Профайл

Татьяныч: история Артемия Лебедева — дизайнера, скандалиста и сына своей матери

12 декабря 2023 в 17:50
Артемий Лебедев — один из главных в России трикстеров, который способен своими высказываниями обижать и либералов, и государственников. При этом он постоянно получает госконтракты, а в этом году еще и стал директором по дизайну во «ВКонтакте». Мы изучили его биографию и обнаружили, что всему лучшему и худшему дизайнер, похоже, научился у мамы.

Артемий Лебедев смело банит людей, которые называют его Татьянычем — в честь матери, писательницы Татьяны Толстой, которая куда известнее супруга, филолога Андрея Лебедева. В 2017 году дизайнер в беседе с Дудем* божился, что прозвище его совершенно не обижает, ведь он «сам придумал эту шутку». А банит не со зла, а потому что пресекает любые дискуссии о своей личной жизни.

В вопросах семейной приватности Толстая явно с сыном заодно: комментировать для СМИ очередные эпатажные высказывания отпрыска она в основном отказывается.

Вот и когда Лебедев назвал «Родину-мать» «уродской хренью», Татьяна Никитична и бровью не повела. Волгоградский депутат Николай Семисотов тогда обвинил дизайнера в недостатке воспитания: «Похоже, что этот человек <…> никогда не учился в школе, его не воспитывали родители, <…> раз он позволил себе такие высказывания». Пожалуй, зря: Артемий учился аж в трех московских школах, а потом немного в США, откуда, впрочем, патриотично сбежал обратно в Россию. Да и родители его на произвол судьбы не бросали, ведь, если присмотреться, Лебедев много чего перенял у мамы, чьи книги он сам оформлял в начале нулевых. Наверняка попутно их и почитал — как иначе объяснить, что в ее прозе можно найти эпиграф к любому аспекту его жизни?

«Работай не хочу»

«Делами государственными заниматься совершенно не хотелось: скукотища. Дали голубчикам свободы, дали им Указы — чего еще народу нужно? Даже Инструкции дали, уж чего больше? Работай не хочу».
Татьяна Толстая
«Кысь»

Заниматься государственными делами Лебедев никогда особо не хотел: «Мне дико комфортна моя собственная позиция, я могу говорить все, что хочу; могу влиять на все, что хочу, <…> и мне для этого не надо сидеть в ****** [неприятном] кабинете», — повторял он в прошлом году. Да и вообще, при всяком удобном случае напоминал: «Я аполитичен. Это значит, что мне абсолютно искренне насрать с самой высокой колокольни на всех политиков всех стран».

А вот работал Лебедев всегда много и охотно: вернувшись из Америки — без родителей, в шестнадцать лет, — он после школы отправился на журфак МГУ. Который почти сразу бросил — и весь отдался дизайну. Успел поучиться у легендарного советского графика Аркадия Троянкера в журнале «Итоги», а в 1995-м создал студию WebDesign, в которой поначалу был единственным сотрудником. На старте Артемию даже пришлось сварганить портфолио из логотипов несуществующих компаний, но дела быстро пошли в гору: уже через пару лет оборот WebDesign достигал $50 000 в месяц. Став одним из пионеров веба в России, Лебедев сколотил солидную клиентскую базу. HP, General Motors, Nissan, Procter & Gamble, «Яндекс» и даже Центральный банк — кто только не заказывал у него сайты и логотипы! А в 1998-м WebDesign обернулся «Студией Артемия Лебедева» и постепенно стал дизайнить все и вся, от микроволновок до жилых кварталов. Тогда же, в конце 1990-х, Артемий запустил проект «Ководство» — по сути, первый гайд по дизайну на русском языке. Так и стал «дизайнером всея Руси».

«В России всегда людей любили, всегда о них заботились, а сейчас особенно», — в начале декабря 2023 года поделился Лебедев ощущением момента. Хотя он и до этого не раз повторял, что жить и работать в нашей стране куда лучше, чем в той же Америке. «Когда я говорю о возможностях в России, то имею в виду, что люди, которые хоть немного отрывают жопу от дивана и стараются, могут достичь интересных высот. И при таких же стараниях в Америке никогда не достигли бы таких же высот», — просвещал Лебедев своих зрителей. Дело в том, что в России социальные лифты, по мнению дизайнера, работают на славу, а вот в Штатах и общество «очень клановое», и вообще «там нет свободы», — к слову, в этом вопросе мать, в 1990-х преподававшая в Америке, с сыном полностью согласна.

Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, дизайнер Владимир Пирожков и художественный руководитель «Студии Артемия Лебедева» Артемий Лебедев (справа налево) по окончании совещания в Министерстве экономического развития и торговли РФ

В начале 2000-х Лебедев, осваивая российские интернет-свободы, подался в блогеры — сперва в ЖЖ, где он и обрел славу главного тролля рунета. Аудиторию Артемий вовлекал не только возмутительными заявлениями, но и, так сказать, напрямую, с помощью конкурсов: вспомнить хотя бы оскорбивший многих конкурс фотожаб на патриарха Кирилла под игривым названием «Пририсуй патриарху усы». В том же посте Лебедев, к слову, признавался, что «до сих пор украшает портрет Путина в журналах прыщами и пластырями крест-накрест, так веселее читать».

В 2006 году дизайнер завел канал на ютубе — там, как и в ЖЖ, не только набрасывал на вентилятор, но много рассказывал еще об одной своей страсти, путешествиях. Лебедев, по собственным словам, посетил 262 территории, включая все 193 страны ООН, и, когда колесить по миру стало сложнее, от приключений не отказался. Летом 2022 года Артемий опубликовал фото с крыши Запорожской АЭС с комментарием «Тут прям суперкомбо — попасть на атомную электростанцию (это всегда непросто) на территории Украины, куда личным указом Зеленского мне въезд запрещен с января этого года еще на пять лет!». Приезжать дизайнеру действительно запретили еще в 2017 году «в связи с совершением им деятельности, направленной на нанесение вреда в сфере информационной безопасности».

Лебедев всегда любил нарушать запреты; медиаменеджер Демьян Кудрявцев, с которым они вместе погружались в бизнес 1990-х, вспоминал: «Лебедев курил и ненавидел запреты на курение. В студии было не продохнуть, возражения не принимались. Он носил майки и кеды, а если заказчик требовал дресс-кода — он не брал такого заказа. <…> Он никогда не делал того, что ему неприятно, делал то, что обещал, а если то, что он обещал, было ему неприятно, говорил: „Я передумал“».

Что ж, и тут передумал, имеет право: подчеркнуто аполитичный в нулевых, в 2020-х Лебедев станет ведущим рубрики «Бесит» для еженедельной программы RT «Прекрасная Россия бу-бу-бу». Даже с ютубом — видимо, на почве своей возросшей политической активности — рассорился: в этом году сервис заблокировал его миллионный канал, где Лебедев публиковал в том числе обзоры новостей. Разумеется, исполненные в отчетливо провокативном, но неуловимо патриотическом ключе.

«Люди любят возмущаться»

«Люди любят новое — надо придумать новое; люди любят возмущаться — надо их возмутить; люди равнодушны — надо их эпатировать: подсунуть под нос вонючее, оскорбительное, коробящее. Если ударить человека палкой по спине — он обернется; тут-то и надо плюнуть ему в лицо, а потом непременно взять за это деньги, иначе это не искусство; если же человек возмущенно завопит, то надо объявить его идиотом и пояснить, что искусство заключается в сообщении о том, что искусство умерло».
Татьяна Толстая
«Квадрат»

В апреле 2019 года в «Студию Артемия Лебедева» устроился работать дизайнер Николай Иронов. Зоной ответственности Николая стал экспресс-дизайн: опция «переделать» отсутствовала, зато и цена была по меркам студии демократичная — каких‑то 100 тыс. рублей. Николай успел настругать немало спорных логотипов — в том числе для блогеров Юрия Хованского и Руслана Усачева, — а в 2020-м вдруг оказалось, что никакого Иронова на самом деле нет: прогрессивный креатив выдавала нейросеть. «Н.Иронов — Нейронов», такой вот каламбур. Лебедев сам признался в содеянном, превратив потенциально скандальную ситуацию в перформанс. Хотя в известной мере весь его публичный образ — один большой перформанс без конца и края.

