Искусство

Татарстан супергуд: лучшие молодые художники республики — и что их вдохновляет

9 сентября 2024 в 14:21
Регион года на ярмарке молодого искусства blazar — Татарстан, художников и институции которого собрал Центр современной культуры «Смена». Мы попросили молодых художников, чье искусство можно будет увидеть в Музее Москвы с 12 по 15 сентября, рассказать о себе, своем искусстве и любимых местах Татарстана.
Зухра Салахова

Зухра Салахова — художница, участница кураторского коллектива Plague, соосновательница выставочного пространства Plague Office в Казани. Основные медиумы Салаховой — текстиль и вышивка, которая, будучи монотонным, метрически измеряемым процессом, предстает «материей времени».

— Почему вы работаете именно с этими материалами и формой?

— Я их чувствую и они мне нравятся.

— Не называя художников и арт-объекты — что вдохновляет ваше искусство?

— Шугейз, античность, трип-хоп, группа «Аквариум», белый цвет, арабески, Ближний Восток, изобилие фруктов, утонченные манеры, животные с длинными стройными ногами, элегантные слова, самый синий час, чешуйчатые, все тонкое и длинное, август, украшения, узоры, секреты, ветреная погода.

— Опишите себя в трех фактах из своей биографии.

— Однажды мы с моей бабушкой на целый день потерялись в лесу. Я посмотрела все фильмы Кроненберга. Я очень люблю шугейз.

— Лучшее место в Татарстане?

— Национальная библиотека.

Надежда Ригова

Надежда Ригова в своей практике исследует границы между распадом и витальностью, рассматривая вопросы временных рамок бытия и преодоления склонности к насилию. В основном Ригова работает с анималистическими образами, отсылающими к христианской культуре.

— Почему вы работаете именно с этими материалами и формой?

— Я занимаюсь в основном скульптурой, потому что мне всегда было интереснее создавать трехмерные объекты, чем рисовать. В выборе материала сейчас больше склоняюсь в сторону керамики, так как она доступнее, но хотела бы в будущем переосмыслить принципы работы с этим материалом.

— Не называя художников и арт-объекты — что вдохновляет ваше искусство?

— Иногда мои работы вдохновлены не самыми радостными проявлениями окружающего мира. Будто мне хочется изучить какой‑то тревожный процесс, понять, почему мир устроен именно так. А иногда, наоборот, какими‑то светлыми впечатлениями.

— Опишите себя в трех фактах из своей биографии.

— Я родилась в маленьком городе, из которого всю сознательную жизнь мечтала уехать. Пробовала работать с лошадьми, но поняла, что мне не близка эта деятельность. Училась на скульптора в художественном училище имени Фешина, до сих пор считаю то время лучшим в своей жизни.

— Лучшее место в Татарстане?

— Кировский район Казани. Нравится там гулять из‑за архитектуры.

Саша Шардак

Саша Шардак — выпускник Казанского художественного училища, Британской Высшей школы дизайна и «Свободных мастерских» при Московском музее современного искусства. В своем творчестве он исследует поле дизайна, воссоздавая пластичность графических элементов в нехудожественных материалах.

— Почему вы работаете именно с этими материалами и формой?

— Основная форма моих выставок — это тотальная инсталляция. Для меня всегда важно состояние, в котором зритель смотрит на мои работы. Я часто заливаю пространство тонированным светом, чтобы обобщить детали. Всю инсталляцию я строю коллажным типом: в одной работе слоями размещаются другие. Сами же объекты могут быть выполнены в технике ассамбляжа или аппликаций, иногда скульптуры. Мне нравится работать с разными материалами руками: обрабатывать их, изучать пластику. Составлять из различных деталей целостную композицию. В основном я беру дерево, бумагу, металл, стекло, пленки. Вместе все это может выглядеть контрастно, грубо, но и гармонично тоже.

— Не называя художников и арт-объекты — что вдохновляет ваше искусство?

— Природа, время, память.

Расскрою: в природе есть рассвет и закат — это периоды перехода. В них как раз и происходит самое интересное.

Время делит наш путь на периоды. Каждому периоду свойственен свой характер, темперамент и вкус. Вкусы меняются со временем. То, что сегодня грязно, завтра становится роскошно.

Память помогает оставить нам то, что важно. Точнее, она решает, что для нас важно, оставляя то, что мы не планировали запомнить. Память очень субъективна, но только опираясь на нее, мы можем отрефлексировать прошедшее. Из памяти я извлекаю образы, которые закладываю в идеи. Я собираю большие архивы — это помогает достать нужное (ненужное тоже) и понять, что это значит сейчас, опираясь на память и на то, что я получил в итоге.

— Опишите себя в трех фактах из своей биографии.

— Из семейной династии художников — дедушка, отец, я. Работал в глянце: Harper’s Bazaar, Condé Nast, Sanoma Independent Media. Играл Карла Орфа в Рахманиновском зале МГК.

— Лучшее место в Татарстане?

— Определенно это база отдыха «Кордон». Я провел там все детство, с двух до семнадцати лет. В ДНТ «Художник» у нас с семьей было два домика на берегу Волги. Я купался, круглосуточно шатался по лесам и посетил свои первые дискотеки в студенческом лагере. Это была летняя жизнь, полная счастья и беззаботности. Я до сих пор продолжаю иногда туда ездить.

