Искусство

Африканское современное искусство — главный мировой тренд. Вот что надо о нем знать

4 сентября 2023 в 16:26
Творчество современных африканских художников в 2023 году оказалось связующим звеном между Россией и остальным миром: его можно увидеть на аукционах по всей Европе, а этим летом в России прошли сразу две крупные выставки, посвященные искусству этого континента. Вместе с куратором выставки «Перевернутое сафари» разбираемся в его феномене.

Трудные взаимоотношения с Западом стали для российских музеев поводом обратить внимание на малоизученное у нас современное искусство Африки. Тем более что последние годы оно переживает нешуточный взлет: выставляется в топовых музеях Европы и бьет аукционные рекорды.

В этом году в России прошло уже несколько выставок на эту тему. Сперва московский Музей Востока знакомил публику с конголезской художественной школой шестидесятых годов. А летом, словно в продолжение, петербургский «Манеж» показал большую экспозицию, где россияне впервые увидели актуальное искусство Африки в таком масштабе: сорок девять художников и почти триста работ. За один только первый месяц выставку посетило тридцать две тысячи человек.

Мы поговорили с Алессандро Романини — куратором выставки в «Манеже», директором Центра визуальных искусств в итальянской Пьетрасанте и одним из крупнейших мировых специалистов по африканскому совриску.

Алессандро Романини

Куратор выставки «Перевернутое сафари»

— Как бы вы в целом охарактеризовали современное африканское искусство? В чем его аутентичность?

— Африканское искусство непрерывно эволюционирует, начиная с шестидесятых годов, когда семнадцать странБенин, Буркина-Фасо, Габон, Демократическая Республика Конго, Камерун, Кот-д’Ивуар, Мавритания, Мадагаскар, Мали, Нигер, Нигерия, Республика Конго, Сенегал, Сомали, Того, Центральноафриканская Республика, Чад. одновременно стали независимыми, а их искусство — автономным. Его аутентичность прежде всего — в «магическом» подходе.

Искусство для африканских художников — это одновременно и ремесло, которое опирается на знания, передаваемые из поколения в поколение, и волшебный инструмент, способный дать другой взгляд на реальность.

Они одновременно гордятся собственными культурными корнями и претендуют на международное признание на одном уровне с коллегами из западного мира.

— Каково, по вашему, главное отличие африканского современного искусства от западного?

— У западного искусства долгая история с огромным количеством критических текстов, философий и теорий. Африканское же искусство развивалось в цивилизации, где письменность имеет куда меньшее значение, чем устная речь. Африканскому искусству ближе спонтанный подход, даже если это следствие глубокого размышления. В этом контексте искусство в Африке стало важнейшим инструментом в коммуникации, человеческих отношениях и передаче памяти.

Медерик Турей. Культурный обмен, 2023

— Но все же за последние годы уже произошел заметный сдвиг. Какого уровня современное африканское искусство уже достигло за, получается, шестьдесят лет непрерывного развития?

— В 1989 году куратор Жан-Юбер Мартен провел в Центре Помпиду в Париже легендарную выставку «Маги земли», где собрал сто художников со всего мира, в том числе и из Африки. Это была первая масштабная выставка за пределами континента, где участвовали современные африканские авторы. После нее изобразительное искусство на древнем континенте стало эволюционировать еще сильнее: в Африке появились художественные журналы, кураторство, диалектика, искусствоведческая критика. Но прежде всего эта выставка открыла художникам возможность путешествовать, сталкиваясь с художественной иконографией других стран. Благодаря этому за десятилетия в Африке сформировался собственный метод и визуальный язык.

Тогда же, в девяностые годы, современное африканское искусство заметил мировой арт-рынок. С тех пор основные аукционные дома регулярно посвящают ему сессии торгов, а крупные коллекционеры все чаще приобретают работы африканских художников. В самой Африке появляется все больше музеев: например, в 2017 году в Кейптауне открылся первый на континенте музей современного искусства — Zeitz MOCAA. На международном уровне африканское искусство продвигают специальные художественные ярмарки, такие как «1:54» и Akaa. А топовые музеи по всему миру, например в Лондоне, Париже, теперь и в Санкт-Петербурге, все чаще организуют выставки на эту тему.

