
Программный директор «Белого июня» (Архангельск), «Берега» (Благовещенск) и еще более чем 50 книжных фестивалей за последние 15 лет, автор телеграм-канала «Книжный Зомбиленд»
Если ты не ловил шатры, улетающие от внезапно налетевшего порыва ветра, ты не делал книжных фестивалей на открытой площадке. Если ты не попадал под дождь, ты не делал книжных фестивалей. Книги не любят воды и ветра — запасись пленкой и утяжелителями для шатров, но знай: они не помогут. Книги также не любят и слишком яркого солнца. На всякий случай имей запасной вариант — переехать в крытое помещение. Но книжный фестиваль на открытой площадке решает главную задачу — привлечь внимание тех, кто не читает.
Тогда тебе не придется следить за тем, как грузчики разносят книги до шести утра, ты со спокойной совестью уйдешь в ближайший бар уже в восемь вечера. Когда сначала привозят книжки, а потом уже прилавки, то приходится убирать книжки, ставить на их место прилавки, а потом обратно ставить книжки. То есть делать три действия вместо одного. Грузчик этого не понимает, а ты должен.

Все происходящее должно быть связано единой концепцией, иначе это не программа, а просто план мероприятий. В 2025 году у меня пятнадцать фестивалей, и я совсем не соблюдаю этого правила. Мне стыдно, но я пытаюсь найти выход.
Никогда не зови одного и того же писателя два раза подряд. Он любит твой город, у вас даже сложились прекрасные личные отношения. Он сделает вид, что обиделся. Он даже будет пытаться тебя обмануть. Просто научись говорить ему нет. Позови его через два или лучше через три года.
Программный директор фестиваля — это как диджей, который иногда ставит музыку, которая ему самому не нравится. Литература — штука многогранная: кому‑то нравится арбуз, а кому‑то свиной хрящик, как известно. Если твои вкусы будут стоять во главе угла, то рано или поздно на твой фестиваль будешь ходить только ты сам.
Некоторые особенно. Поэтому, ставя в программу некоторых из них рядом, знай, что испортишь настроение и им, и себе. Правда, в последнее время эта тенденция, как ни странно, не усилилась, а наоборот.
Поэтому программу публикуй чем позже, тем лучше.
История «Белого июня-2022» — когда выяснилось, что на те же даты в Архангельске назначена куча других форумов и конференций, плюс турфирмы начали продавать туры на фестиваль, так что гостям не хватило мест в одной гостинице, — научила этой заповеди раз и навсегда.
Они не экономят твои деньги, совсем наоборот. И дело не в размере чемодана. Лоукостеры часто отменяют рейсы. В 2025-м в том же Архангельске было отменено штук десять рейсов одной авиакомпании, казавшейся дешевой. Пришлось покупать билеты второй раз — уже в более дорогой, которая за это время стала еще дороже.
Страна у нас большая, в ней много часовых поясов, и большинство самолетов из Москвы прилетает утром. Гостиницы же заселяют гостей, как правило, в 14.00. Поэтому озаботься ранним заездом. Поинтересуйся, насколько отвратителен в выбранной тобой гостинице завтрак. И вообще, продумай, чем ты будешь кормить гостей. Гонорары у писателей на фестивалях обычно скромные, так что попытайся компенсировать недостаток денег приветливой атмосферой.
Знай это и либо прими, либо придумай, как с этим бороться.
Издательства отправляют книги куда угодно, только не в соответствии с инструкцией по отгрузке книг. Так что дальше полагайся на интуицию или на опыт. Если на коробке, приехавшей во Владимир, написано «Фаустову в Кемерово», то это издательство М. Если коробка заклеена зеленым скотчем, то это издательство К. Если коробка из‑под бананов, то издательство П, а если на коробке нет опознавательных знаков, то А.
Ибо это единственный критерий хорошести фестиваля.
Иногда занижают фактические продажи, иногда, наоборот, завышают. Причем часто в течение одного короткого срока. Утром врут, что вчера все было очень плохо, а вечером — что сегодня все хорошо. Проверить можно по количеству приехавших и уехавших книг. Если продано больше 50%, то фестиваль удался.