Будет утомительно пересказывать все скандалы и судебные разбирательства, до которых доводило Лебедева отсутствие костей в языке. Особенно дизайнер любит покушаться на святое: так, в 2021 году его пост о мощах святых и Ленине (дизайнер усомнился в целесообразности поклонения усопшим) обидел разом и КПРФ, и РПЦ. Однако начавшаяся проверка со стороны СК, судя по всему, ничем существенным не увенчалась — лишь породила довольно резкий эпистолярный выпад со стороны Лебедева, оканчивавшийся словами «Дорогой Следственный комитет! Засунь себе в жопу все мощи всех святых на свете».

А уже в 2022 году Екатерина Мизулина грозилась призвать Лебедева к ответу за «реабилитацию нацизма»: дизайнер в своем традиционном девятимайском посте утверждал, что «Вторая мировая война, о чем в нашей школе не торопятся рассказывать, началась в 1939 году с того, что Германия и СССР напали на Польшу». Блогер, по мнению Мизулиной, сеял «заведомо ложные сведения о деятельности СССР в годы Второй мировой войны». Лебедев вновь ответил дерзновенно: «Когда Мизулина что‑то выступает про реабилитацию нацизма, можно смело игнорировать ее, потому что с таким успехом можно пойти и послушать, как собака воет в поле в глухую сентябрьскую ночь». Правда, пост Лебедев удалил, хотя вообще-то публиковал его далеко не в первый раз.

А в 2023-м и вовсе обошелся без громких поздравлений: действительно, зачем играть с огнем в мире, который и без того горит.

Вообще, эти две темы — религия и Великая Отечественная — по-особому волнуют Лебедева. В 2010 году он писал: «В России есть только один культ хуже православия — культ Дня Победы. Священный трепет, придыхание, особая лексика, слова о памяти, приторная забота о ветеранах — все это вызывает приступы рвоты. <…> Никакого отношения памятники, монументы, музеи и прочая пропаганда не имеют к жизни. Думают остаток жизни о войне только умопомешанные». Такую вот крамолу позволял себе дизайнер больше десяти лет назад — темные, конечно, были времена.

Впрочем, иногда Лебедев занимается чистым искусством без привкуса публицистики. «Как‑то раз я решил сам себе сделать минет, — рассказывал он пару лет назад в шоу „Я себя знаю!“ Азамату Мусагалиеву (оригинальное видео удалено, но разве можно что‑то удалить из интернета). — Я подошел к этому исключительно как инженер и дизайнер. <…> И в какой‑то момент я понял, что надо делать. Надо лечь боком в ванну. <…> И тачдаун случился. Я дотронулся языком до залупы. <…> Буквально чуть-чуть. Буквально вот такой лизок. Знаешь вот, на картине „Сотворение мира“, там Господь… (соединяет указательные пальцы правой и левой руки)». Ну кто еще из медийных светил может себе такое позволить? А главное, так успешно монетизировать: Лебедев не раз признавался, что реклама на личных площадках приносит ему больше денег, чем «Студия».

К слову, в далеком 2010 году Толстая вместе с сыном устроила в Колумбийском университете дебаты под вывеской «Искусство провокации» — кому, как не им. Тут впору вынуть из рукава приснопамятный выпуск «Школы злословия» с участием Леонида Парфенова: Толстая и ее соведущая Дуня Смирнова тогда настолько преисполнились в своей провокации, местами напоминавшей травлю, что Парфенов в какой‑то момент просто встал и ушел, а передача так и не появилась в эфире. А вот цитата самой Татьяны Никитичны, которая вполне могла бы принадлежать и Артемию: «Когда тебя читают 22 000 человек, это автоматически означает, что 21 000 из них — хомячки. Их реакция прогнозируема и планируема. Время от времени я пишу пост так, чтобы хомячки набежали и перегрызлись».

