Москва изнутри

Цирк уехал: что ждет Большой Московский цирк и исчезнут ли оттуда номера с животными?

18 ноября 2024 в 16:30
Здание Большого Московского цирка перепланируют в «многофункциональную lifestyle-площадку». Восемь бюро должны представить свои проекты уже в декабре. Разбираемся, как реконструкция знакового для столицы здания изменит облик района и что об этой инициативе думают эксперты в области архитектуры, зоозащитники и местные жители.

Почему Большой Московский цирк — культовое здание

Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского. Май 1971 года.

Модернистское здание на пересечении проспектов Вернадского и Ломоносовского появилось в столице в 1971 году. С группой архитекторов под руководством Якова Белопольского и Ефима Вулыха работали Лев Мисожников и Степан Сатунц, последнему принадлежит авторство цирка на 2000 мест, построенного ранее в Тбилиси. Цирк в Москве был масштабнее: 3000 квадратных метров и 3400 посадочных мест. После официального открытия 30 апреля 1971 года он стал одним из архитектурных символов города. Здание легко узнать благодаря эффектному складчатому куполу и полностью остекленному шатру.

«‎Для миллионов москвичей Большой Московский цирк имеет важное мемориальное, ностальгическое значение. Он интересен еще и тем, что был частью целой программы по строительству цирков в СССР, которая была задана при Хрущеве. Строительство сильно затянулось, и цирки в столицах других республик открылись чуть раньше. Но, в любом случае, этот проект задал тенденцию дальнейшего строительства цирковых и общественных сооружений в Советском Союзе», — комментирует историк архитектуры, создатель проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов.

Здание цирка отличается технологическими новшествами. Например, здесь есть система из пяти манежей — конного, ледового, водного, иллюзионного и светового, — которые можно было менять за считанные минуты. Проект этой конструкции разработал заслуженный строитель России Георгий Хромов.

За все время существования цирк закрывался на ремонт лишь однажды — в 2013 году. После того, как в 2017 году здание перешло из федеральной собственности в собственность Москвы, руководство цирка и местные власти заговорили о необходимости более масштабной реконструкции.

Что известно о реконструкции Большого Московского цирка

Теперь в планах Москомархитектуры — превратить Большой Московский цирк в «многофункциональную площадку формата lifestyle». Среди основных пунктов предложенного ведомством технического задания конкурса фигурируют общая площадь 80 тыс. кв.м (почти в 30 раз больше существующей), вместимость до 5000 зрителей, общественная зона на 22,5 тыс. кв.м, сцена и помещения для артистов общей площадью 30 тыс. кв.м, а также зона общепита, репетиционная база, складские и служебные помещения. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, все эти новшества сделают из цирка «культурный центр с различными образовательными и развлекательными программами».

На момент публикации материала ведомство отобрало восемь архитектурных бюро, которые должны разработать свои концепции обновленного здания и представить их до 20 декабря. Это Проектное бюро «АПЕКС», Marks Group, Архитектурное бюро Asadov, UNK, Градостроительный институт «Мирпроект», Арт-группа «Камень», СПИЧ и АБ «Структура». Среди требований, которые предъявлялись к конкурсантам, Сергей Кузнецов отмечает «опыт создания уникальной типологии городской среды, знаковых объектов, концепций благоустройства территорий, в том числе центральных общественных пространств, набережных, парков, а также победы в международных архитектурных и градостроительных конкурсах».

Как реконструкция изменит облик района

Пока неясно, будет ли здание снесено или подвергнется частичному изменению. Айрат Багаутдинов склоняется ко второму варианту: «Насколько я понимаю, в заявлении Сергея Олеговича Кузнецова все же говорится о реконструкции существующего здания. Другое дело, что она подразумевает много изменений, потому что здание — не памятник архитектуры, и то количество площадей, которое указано в конкурсной заявке, просто отсутствует в оригинальном сооружении». По мнению историка, реконструкцию вряд ли можно провести, просто добавив к зданию новый высотный объем, как в случае с жилым домом или офисом.

Айрат Багаутдинов

Историк архитектуры, создатель проекта «Москва глазами инженера»

«Пока сложно сказать, как реконструкция отразится на облике района — проекты явно будут очень разными. Предложенное Москомархитектурой техническое задание может быть реализовано, например, за счет увеличения подземной части или расширения застройки существующих территорий. Тогда это мало отразится на облике района, но сделает его более современным и удобным. Архитектурные бюро, прошедшие конкурсный отбор, — это большие профессионалы с огромным опытом, поэтому и потенциал у них вполне серьезный. Посмотрим, какие решения они предложат».

