Москва
«Два желания» в Особняке Морозовых
С 7 по 14 декабря
Редкая возможность попасть в обычно закрытый для публики Особняк Морозовых в Подсосенском переулке — предновогодняя поп-ап-выставка от Grabar Gallery. Через живопись, современную скульптуру, аудио- и видеоинсталляции художники-участники размышляют о желаниях сегодняшнего дня, собственных и чужих: о детском ожидании чуда, мечте об уединении и горячем стремлении жить. Многие арт-объекты созданы специально к выставке и интегрированы в пространство особняка: Саша Нестёркина придумала собственную версию утраченной люстры в одном из залов, Николай Онищенко устроил в старинной библиотеке вечеринку, на которую невозможно попасть, а Дарья Киселева и Ульяна Подкорытова пофантазировали на тему недосягаемого праздника. Посмотреть выставку можно как в свободном режиме, с аудиогидом от актера Евгения Цыганова, так и присоединиться к арт-медиациям, доступным по регистрации.
«Системы мимикрии. Живые скульптуры» в AZ Art
С 7 декабря
В AZ Art — экспериментальном пространстве Музея АЗ — открывается вторая выставка из цикла «Системы мимикрии». Биологический термин из названия — поэтическая метафора, в которой заложен комплекс ритуалов, практик и способов художественного мышления, появляющихся в ответ на турбулентность, опасность и перестройку внешней среды. Размышление на эту тему продолжит куратор Александр Дашевский. Одна из стен пространства превратится в хранилище с различными фрагментами скульптур-тел. А центральной станет инсталляция Петра Белого «Caput Mortuum», состоящая из бетонных объектов, похожих на обломки античных статуй, и большой стеллаж, напоминающий то ли реликварий, то ли открытое хранение скульптуры, то ли склад вещдоков. Среди других объектов — скульптуры Вадима Сидура, Игоря Шелковского, Гриши Брускина, Андрея Кузькина, Петра Дьякова и Владимира Козина.
Новая ярмарка современного искусства Catalog
С 15 по 17 декабря
Первый выпуск ярмарки современного искусства Catalog пройдет на необычной площадке — в стенах исторической типографии Ивана Сытина на Пятницкой улице. Планируется, что ярмарка будет проходить каждый год — и не только в Москве, но и в других городах России. Главное ее отличие от уже существующих Cosmoscow и Blazar — в требовании, чтобы на каждом стенде были представлены как состоявшиеся авторы, так и минимум один молодой художник. Курируют проект сами галеристы: Дмитрий Ханкин («Триумф»), Александр Шаров («11.12»), Алина Крюкова (A–s–t–r–a) и Софья Троценко (основательница «Винзавода»). В ярмарке примут участие не меньше тридцати галерей. Они представят работы Эрика Булатова, Ирины Кориной, AES+F, Recycle Group, Миши Никатина, Алисы Горшениной, Евгении Дудниковой, Аси Заславской и других.
Новогодний маркет в галерее «ГРАУНД Солянка»
16 декабря
В этом году новогодняя ярмарка «ГРАУНД Солянки» пройдет в новом формате: кураторы Катя Бочавар, Анна Смирнова, Владислав Баринов, Евгения Стерлягова и Полина Зосимова отберут достойные, на их взгляд, изделия в направлениях «керамика», «малые скульптурные формы», «ювелирные украшения» и «апсайкл-одежда». Здесь можно будет приобрести арт-подарки близким и современное искусство по демократичной цене. Кроме того, в программе — мастер-классы по созданию ресайкл-елки и «Письма Деду Морозу» в формате зина, а еще фэшн-показ апсайкл-одежды из винтажных материалов.
Подробности
«Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» в ГМИИ
До 4 февраля
Пушкинский музей и Эрмитаж продолжают радовать плодотворным сотрудничеством: их новый совместный проект в ГМИИ не просто показывает эволюцию испанской живописи от маньеризма до импрессионизма, но и предлагает проследить историю коллекционирования и бытования искусства Испании в России. А она весьма богата. Первая — и сегодня крупнейшая за пределами родины — коллекция испанской живописи начала формироваться еще в XVIII веке благодаря приобретениям Екатерины II, а затем продолжилась Александром I. В экспозиции показывают более 50 работ из этого собрания: Эль Греко, Веласкес, Рибера, Гойя, Соролья и другие. Также выставку дополняют предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура и графика из собрания ГМИИ.
«Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее
До 18 февраля
Работы Уорхола, посвященные богатству, славе, рекламе и эпохе потребления, в какой‑то степени сформировали и современную российскую арт-сцену. И масштабный проект в Еврейском музее демонстрирует эту взаимосвязь: 60 оригиналов тиражной графики Уорхола изящно зарифмованы с работами ведущих российских художников из частных собраний. Шелкография «Мэрилин Монро» экспонируется рядом с фотографиями Владислава Мамышева-Монро в образе самой знаменитой блондинки Голливуда; здесь же оммаж произведению «Банки с супом Кэмпбелл» — картина Авдея Тер-Оганьяна и скульптура «Шесть банок» Дарьи Кротовой. Некоторые экспонаты созданы специально для выставки, например «Энди» Павла Пепперштейна и «Лес» Владимира Потапова.
«Кубок созвучий. По направлению к Розановой» в «ГЭС-2»
До 28 апреля
В своем новом проекте Дом культуры «ГЭС-2» находит отзвуки творчества авангардистки Ольги Розановой в работах советских и современных художниц — ведь именно с абстракции начиналось советское неофициальное искусство. В экспозиции представлены работы авангардисток второй волны: Ольги Потаповой, Лидии Мастерковой, Ефросиньи Ермиловой-Платовой, Татьяны Глебовой. Современные художницы тоже продолжают формальные поиски, начатые Розановой. Александра Паперно, Анна Кондратьева и Анна Титова переосмысляют фундаментальные принципы супрематизма и кубофутуризма с помощью геометрии цветоформ или динамического освещения. А Галина Андреева, отталкиваясь от ключевых произведений авангардистки, говорит об экологии и феминизме.
«Ростислав Лебедев. Жесткие склейки» в ММОМА на Петровке
До 28 января
ММОМА на Петровке совместно с галереей Pop/off/art представляют новый масштабный проект классика неофициального искусства Ростислава Лебедева. Как и всегда, в своих работах он иронически деконструирует образы мирового искусства и массовой культуры, классики авангарда и советской символики. Такие «жесткие склейки» способны, по мнению художника, высечь новые, свежие смыслы. В экспозиции представлено более сотни работ, в том числе новые, созданные специально для выставки. А каждый из девяти залов обращен к одному из художественных средств Лебедева. Среди них, например, добавление картинки, текста, объема или экспрессивного жеста.
Петербург
«Исчезнет или превратится» в культурном квартале «Брусницын»
До 10 декабря
Центральное событие программы Фестиваля искусств Востока DairaFest в этом году — художественная интерпретация исследований семейной памяти и традиций в Азербайджане, Узбекистане, Турции, а также Татарстане и Дагестане. Экспозиция разделена на пять «глав». Внутри каждой разворачивается история поколений одной семьи, в которой бережно сохраняется какая‑то традиция: ремесленное искусство, духовное знание, музыка, кочевничество или антикварный родовой музей. Посетители словно окажутся в настоящей этнографической экспедиции и попадут в камерное пространство семьи, наполненное звуками их дома, документальными монологами, старинными фотографиями, предметами этнографии, аудиоинсталляциями и видео-артом.
«Александр Даниэль. Незаконченное» в «Эрарте»
До 7 января
В музее «Эрарта» проводят выставку современного художника Александра Даниэля — участника «эрмитажной группы» Григория Длугача, в свое время учившегося у Кузьмы Петрова-Водкина в Академии художеств и отчисленного за формализм. Изучая, копируя и интерпретируя эрмитажные полотна, Длугач и его последователи искали логические построения в том, что великие мастера (от Веронезе до Врубеля и Пикассо) делали интуитивно. Пробыв в группе пять лет, Александр Даниэль пошел своим творческим путем и сделал метод более современным за счет динамизма. Сегодня он создает экспрессивные стереоскопичные пейзажи и часто использует в картинах метафоры и особенно символику Распятия: превращает классические натюрморты в аллегории Голгофы, а в работе «Урок анатомии» показывает, как толпа критиков распинает художника на мольберте.