«Никогда он матерного не скажет»

«Ежели человеку сурьезное настроение, ежели плакать хочется, или истома найдет, слабость — никогда он матерного не скажет и не напишет. А вот если злоба душит или смех разбирает, а еще если сильно удивишься — тогда оно как‑то само идет».
Татьяна Толстая
«Кысь»

Отдельное место в эпатажной мифологии Лебедева занимает неподдельная любовь к отборнейшей брани — не зря интервью Дудю* называлось «Магистр мата». Причем эту свою страсть Лебедев старательно обосновывает, называя мат «нашим национальным достоянием», — дескать, «в других языках нет такого сочного, красивого, многогранного мата, как у нас. <…> Одно слово закрывает десять слов. Мат даже компактнее, чем латынь. <…> Поэтому нужно пользоваться матом, нужно его знать, нужно его осваивать, как и любое другое искусство». Это, кстати, из видео о том, как говорить о мате с детьми, — какие еще нужны подтверждения высочайшей компетенции Лебедева в этом вопросе? Неудивительно, что именно его «Студия» задизайнила логотип для Музея мата, который, правда, закрылся, не успев открыться.

Семейная преемственность и здесь налицо: «Ваш сын Артемий — заядлый матерщинник!» — жаловались Татьяне Никитичне читатели в далеком 2010-м. «Вы знаете, я тоже умею ругаться матом, но не буду вам здесь это показывать», — ответила тогда Толстая, в целом одобрив лексическое поведение сына. Подробнее свою позицию писательница озвучила в 2013 году в публичной беседе, приуроченной к принятию закона о запрете мата в СМИ. Матерные слова она, по собственному признанию, «любит» и «ценит» и ровно потому использовала их в своей прозе считанные разы — чтобы не девальвировать. Зато «в частной беседе» она «обматерит любого» — следящим за соцсетями Татьяны Никитичны об этом рассказывать не нужно.

«Если я стану президентом России, обязательно какой‑нибудь год объявлю Годом русского мата», — повышал ставки Лебедев еще в одном видео, заодно обещая запустить по этому поводу тематический поезд в московском метро. Что ж, с метро Артемий действительно в близких профессиональных отношениях: его «Студия» собаку съела на контрактах по облагораживанию (хотя некоторые называют это иначе) столичной подземки.

«Государственный подход»

«А государственный подход — он всегда с вывертом: ты думаешь, надо так толковать, — ан нет, толковать надо не так, а эдак».
Татьяна Толстая
«Кысь»

«Я считаю, что Лебедев — вообще мудак. Он, конечно, талантливый парень с точки зрения каких‑то разговоров. Но по сути весь его бизнес — это <…> три-четыре контракта и госзаказы, — говорил Олег Тиньков в 2017 году.

Конфликт банкира и дизайнера стартовал в 2011 году: «Студия Лебедева» разрабатывала сайт для «Тинькофф Банка», но в итоге финансовая компания отказалась от сотрудничества, после чего стороны неоднократно перебрасывались неприятными субстанциями. И хотя Тиньков определенно предвзят, в чем‑то поспорить с ним сложно: на сайте «Студии» контрактов, связанных только с московским метро, насчитывается 75 штук. В 2014 году депутат Госдумы Михаил Сердюк даже просил Генпрокуратуру проверить, каким образом формировалась цена одного из них: по мнению депутата, за те 232 миллиона, которые были уплачены за обновленный логотип московского метро, можно было «создать целый институт и выдумать новый язык». Еще несколько заметных тендерных историй можно найти в тексте «Царьграда», редакция которого относится к Лебедеву прямо-таки с удушающей нежностью.

Впрочем, Артемий до недавнего времени упрямо кокетничал: мол, госконтрактов у его «Студии» мало, да и «самый непредсказуемый, чудовищный и неблагодарный заказчик на свете — это государство».

