября

Новая выставка в Шереметьевском дворе приурочена 150-летию оперного певца Федора Шаляпина. Она располагается в двух залах Парадной анфилады. Первый посвящен ярким детским впечатлениям: в фотографиях Казани и ее пригородов, мемориальных вещах, картинах Кустодиева и Левитана предстает мир, зародивший в Шаляпине любовь к театру и сцене. А во втором зале собраны сценические образы певца — Мефистофеля, Бориса Годунова, Ивана Грозного, Дон Кихота, запечатленные на полотнах Кустодиева, Головина, Бенуа, Серова и других известных художников. А также его роскошные сценические костюмы, шаржи и эскизы невлощенной мечты — певец хотел построить для артистов на скале Пушкина в Крыму «Замок искусства». Как уже давно завелось в музее, выставка сопровождается аудиоспектаклем: посетители услышат фрагменты воспоминаний и писем Шаляпина и, конечно, его неповторимый голос.

Расскажите друзьям