Историк советской архитектуры Константин Антипин считает, что уместить все прописанные в техническом задании функции в пределах существующего архитектурного объема невозможно. «Задание никак не ограничивает предельную высоту новых строений, зато четко оговаривает максимальную глубину — 15 метров. Кроме того, ясно указано, что подземная часть не может превышать четверть от общей площади объекта. Таким образом, участникам не была дана явная установка на сохранение здания».

Константин Антипин

Историк советской архитектуры

«Разместить под существующим куполом, проект которого был рассчитан на 3400 зрителей, еще 1600 мест — очень сложная задача, которая требует реставрационного подхода: нужно признать ценность здания, определить предмет охраны, то есть, к примеру, фасады и купол, и исходить из задачи их сохранения. Если же здание не признано ценным — а техническое задание исходит из этого, — то наиболее простым и логичным путем для архитектора будет полное игнорирование всех существующих конструкций».

При этом, отмечает историк, объемная композиция и фасады здания находятся под охраной. Хотя сам цирк не признан памятником архитектуры, он расположен в границах Парка имени 40-летия ВЛКСМ — объекта культурного наследия, панорамы которого входят в предмет охраны. «Кроме того, по закону нельзя изменять параметры здания. При потенциальной реконструкции можно лишь менять внутреннее содержание, либо строить на его месте точную копию. Поэтому реализация любой из предложенных конкурсантами концепций будет почти со стопроцентной вероятностью противоречить законодательству, и Департамент культурного наследия должен будет отказать в ее согласовании», — добавляет он.

По мнению Константина Антипина, здание не нуждается в ремонте, а Сергей Кузнецов апеллирует лишь к его «моральному устареванию».

«В отношении памятников советского модернизма эта фраза стала набившим оскомину штампом, — говорит он. — Город не ведет системной работы, направленной на выявление и сохранение архитектуры этого периода. Зато множество ситуативных решений, напротив, приводят к тому, что целые пласты наследия выкорчевывают под корень, невзирая на характерность или уникальность тех или иных зданий. Самым масштабным из таких решений стала программа по уничтожению модернистских кинотеатров и строительству на их месте типовых торговых центров».

В том, что здание цирка пока не нуждается в масштабной реконструкции, уверена и Татьяна Осецкая — архитектор, сооснователь архитектурного бюро Osetinskaya.Salov. «Мы, как, наверное, большинство горожан, в детстве ходили в этот цирк, сидели с родителями и ели сладкую вату, пока тигр прыгал через огненное кольцо. Для нас этот объект по-своему сакрален, поскольку является порталом в мир самых искренних и ярких детских эмоций. Однако здание еще не так старо, чтобы быть реставрированным. Поэтому в нем есть потенциал для модернизации и обретению новых функций и качеств. Ключ к эффективному и успешному разрешению опасений о сносе здания цирка — привлечение разных команд, титулованных и зарекомендовавших себя специалистов».

Татьяна Осецкая

Архитектор, сооснователь архитектурного бюро Osetinskaya.Salov

«Москва уже знает примеры того, как объект, кажущийся незыблемым памятником своего времени, становится воспоминанием. Так, вместо, казалось бы, очевидной реконструкции, был снесен и отстроен заново спорткомплекс „Олимпийский“».

Новость о планах по реконструкции цирка не оставила равнодушными и жителей Гагаринского района. Чтобы общими усилиями попытаться остановить изменения и возможный снос здания, они создали чат в Telegram. «У нескольких поколений, как жителей Гагаринского района, так и москвичей в целом, здание цирка с самого детства ассоциируется с праздником и чудом. Это наша гордость и история, и мы считаем, что при развитии Москвы нам нужно сохранять то бесценное историко-культурное наследие, которое досталось нам от предыдущих поколений», — рассказала в разговоре с «Афишей Daily» Александра Адамова, руководитель инициативной группы по сохранению здания Большого Московского цирка в историческом виде. Жители района составили обращение в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы и собирают подписи против реконструкции здания.

Что будет с животными

Открытая репетиция в Большом Московском цирке

Согласно техническому заданию конкурса, в рамках реконструкции в цирке не только появятся новые общественные пространства, но и будут улучшены условия содержания животных. В частности, для них будут предусмотрены зоны площадью 5000 кв.м, «полностью отвечающие современным нормативам по уходу и содержанию».

В заявлении на сайте Информационного центра правительства Москвы от 14 ноября сказано, что во время реконструкции Большой Московский цирк будет работать на Малой спортивной арене олимпийского комплекса «Лужники». По словам властей, там также «созданы все условия для комфортного содержания животных».