Порой казусы действительно случались: так, в 2014 году Москва отказалась использовать канализационные люки от «Студии Лебедева», дескать, негоже москвичам топтать облик Георгия Победоносца. Тем сильнее поражает самоотверженность Артемия в служении отчизне: недавно дизайнер наконец перестал скрывать благородные порывы и сообщил, что многое переосмыслил после дебатов с Алексеем Навальным**. Тогда, в 2017-м, Навальный** среди прочего обвинял Артемия в непрозрачном получении госконтрактов; разговор у них вышел ужасно миролюбивым, но именно после него Лебедев решил не стесняться и «стать настолько большим господрядчиком, каким только возможно, потому что это — ******* [офигенно]. Что такое господряд: я делаю жизнь людей лучше». Впрочем, попыток сделать жизнь россиян лучше и красивее, в том числе за пределами МКАД, «Студия» никогда не оставляла, нарисовав логотипы для целой кучи городов: Перми, Костромы, Ижевска, Казани, Ельца…

Но, несмотря на благородные намерения, и здесь не обошлось без скандалов. В 2012 году «Студию» заподозрили в плагиате: логотип Ярославля многим напомнил лого американского бренда Up & Up; такие истории вообще случаются с Лебедевым регулярно, но юридических последствий они до сих пор не возымели. А вот в обратную сторону это иногда работало: так, в прошлом году «Студия Лебедева» отсудила 300 тыс. рублей у одной алтайской компании; подвел шрифт с упаковок производимых ими яиц, который очень уж напоминал один из лебедевских.

«Сам, без указа, — понимаю!»

«Вдруг почувствовал: понимаю государственный подход!!! Сам, без указа, — понимаю!!! Ура! Вот что значит в Красном Тереме сидеть! Бенедикт расправил плечи, засмеялся, высунул кончик языка и аккуратненько перед „дозволяется“ приписал „не“».
Татьяна Толстая
«Кысь»

В 2020 году Лебедев, когда‑то чуравшийся любой политики, душевно убеждал россиян голосовать за поправки в конституцию. «Утверждая права и свободы человека», — произносил дизайнер слова, уже прописанные в конституции 1993 года, глядя прямо в камеру. Но как только видео появилось на ютуб-канале RT (сейчас недоступно), Лебедев оперативно сообщил, что никуда голосовать не пойдет, — и призвал своих подписчиков тоже оставаться дома. По словам Артемия, ролик сняли еще до того, как депутат Валентина Терешкова предложила внести поправку, позволившую обнулить президентские сроки Владимира Путина.

«Я был уверен, что все поправки — это положительный популизм <…>, — писал Лебедев. — Разумеется, я ватник, лоялист и конформист. Не вижу никакого смысла в борьбе со властью, я поддерживаю текущий строй, и меня глобально все устраивает. Я точно презираю всех оппозиционеров и либералов за их бинарное мышление и инфантилизм. Но ни один здравомыслящий человек не может одобрить подобную ***** [фигню] ни под каким соусом в тексте конституции. <…> Я не против, чтобы Путин был царем до тех пор, пока не превратится в мумию. Но я совершенно точно против того, чтобы это было прописано в конституции. Сегодня я чувствую, что меня слегонца ********** [обманули]. <…> Люблю, когда меня ********* [обманывают] красиво. А когда это делается грубо, не люблю». Впрочем, уже в 2023 году в интервью Стасу Ай, Как Просто! Артемий ничтоже сумняшеся заявил, что ему «вообще за это ни секунды не стыдно, я горжусь. Те люди, которые считают, что нельзя сниматься в ролике про поправки, — они ****** [дураки], им просто насрано капитально в голову». А еще говорят, что люди не меняются.

Возмутительная неоднозначность и манящая амбивалентность часто сквозят в суждениях Лебедева о важных материях. Скажем, Артемий одобрительно высказывался о присоединении Крыма («Крым взяли как пирожок с полки»); полуостров, считает дизайнер, «только по идиотскому историческому недоразумению двадцать лет был не наш». Однако уже в соседнем предложении градус патриотизма резко снижается:

«Россия настолько деградировала, что нам (студии) приходится матрешки заказывать в Китае (не шутка), а печать книг — в Латвии».