Брис Эссо

— Вы говорите, что развитие африканского искусства тесно связано с возможностью художников путешествовать в Европу и Америку. Можно ли тогда сказать, что они в находятся под влиянием западных коллег, заимствуют и адаптируют их стили? Или все же развиваются обособленно?

— Конечно, африканские художники сопоставляют свой язык с западным творчеством и вдохновляются им — точно также, как африканские скульптуры в начале XX века вдохновляли европейских модернистов. Но это никак нельзя назвать подражанием. Сегодня почти все африканские художники — таковы, например, все участники выставки [в Манеже] — находят собственный визуальный язык, соединяя африканские и западные образы. Они хорошо знают культуру и историю диаспоры и отражают это в своих работах и высказываниях. Но также благодаря частым путешествиям и интернету, имеют насмотренность и гармонично сочетают свои визуальные корни с мировыми образами из цифрового мира, западных стран, всемирной истории искусства и поп-культуры.

Современные африканские художники больше не хотят заявлять о своей «негритянскости», как в шестидесятые годы, а стремятся, чтобы их просто считали художниками без каких‑либо этнических характеристик. И как раз сегодняшний успех их современного искусства напрямую связан со способностью художников одновременно и быть носителями исторических ценностей своих стран, и предлагать оригинальную точку зрения на злобу дня. Африканское современное искусство поднимает темы, которые воспринимают зрители по всему миру, независимо от этнической принадлежности, религии или культурного происхождения.

Летиша Ки. Африканская кухня, 2022

— Интересно, а насколько тогда африканские художники — скажем, участники выставки в «Манеже» — знамениты за пределами своих стран?

— На самом деле довольно у многих из них уже есть международное признание. Например, Эстер Малангу — легенда в свои почти девяносто лет. Она была одной из первых деятелей искусства, пересекших границы Африки, ее крупномасштабные полотна, отсылающие к наследию южноафриканского народа ндебеле, выставлялись в музеях по всему миру. Абудиа — ивуарийский художник, проживающий сегодня в Нью-Йорке, — создал международную сеть коллекционеров и добился высоких котировок африканского искусства в основных аукционных домах. Еще в 2022 году он представлял свою страну на Венецианской биеннале, как и иваурийская художница-феминистка Летиция Кай, которая создает скульптуры из своих волос. После этого она завоевала международное признание и выставлялась в Музее декоративно-прикладного искусства в Париже и Тейт-Модерн в Лондоне. Пропагандируя красоту чернокожих и права женщин, она стала примером для других молодых чернокожих женщин.

Другие художники, такие как ивуариец Сент-Этьен Янзи и египтянин Армен Агоп, регулярно выставляются в европейских и североамериканских галереях, так как в принципе живут между Африкой и Европой. На арт-сцене постоянно появляются новые фигуры, поэтому на выставке также были представлены восходящие звезды. Например, нигерийка Мишель Окпаре, которая использует древние племенные узоры в своих картинах и скульптурах. Она спроектировала врата на входе в Манеж. Или ивуарийский скульптор Брис Эссо, который создает головы младенцев, соединяя африканскую традицию резьбы по дереву с традицией работы с мрамором итальянского Ренессанса.

Мишель Окпаре. Скажи мне, когда найдешь ее, 2022

— Вы уже упоминали, что африканское искусство меньше чем западное связано с теоретическим аппаратом, а многие художники чаще работают в своем уникальном стиле. Но все же можно ли выделить какие‑то основные художественные течения в современном африканском искусстве?