«Специально отведенная местность деревня Норинская 1964–1996–2023» в музее «Полторы комнаты»
До 15 февраля
В 1964 году по обвинению в тунеядстве Иосифа Бродского сослали в глухую деревню Норинскую в Архангельской области, где он провел полтора года, работал батраком и написал больше 200 стихотворений. И все это — среди обычных крестьян, которые и стали главными героями выставки. В ее основу, помимо стихов и рисунков поэта, легли рассказы Елены Якович и Алексея Шишова (авторов фильма «Прогулки с Бродским»), которые весной 1996 года, сразу после смерти Бродского, поехали в Норинскую и сняли тех, кто еще помнил его: например, Таисию Пестереву, у которой он жил первые недели пребывания в ссылке, Марию Жданову, работавшую на почте, Альберта Забалуева, опубликовавшего два стихотворения Бродского в газете «Коношский призыв», и других.
«Ян Гинзбург. Atelier Paradis» в Галерее Марины Гисич
До 24 февраля
В Галерее Марины Гисич открывается проект Яна Гинзбурга, известного ремодернистскими исследованиями моделей художественного производства XX века. На этот раз, сортируя слои ушедших в прошлое стилей, Ян Гинзбург восстанавливает событие, которого не было. Посетители словно попадут на поэтический вечер молодого Эдуарда Лимонова. Среди гостей — по-разному близкие люди, от наставников в литературном мастерстве до друзей, жен и соперников. Отталкиваясь от основной профессии Лимонова после переезда из Харькова в Москву, Гинзбург восстанавливает сшитые молодым поэтом штаны в другом материале, напоминающем об индийских сари и американской геометрической абстракции 1970-х. Инсталляция предлагает насладиться игрой цитат из художников этого периода: тела участников поэтического вечера составлены из торсов, отсылающих к Игорю Макаревичу, и конечностей, смоделированных на основе героической анатомии скульптур Эрнста Неизвестного.
«„Суд Париса. Рождение богини“: Входной билет на выставку» в Шереметевском дворце
До 30 декабря
В Шереметевском дворце — традиционный блокбастер в рамках фестиваля «Дягилев P.S.». Название выставки отсылает к эрмитажной картине Менгса на сюжет древнегреческого мифа, где богини Афродита, Афина и Гера олицетворяют аспекты вечной женственности: любовь, мудрость, заботу. На выставке же решили вспомнить архетипы женщин, вдохновлявших российских художников в разные эпохи: балерин, певиц и актрис. Открывает экспозицию зал «Мои богини!» — образ фантазийного Олимпа, где обитают идолы сценического искусства. Другие разделы исследуют три пути художника: «Путь на Олимп», «Путь на Голгофу» и «Светлый путь». Всего на выставке представлено 40 героинь, их портретов и историй — о любимых моделях Альфреда Эберлинга, балеринах Анне Павловой и Тамаре Карсавиной; о том, как Орест Кипренский уподобил актрису Екатерину Семенову музе трагедии; о том, как Юрий Анненков превратил портрет своей жены Елены в эмблему эпохи авангарда.
«Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Корпусе Бенуа
До 13 мая
В Корпусе Бенуа Русский музей показывает свою главную в этом году выставку — масштабную ретроспективу Василия Сурикова к юбилею художника. На ней представлены больше сотни его работ из собраний Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска. В их числе — знаменитые исторические полотна, реалистичные портреты, а также не столь известные картины на религиозные сюжеты, акварели и образцы книжной иллюстрации. Любопытно, что в работах можно узнать не только знаменитых персонажей прошлого: Александра Меншикова, Александра Суворова, Степана Разина, — но и современников Сурикова, нередко выступавших прототипами героев в исторических сценах. Кроме того, впервые после сложной реставрации на выставке представлены монументальные полотна «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» и «Степан Разин» — теперь они находятся практически в том же состоянии, какими их создал художник.
Москва, Петербург, Екатеринбург и Челябинск
«Цифровая осень: Присутствие»
До 10 декабря
Международный фестиваль «Цифровая осень» проходит одновременно в четырех городах России. В программе VR-показов — 11 иммерсивных работ, объединенных темой присутствия и созданных по инициативе или в сотрудничестве с ведущими французскими VR-студиями. Среди них — знаковые работы последних лет, завоевавшие награды Венецианского кинофестиваля и фестиваля SXSW в США. Например, «В то утро, когда ты проснешься (к концу света)» — документальный проект о фундаментальной несправедливости мира, где существует ядерное оружие. И «Палач дома» — анимационное VR-эссе, в котором авторы исследуют границы реальности и настоящую историю о психическом здоровье и силе компьютерных игр через жизнь реального человека по имени Голиаф.
Подробности