Признание независимости ДНР и ЛНР в феврале 2022-го Лебедев тоже воспринял позитивно, а вот начало боевых действий встретил тревожным «Зая, это ****** [трындец]» и даже заявлениями о том, что, дескать, «мы напали на соседа, и самым некрасивым образом». Позднее Лебедев рассуждал о российско-украинском конфликте так: «С первого дня я против *****. <…> Нет такого человека, который меня заставит любить *****. Я вырос в мире, где вся советская пропаганда: „Миру — мир“, голуби с веточкой в клювике. <…> Ничего для *****, ни одной копейки, никакой поддержки. Я за своих в этом смысле, да — я за свою страну, безусловно, и, даже когда она не права, я все равно за нее глобально. <…> ***** ж не вечная, она сейчас идет, потом закончится, жизнь как‑то продолжится». Впрочем, кое‑какой позитив в боевых действиях Лебедев все-таки находит: например, дизайнер отыскал плюсы в разрушении отеля «Одесса»: «Никому не нужный ***** [нафиг] отель, который построили в конце 1990-х, такой памятник позднесоветскому идиотизму. <…> Можно сказать спасибо, что <…> ракета спасла Одессу от этого ****** [убожества]». К слову, в 2012 году «Студия Лебедева» разработала для Одессы фирменный стиль.

Неудивительно, что Артемия записывают то в русофобы — в соответствующем «расстрельном» рейтинге «Царьграда» он занял 109-е место, — то в пропагандисты. Тот же талант и у его матери. С одной стороны, есть на счету Толстой вот такие сентенции: «Русские почему‑то полагают, что они богоносный народ, что Бог возлюбил их и отметил. <…> Для меня русский национализм, национал-патриотизм ужасен, и не только по той очевидной причине, что он смертельно и безошибочно пахнет фашизмом, но главным образом потому, что его идея и цель — замкнуть русский мир на самого себя, заткнуть все щели, дыры и поры, все форточки, из которых сквозит веселым ветром чужих культур, и оставить русских наедине друг с другом». То есть понятно, какие аргументы есть у тех, кто порой обвиняет Татьяну Никитичну в махровой русофобии. С другой стороны, на самое важное писательница будто и не покушается: «Не надо Путина ни на кого менять. Пусть так и будет. Иначе кто‑то другой придет, начнут новые правила вводить. А лучше не станет», — секретничала Толстая со своими читателями в 2017 году.

Артемий в этом смысле тоже хранит внутреннее равновесие: так, Ирина Шихман*** четыре года назад спрашивала Лебедева, почему в России, в отличие от США, нет ни одной компании, которая бы «изменила мир». Дизайнер тогда игриво ответил: «Потому что у нашего монарха просто есть недостаточки в личности». Зато в беседе со Стасом Ай, Как Просто! через три с лишним года позиция по этому вопросу у Артемия стала куда более взвешенной: «Путин ничего не делает. Он собирательный. Это гвоздь, на котором висит огромная картина. Картина большая, и на этом гвозде веревка, но гвоздь — это не картина. Картина держится на гвозде, да, если не будет гвоздя, все ******* [упадет]. Но нужно понимать правильность этой самой пропорции».

Правда, такое похвальное философское отношение у Лебедева не распространяется на либералов: в 2019 году Артемий троллил их своим выдуманным отъездом в Европу, а в интервью той же Шихман*** назвал «инфантильными бездельниками, которые пришли развалить мои созидательные мотивы». Хотя антрополог Вадим Савицкий считает, что Лебедев и сам в своих суждениях довольно инфантилен: «апеллирует к менталитету», существование которого вызывает у современных ученых большие сомнения, «выдумывает точку зрения оппонента», которую затем «героически побеждает». Такая вот запутанная ситуация.

Но как бы там ни было, признанию на высшем уровне это не помешало: в 2020 году Лебедев получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за вклад в «становление и развитие» российского сегмента интернета. Впрочем, если верить внимательным поклонникам Артемия из «Царьграда», качеством награды блогер остался недоволен и в одном из видео предположил, что ее «лепили какие‑то школьницы-дауны на уроке в каком‑то заполярном *** мелком городке». К сожалению, бан от ютуба мешает проверить это заявление, но слог мастера действительно узнается.

Ну а в октябре 2023-го Лебедев стал директором по дизайну во «ВКонтакте».