— Обычно художественные течения идентифицируются по национальности. Ведь Африка не гомогенна: это 54 страны, 1,3 миллиарда человек, более 3 тысяч различных языков и 30 миллионов квадратных метров территории. Сегодня существует несколько эпицентров с наиболее развитой арт-сценой. В Дакаре, столице Сенегала, в шестидесятые годы зародилось первое в Африке серьезное художественное движение — Дакарская школа. Столица Мали, Бамако, считается штаб-квартирой африканской фотографии, благодаря наследию известного малийского фотографа шестидесятых годов Малика Сидибе. Свои традиции в живописи есть в Эфиопии, еще одна богатая художественная сцена находится в Аккре, столице Ганы — не говоря уже о Марокко с его мастерскими художников и культурными достопримечательностями. Но в то же время, художественные журналы и критики часто классифицируют современное африканское творчество в таком духе: африканский футуризм, который объединяет художников, тяготеющих к анимизму и символике.

Аджарб Бернард Атегва. Сплю со своими кошками, 2021

— Аутентичность прослеживается и в медиумах художников, порой они крайне необычны. Например, Летиция Кай создает скульптуры из собственных волос, Антонио Сидибе использует зерна кофе и какао, тростниковый сахар в своих фигурках. Насколько это распространенное явление? С чем оно связано?

— Современные африканские художники автоматически придерживаются постмедиа-подхода, работают с самыми разными техниками и материалами. Безусловно, важная часть их генетической истории — скульптура. Это первая форма африканского искусства, которую европейцы открыли для себя в начале XIX века, она повлияла на Пикассо, Брака, Модильяни, Бранкузи и других модернистов. Сегодня скульптура трансформировалась в инсталляции, выполненные из различных природных и промышленных материалов.

Я уже упоминал про «магический» подход у африканских художников, и это особенно верно для материалов, связанных с человеческой идентичностью: волосами или натуральными продуктами, такими как кофе, грязь, переработанные картонные коробки. В целом в африканском современном искусстве есть тренд на ресайклинг: такое возвращение «мертвых» вещей к жизни часто производит сильный эффект. Например, мозамбикский художник и антивоенный активист Гонсало Мабунда создает работы из оружия и боеприпасов, которые были собраны с граждан страны в обмен на предметы быта — это инициатива Христианского совета Мозамбика. Ивуарец Абудия создает коллажи из детских игрушек, кукол, игрушечных медведей и марионеток, намекая на детство в Африке. Так он поднимает проблему смертности детей, напоминая о том, что именно от них зависит будущее и развитие континента.

Гонсало Мабунда. Престол страстей, 2020–2021

— Какие еще бы вы выделили тренды у африканских художников?

— Следуя духу времени, новое поколение художников все больше использует технологии. Развивается фотография, в которой художники отражают свою новую идентичность, борьбу за права человека и гендерные аспекты. Видео и цифровое искусство тоже постепенно распространяются по всей Африке. Представленные на выставке видеоартисты, такие как Абдул-Ганиу Дермани (Того), Мурад Хамла (Алжир), Эдвин Пол Казока (Танзания) уже даже завоевали международную репутацию.

— Кажется, что в целом африканские художники довольно часто поднимают в своем творчестве остросоциальные темы? Что их волнует больше всего?

— Трудно свести африканскую сцену современного искусства к нескольким темам, но, несомненно, в работах очень часто фигурируют социально-политические сюжеты в форме метафоры или аллюзии. Многие страны на континенте находятся в критической ситуации, и это не может не волновать художников.

Экологическая устойчивость и эксплуатация земель, экономическое и гендерное неравенство и все формы дискриминации — темы, к которым часто обращаются художники.

Они также часто размышляют о стратегиях, которые правительства должно разработать, чтобы построить позитивное будущее для новых поколений. Все эти темы представлены в живописи, скульптуре и фотографии в виде объектов, принадлежащих коллективной памяти. Еще одна важная тема сегодня — память в виде архива колониального прошлого, который становится источником новой идентичности.

Расскажите друзьям