Однако, как отмечает исполнительный директор общественной организации «Альянс защитников животных» Юрий Корецких, сделать закрытые пространства комфортными для диких животных невозможно. «Какими бы ни были заложенные в проект нормативы помещений для содержания животных, они все равно не смогут отвечать современным стандартам.

Невозможно в любом закрытом здании или сооружении создать условия для диких животных, которые бы соответствовали их природным потребностям.

В любом случае это будет вызывать страдания у животных». Кроме того, согласно исследованию организации Animal Advocacy and Protection, большинство задействованных в цирковых представлениях диких животных страдают психическими расстройствами и физическими недомоганиями.

Корецких добавляет, что на этапе проектирования необходимо учитывать, что скоро в России могут совсем отказаться от использования животных в цирках. Законопроект, инициированный лидером партии «Новые люди» Алексеем Нечаевым и вице-спикером Госдумы Владиславом Даванковым, был внесен в Госдуму в октябре 2023 года и может быть рассмотрен в ноябре этого. Такой запрет введен уже в ряде стран Европы, где в 2021 году соответствующую петицию подписало более 1 млн человек. Ее инициировала организация Eurogroup for Animals, которая потребовала запретить использование диких животных в цирках на уровне всех стран Евросоюза. По мнению членов группы, только общесоюзный запрет может эффективно и последовательно решить проблему физических и эмоциональных страданий животных.

«Для России запрет использования животных в цирках — это вопрос времени, причем довольно короткого. Соответствующий законопроект уже лежит в Государственной думе, и он может быть принят в ближайшие несколько лет, когда еще даже не закончится строительство нового здания цирка. В итоге заложенные в проект помещения для содержания животных окажутся ненужными, и данное пространство уже не сможет эффективно использоваться в работе планируемого развлекательного комплекса», — добавляет он.

Юрий Корецких

Исполнительный директор общественной организации «Альянс защитников животных»

«Если Москва хочет оставаться передовым мировым городом, то уже сейчас необходимо развивать проекты по ответственному отношению к животным и показывать пример гуманизма. Благодаря реконструкции Большого Московского государственного цирка можно создать уникальные площадки с таким техническим и мультимедийным оснащением, которое выведет современное цирковое искусство на новый уровень, но уже без использования животных. Новый комплекс может стать яркой достопримечательностью столицы, не только разнообразив досуг москвичей, но и привлекая туристов со всего мира».

Директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный считает, что предложение Нечаева и Даванкова не будет одобрено правительством. Кроме того, Запашный не согласен с мнением о том, что дрессировка — это негуманно. По его мнению, этот процесс вполне естественен и в собаководстве, и в сельском хозяйстве, и в конном спорте.

Впрочем, мнение зоозащитников все-таки может быть услышано властями. В прошлом году в сети появились новости о том, что, в том числе благодаря многочисленным жалобам и петициям с их стороны, правительство приостановило работу над стратегией развития циркового искусства до 2035 года.

Возможна ли альтернатива масштабной реконструкции

Айрат Багаутдинов считает, что наилучшим вариантом было бы максимальное сохранение без изменений надземной части здания на уровне объема и композиции. «Безусловно, могут быть заменены отдельные изношенные элементы и материалы, но хочется, чтобы задуманное Яковом Белопольским решение не менялось. Хоть его здание и не является памятником, Белопольский — очень мощный архитектор, и хотелось бы почтить его память. Все связано с этим зданием, поэтому надеюсь, что удастся максимально сохранить его уникальность».

По мнению Константина Антипина, еще одна альтернатива полной реконструкции — сохранение существующих фасадов и купола здания при углублении арены под землю и увеличении наклона трибун, что позволило бы разместить на них больше людей. «Это не фантастика, но заниматься этим, если здание не является предметом охраны, для любого собственника равносильно сумасшествию. Здание безусловно достойно статуса объекта культурного наследия по целому ряду причин: это и яркое произведение великих архитекторов, и главный представитель уникальной для мира и характерной именно для СССР и стран соцлагеря типологии капитальных цирковых зданий».

Антипин добавляет, что здание цирка сложно переоборудовать под иные цели. Однако, если исходить из ценности объекта и задаться целью найти для него новую функцию, то можно разработать потенциально прибыльные сценарии его использования. «Совсем необязательно, чтобы здание теряло свою нынешнюю функцию, ведь тесно в нем оказалось лишь братьям Запашным, а в России кроме них есть множество других цирковых трупп», — заключает Константин Антипин.

Расскажите друзьям