Нурия Нургалиева

В своих работах Нургалиева рассматривает изображение как многослойный плоский объект, свойства которого меняются в зависимости от использованных материалов и угла зрения. Создавая провокативные тревожные образы, художница задается вопросами взаимосвязи эмоциональной восприимчивости и агрессивности. Тело в ее работах уязвимо — и в то же время опасно.

— Почему вы работаете именно с этими материалами и формой?

— Мне близки физически нежные, хрупкие материалы, такие как стекло и ткань. Стекло привлекает своей глянцевостью и прозрачностью, а ткань — способностью деформировать изображение и реагировать на внешние условия. Также я люблю экспериментировать с двойной экспозицией и движением — это привело меня к работе с лентикулярной печатьюЛентикулярная печать Технология печати изображений, в которой создается иллюзия глубины пространства или смены изображения при просмотре под разными углами.. Сейчас увлекаюсь акварелью, ее прозрачностью и непредсказуемостью — она сильно отличается от акрила, которым я обычно рисую.

— Не называя художников и арт-объекты — что вдохновляет ваше искусство?

— Меня вдохновляет кинематограф.

Недавно наткнулась на фанатскую нарезку из сериала «Ганнибал» и поняла, насколько сильно на меня влияют кино и сериалы с их сюжетами и драмой. Сейчас вижу в своих работах отголоски тем и визуала того, что смотрела много лет назад. Музыка тоже для меня важна. Я люблю составлять плейлисты для своих проектов, что‑то типа саундтрека: пока не подберу подходящие треки, работа не идет.

— Опишите себя в трех фактах из своей биографии.

— Плакала в детском садике после фотосессий. Люблю покупать черные коктейльные платья и никуда в них не ходить. Когда‑то хотела стать режиссером.

— Лучшее место в Татарстане?

— Мой двор в Набережных Челнах. Обожаю его летом, это огромные джунгли среди белых панельных домов.

Таня Бронникова

Таня Бронникова — художница, финалистка ежегодного проекта The Blueprint 100. Она вышивает фотографии и объекты, совмещая вышивку с нейросетями, создает коллажи и видеоарт. Бронниковой нравится разбирать изображения на части и собирать заново, выдавая ненастоящие снимки за объекты реальности.

— Почему вы работаете именно с этими материалами и формой?

— Я работаю с нейросетями, фотографией и вышивкой: генерации дают то, что невозможно заснять, кадры бывают конкретнее и честнее, а нитками мне легче присутствовать в работах. Интересно смешивать ненастоящее, плоское и осязаемое.

— Не называя художников и арт-объекты — что вдохновляет ваше искусство?

— Поп-культура, различные бытовые вещи и все, что могу увидеть в городе на прогулке.

— Опишите себя в трех фактах из своей биографии.

— Трижды бросала учебу в университетах ради искусства — это как раз три факта.

— Лучшее место в Татарстане?

— Крыша паркинга перед моим домом.

Зульфия Илькаева

Илькаева — художница и куратор независимой культурной площадки «Дебаркадер-30» в городе Набережные Челны. Зульфия работает с публичной историей, трудным наследием и коллективной памятью, исследует национальные и городские конструкты. Обращаясь к собственной биографии или опираясь на наблюдения, она создает инсталляции, объекты и паблик-арт.

— Почему вы работаете именно с этими материалами и формой?

— Я часто создаю инсталляции, мне нравится работать с пространством — видимо, сказывается мой архитектурный бэкграунд.

Сейчас я исследую тему Карурман (с татарского — «черный лес») с помощью живописи и керамики. Образ черного леса часто использовался в татарской культуре как олицетворение иного мира, образ испытаний и неизвестности, которые лучше преодолевать сообща.

— Не называя художников и арт-объекты — что вдохновляет ваше искусство?

— Архивы и библиотеки: мне нравится изучать малоизвестные факты о своей культуре, истории.

Вода: я люблю реки и свое состояние рядом с ними. Их горизонтальность импонирует мне больше, чем вертикальные природные или городские доминанты.

Дорога: я люблю ездить в полупустых автобусах и поездах между городами — быстрая смена ландшафта и отсутствие интернета хорошо перезагружают и помогают сфокусироваться на чем‑то новом.

— Опишите себя в трех фактах из своей биографии.

— Я пермская татарка, почти вся моя семья живет на юге Пермского края, но родилась и живу я в Татарстане.

Закончила архитектурный, четыре года работала по профессии: проектировала жилые и общественные здания, занималась социо-культурным исследованием территорий. Наработанные инструменты я продолжаю использовать в своей художественной практике.

Я вернулась в свой родной город Набережные Челны и теперь помогаю развивать «Дебаркадер-30» — это независимая культурная институция на месте бывшей пристани. Это двухэтажное плавучее сооружение на Каме, построенное в 1957 году в стиле сталинского ампира. Культурный центр «Дебаркадер-30» начал работу весной 2024 года, в центре внимания институции — развитие современного искусства Татарстана и Прикамья.

— Лучшее место в Татарстане?

— Кама!

Кама — большая река, она проходит ровно посередине республики. Мои родные Набережные Челны расположены на Каме, в отличие от многих городов берег реки у нас не огорожен заводами, поэтому люди могут гулять вдоль всей воды.

В Татарстане есть Камское море: в этом месте Кама настолька широка, что ты не видишь ее границ. Советую приезжать сюда, ориентир — парк Белые горы.

Расскажите друзьям