«Рука об руку»

«Жениться — это не только оладьи да вышиванье, да по саду-огороду прогулки рука об руку, это ж портки снимать».
Татьяна Толстая
«Кысь»

Работа никогда не мешала Артемию практиковать главное в нашей стране — традиционные семейные ценности. Нюансы своей личной жизни Лебедев всегда бережно прятал, но то эхо, что все-таки доносилось, не оставляет сомнений: здесь у него все так же лихо, как и везде.

Достоверно известно лишь об одном сыне дизайнера, Савве, но, если верить Лебедеву, отец он более чем многодетный. «У меня теперь четыре девочки и шесть мальчиков в диапазоне от нуля до двадцати двух лет. Это мое самое значительное достижение в жизни», — писал Артемий в 2017 году после рождения десятого ребенка. Ту же мысль про главное достижение он повторял и в 2021 году, добавив, что «остальное — баловство».

Жен у Лебедева, как он заявлял в интервью Ксении Собчак в 2020-м, было как минимум пять: «В моей жизни было много любви, и я очень счастливый человек. В душе я барин, который любит жить на широкую ногу, у меня всего должно быть много». Причем в семейной жизни дизайнер исповедует всеприятие: «Без проблем мог бы встречаться с крайне левой либералкой, феминисткой. Я не делю людей на типы „свой/чужой“. У меня могла быть радикальная фемка с отрезанной сиськой и на одной ноге, если бы она мне подходила».

С последней женой Аленой Ивановой, матерью шестерых младших детей, Артемий развелся осенью прошлого года. «Это единственная подробность моей личной жизни, которую вы должны знать в ближайшие десять лет», — написал тогда дизайнер. К слову, в том же интервью Собчак Лебедев обронил, что не отказался бы от узаконенного многоженства в России: «Хочу, чтобы у меня было два мужа и пять жен. Мало какая сфера жизни найдется, где бы я не порвал шаблон». В свете признания «Движения ЛГБТ» экстремистским немного боязно за Артемия — но, думается, ничего, любящая мать наверняка поддержит его, что бы ни случилось.

«Я никогда не скажу: „Как ты можешь такое говорить?“ <…> Вот мой принцип: мои дети могут обсудить со мной что угодно. <…> У меня нет никаких условий для детей. Я просто всегда их принимаю и люблю», — писал Лебедев у себя в телеграме. Судя по всему, этому замечательному родительскому кредо он тоже научился у Толстой. Писательница, обычно избегавшая как‑либо комментировать выходки своего сына, пару лет назад не выдержала и заступилась за него в перепалке с Юлией Навальной. Лебедев тогда выложил фейковое удостоверение личности, якобы подтверждавшее наличие у Юлии немецкого гражданства, а когда ошибка вскрылась, сперва проапдейтил пост словами «Это фейк, факт проверен», а скоро и извинился в излюбленной манере: «Я хоть и тролль, но человек чести. <…> Зая, я прошу прощения у тебя. Твое внимание и мнение мне особенно важно…» Когда Юлия извинения не приняла, к дискуссии подключилась Толстая. В своих соцсетях писательница выложила несколько постов, состоявших из авторской ремарки «Ну и чтобы у одноклеточных окончательно мозги перекосило — прекрасное, чистое, классическое соло Вяземского…» и, собственно, стихов Петра Вяземского. В которых были такие вот катрены:

Послушать — век наш век свободы,
А в сущность глубже загляни:
Свободных мыслей коноводы
Восточным деспотам сродни.

У них два веса, два мерила,
Двоякий взгляд, двоякий суд:
Себе дается власть и сила,
Своих наверх, других под спуд.
<…>
Скажу с сознанием печальным:
Не вижу разницы большой
Между холопством либеральным
И всякой барщиной другой…

Что ж, «графиня» Толстая определенно любит и принимает своего сына. Как не принимать, когда так похожи.


* Юрий Дудь признан Минюстом РФ иностранным агентом.

** Алексей Навальный внесен Росфинмониторингом в реестр экстремистов и террористов.

*** Ирина Шихман признана Минюстом РФ иностранным агентом.

Расскажите друзьям