Искусство

На какие выставки сходить в июне 2024 года

29 мая 2024 в 12:47
Ретроспектива Лубнина в Петербурге, выставка-блокбастер о династии Васнецовых и ярмарка искусства «1703» — рассказываем о самых интересных выставках этого лета в Москве и Петербурге. А промокод DAILYART на сайте Afisha.ru даст вам скидку 15% на первую покупку билетов на спектакли и концерты.

Москва

«Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» в «ГЭС-2»

С 20 июня по 27 октября

В международном проекте (приглашенные кураторы — Франческо Бонами и Зельфира Трегулова) ключевые произведения Казимира Малевича, Эрика Булатова, Фрэнсиса Бэкона, Ильи и Эмилии Кабаковых, Василия Кандинского, Пабло Пикассо, Герхарда Рихтера, Александра Родченко, Энди Уорхола вступят в диалог не только друг с другом, но и с самим пространством Дома культуры. Прогуливаясь по двенадцати разделам выставки, посетители увидят, как цвет и свет, форма и конструкция, образы города и человека в искусстве прошлого и настоящего трансформировались — прямо или косвенно — под влиянием одного небольшого черного квадрата на белом фоне, а искусство из четырехугольника на стене преобразилось в затягивающее зрителя пространство инсталляции.

«Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма

С 20 июня по 6 октября

Кураторский проект от директора музея Юлии Петровой и искусствоведа Ольги Юркиной. На этот раз нетривиальной призмой для взгляда на русское искусство начала XX века стал культовый журнал того времени «Столицы и усадьбы». Этот, можно сказать, первый отечественный глянец транслировал вкусы и ценности элиты начала XX века. Среди главных сюжетов — балы и загородные имения, политики, предприниматели и спортсмены, утонченные дебютантки, их статусные поклонники и породистые домашние любимцы. Вместе с ними на страницах уживались рецензии на художественные выставки и репродукции картин современных художников — их же нередко помещали на обложку «журнала красивой жизни». В экспозиции представят эти полотна и расскажут, как, например, модернистский портрет Анны Ахматовой кисти Альтмана, изысканный «Пьеро» Льва Бакста и обнаженная натура Виктора Штемберга под говорящим названием «Роковая» формировали стиль жизни читателей.

«Нити судьбы, карты, истории» в «ГЭС-2»

По 28 июля

Свежий проект в Доме культуры «ГЭС-2» посвящен ответу на вопрос: «Что такое судьба?» В своих работах российские художники Людмила Баронина, Катя Исаева, Родион Китаев и Маяна Насыбуллова исследуют различные грани этого понятия и анализируют, какие существуют представления о нем в мировой культуре. Каждый художник предлагает свой взгляд, но всех объединяет интерес к тому, как сегодня живут категории мифологического и что они могут рассказать о нас. Так художники намечают направления и координаты, в которых можно осмыслить судьбу, — говорят о земном и космическом, природном и рукотворном, о свободе воли, выборе и предопределенности.

«Чего ты боишься?» в ЦСИ «Винзавод»

По 4 августа

На этой выставке собраны работы 28 художников — каждый осмысляет свой персональный страх. Экспозиция разделена на два пространства: если в Цехе красного художники только визуализируют страхи, то в Цехе белого еще и пытаются их преодолеть. Например, Михаил Рубанков обращается к своим детским и подростковым страхам, когда ему казалось, что в квартире кто‑то есть, а Катика раскрывает боязнь неизвестного в работе «Нейросвязи», связанной ею вручную по экскизу нейросети. Саян Байгалиев, используя связь с традиционными ритуалами, делится своим родовым страхом, Диана Капизова преодолевает неловкость, напевая песни в караоке. Кроме того, Анна Комарова воссоздает лес, в котором посетитель может спрятаться от тревог окружающего мира — или, наоборот, остаться наедине со своими страхами.

С 1 июня начинается публичная программа выставки: раз в две недели эксперты будут обсуждать с приглашенными гостями, как тема страха проявляется в философии, кино, литературе.

«Александр Юликов. Головы» в «ГУМ-Red-Line»

По 23 августа

В галерее «ГУМ-Red-Line» открылась ретроспектива работ нонконформиста Александра Юликова. В начале экспозиции — «Автопортрет» 1958 года, созданный автором еще в годы учебы в МСХШ, а завершает ее серия «Головы», над которой мастер работает уже более 65 лет. Хотя художник больше известен абстракцией, выставка демонстрирует, что параллельно он всегда занимался фигуративной живописью, — многие полотна представлены впервые. Картины, офорты, шелкографию и рисунки можно разделить на несколько тем: «Ню», «Головы», «Урбанистические мотивы» и «Библейские сюжеты».

«Зураб Церетели. Солнечный сад» в ММОМА на Петровке

По 22 сентября

К девяностолетию Зураба Церетели — одного из крупнейших мастеров российского современного искусства и основателя ММОМА — сразу на двух этажах здания на Петровке открылась его большая ретроспектива. В экспозиции «хронологическим пунктиром» отмечены яркие эпизоды биографии: учеба в Тбилиси, встречи с Пикассо и Шагалом в Париже, работа главным художником МИД в посольствах СССР от Сирии до Японии, оформление Московской Олимпиады, руководство Академией художеств. В экспозиции собраны работы — от живописи и графики до круглой и рельефной скульптуры, а также эмали, витражи, гобелены и мозаики. В трех особых залах представлены важные для Церетели сюжеты и персонажи: Прометей, святой Георгий и Петр I. Также в маршруте есть графический и скульптурный кабинеты, мастерская-амфитеатр, где в жанре «выставки одной работы» по очереди демонстрируются самые новые, только что написанные живописные полотна, а еще фотогалерея его избранных общественных монументов — как в России, так и за рубежом.

«Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» в Новой Третьяковке

По 4 ноября

На масштабной выставке-блокбастере показывают более двухсот картин, рисунков и театральных эскизов художественной династии Васнецовых из собрания галереи, российских музеев и частных коллекций. В экспозицию вошли лучшие произведения Виктора Васнецова и его младшего брата Аполлинария, которые впервые в русском искусстве начали живописно реконструировать архитектуру и быт Древней Руси, обратившись к новейшим археологическим открытиям своего времени. Третий участник — основатель сурового стиля Андрей Васнецов, знаковая фигура культурной жизни страны второй половины ХХ века. Хотя творчество каждого из них строго индивидуально и не имеет стилистического родства, этих художников, помимо фамилии, объединяло стремление к универсализму и синтезу искусств.

Петербург

Третья Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703» в Манеже

C 5 по 9 июня

Ярмарка современного искусства «1703» в Манеже проходит в третий раз: галереи из России, Турции и ОАЭ представят работы современных авторов в самых разных формах. Четырнадцать из них, включая дубайскую Inloco Open Storage, участвуют в ярмарке впервые. В секцию «Основа» вошли 26 галерей с собственными пространствами и регулярными выставками, в их числе — Marina Gisich Gallery, Triumph Gallery, Pop/off/art, Lumiere Gallery, Name Gallery, «Е.К.Арт-бюро» и другие. Специальные секции отведены институциям, работающим с современными технологиями и коллекционным дизайном. Также свой раздел «Проект» появился у онлайн-галерей и художественных объединений, существующих вне привычного формата. Основную программу дополнит традиционная некоммерческая секция, где представят проект художницы Евгении Тут, работы выпускников Академии художеств и инсталляцию Дмитрия Марголина «Казалось бы, обычный сад…». И большая лекционная программа, подготовленная в сотрудничестве со школой Masters.

«Гавриил Лубнин. Взлет посадка жизнь загадка» в K Gallery

По 16 июня

В K Gallery проходит выставка работ яркого представителя петербургского художественного андеграунда 1990–2000-х Гавриила Лубнина, который соединял графику, поэзию и дизайн: наивные чернильные рисунки на тонких крафтовых листах с остроумной, часто парадоксальной рифмованной подписью напоминают то ли лубок, то ли граффити. Благодаря интернету они получили широкую популярность и стали частью городского фольклора, однако жизнь художника прошла в стороне от институций и громких проектов, поэтому в мае — июне этого года на трех площадках — в K Gallery, в галерее «Борей» и в Шереметевском саду — решили провести целый фестиваль в его честь.

«Живописных дел мастер…» в Русском музее

По 1 июля

В Михайловском замке открылась выставка к юбилею Ивана Вишнякова — одного из знаковых российских художников XVIII века, мастера светского портрета в стиле рококо, иконописца, монументалиста, реставратора и педагога. Он руководил живописными работами в Петербурге, Москве и в загородных резиденциях двора — например, участвовал в оформлении Зимнего, Летнего и многих других царских дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов. К сожалению, сохранилось немногое, однако на выставке можно увидеть 11 портретов из Русского музея, Третьяковки, Музея Тропинина и региональных собраний. А еще 17 реставрированных образов из иконостаса Троицкой соборной церкви, написанного им в 1755 году, — уникального примера монументальной живописи XVIII века, который дошел до наших дней.

«Группа „Куб“. Теплый Север» в «Эрарте»

По 28 июля

Со времен первой выставки в «Эрарте» в 2021 году пермская группа превратилась в дуэт скульптора Юрия Шикина и графика Егора Субботина. Новый их проект вдохновлен Русским Севером: художники размышляют о нелегком труде «отшельников» — смотрителей маяков, полярников и комендантов биостанций. Подчеркивая, насколько хрупка жизнь в суровых условиях и какая мощная сила духа эту жизнь поддерживает, авторы превращают унылую северную природу в фантастический мир из танцующих зверей, демонических существ и духов стихий, больше напоминающий граффити на улицах мегаполисов.

«Ольга Розанова (1886–1918). Революционер искусства» в Русском музее

По 2 сентября

На ретроспективе одной из «амазонок русского авангарда» Ольги Розановой в Мраморном дворце собрали работы художницы со всей России. Это около 50 картин и более сотни графических произведений: от первых, еще робких, этюдов до поражающих органической слитностью цветовых отношений абстракций, от натурных зарисовок до футуристической графики. В предисловии к посмертной выставке современник Иван Клюн писал о Розановой, что она «…всю свою жизнь была в самых первых рядах борцов за новые идеи в искусстве». С тех пор прошло более ста лет: авангард больше не прячут в запасники, а художников записали в классики. И реакция зрителей наверняка не будет столь эмоциональной, как на последних ее монографических выставках в начале девяностых. Но абстракция есть абстракция — в очередной раз попробовать понять ее в столь мастерском исполнении и предлагают кураторы.

«Ars Vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже

По 8 сентября

В Николаевском зале Зимнего дворца посетителей перенесут во время расцвета искусства Фландрии, а именно эпоху барокко — с ее экзотическими редкостями, гирляндами из цветов и охотничьими трофеями. Экспозиция объединит 70 картин фламандских мастеров натюрморта и анималистической живописи — 15 работ привезли из столичного Пушкинского, а еще специально к выставке отреставрировали несколько панно. В центре проекта — живопись Франса Снейдерса, в творчестве которого камерный жанр натюрморта обрел подлинную монументальность. В анималистических картинах и натюрмортах с ломящимися столами можно не только проследить традиции Рубенса, с которым Снейдерс сотрудничал, но и увидеть, как повлияло на творчество путешествие художника в Италию в 1608–1609 годах.

Расскажите друзьям