1) Фестиваль будет; 2) особенности в этом году; 3) главные звезды; 4) опубликована программа; 5) фестиваль завтра; 6) фестиваль вчера.
Стиль решает очень много задач. Если фестиваль будет красивым, его запомнят. Один из аспектов зрительского опыта — как раз эстетический, и если площадка будет красивой, афиши будут привлекательными, а логотип оригинальным — это хорошо. Иногда самый содержательный и насыщенный фестиваль может быть испорчен дизайном из XX века.
У фестиваля должно быть запоминающееся название. Владимирский фестиваль «Китоврас» изначально должен был называться «Владимирский что‑то там, не помню что», но на первом же совещании я вскричал: «Владимирским может быть только централ!» — и мы утвердили название, под которым фестиваль стал известен как один из лучших в стране.
Лучше займись соцсетями и продемонстрируй свой фестиваль всему миру.
Монетизировать книжный фестиваль не удастся. Во всем мире книжные фестивали происходят при господдержке. Не надо ее бояться. Это как погода. Она есть без твоего на то желания. Постарайся понять, как работает система, соблюдай сроки и следи за корректным оформлением документов. Счастье не наступит, но будет легче.
Ты провел книжный фестиваль в своем городе впервые и проснулся знаменитым. Ни в коем случае не думай, что все плохо. Все хорошо. Ты первый. В твоем городе до тебя такое не делал никто. Никого не бойся и будь великим. Делай еще. Из‑за таких, как ты, земля вертится.


Главный редактор ИД «Поляндрия» (издательств «Поляндрия» и NoAge), организатор фестивалей «Ещёнемарт», который проходит каждый месяц в новом городе
Если копнуть глубже, то вы никогда (никогда!) на это не решитесь.
А также стоимость билетов для спикеров и кураторов. Иначе вы ограничитесь Московской и Ленинградской областями. Просто тыкайте пальчиком на карту с закрытыми глазами. И даже если там, куда вы ткнули, не будет дружественного книжного магазина или классного культурного пространства, верьте, что все получится.
Не важно, что там, кому интересно, о чем мечтают поговорить жители города, какие их беспокоят темы… Важно — какие книги у вас залежались на складе. Вот их и везем. Стерпится — слюбится.
Его узнаваемость и репутация играют важную роль в продвижении и посещаемости. Но по большому счету можно на это не тратиться, голые столы с книгами — уже грандиозное событие.
Ведь сейчас все так быстро меняется, что заранее сложно понять, актуальна ли будет тема и/или конкретная книга через пару месяцев.
Не стоит тратить деньги на кураторов со стороны издательского дома/фонда и т. п. Просто проведите зум и расскажите организаторам на местах, как все должно быть.
Даже если они не успеют, всегда можно просто показать их обложки.
А также заручиться поддержкой городской администрации, продумать планы Б, В, Г на случай, если на основной площадке прорвет трубы, протечет крыша или произойдут другие неприятности. Всегда должен быть запасной аэродром.
Если ваша задача — продать все стоки, то это одно, а если главная цель — просветительская (привлечение новой аудитории, выстраивание связей с независимыми книжными, повышение узнаваемости ИД/фонда), то потребуется совершенно иная стратегия.


Руководитель направления по работе с партнерами и мероприятиями издательской группы «Альпина», организатор фестивалей «Веранда Альпины» в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и других городах
Убедитесь, что до выбранной локации не надо добираться три дня и на перекладных.
Поинтересуйтесь заранее состоянием туалетных комнат и тем, все ли там в наличии.
Желательно знать, в каком состоянии здание — не вспыхнет ли оно от лишней розетки.
Будьте человечнее: сделайте навигацию, чтобы люди смогли вас найти.
Книги — товар нежный, избегайте уличных пространств.
Книги — товар специфичный для фестивалей. Нужно потрудиться над анонсами, чтобы про них узнали.
Книги — хорошо, но про контент забывать не стоит. Хорошая программа с сильными спикерами — основа мероприятия.
Позаботьтесь о гостях до десяти лет. Отдельные зоны и мастер-классы всегда заходят на ура, да и у родителей появится время купить книги.
Пытайтесь найти партнеров и спонсоров.
Позаботьтесь и о пище мирской. Книжники могут прийти надолго, перекусить всем не помешает.
Будьте стрессоустойчивыми, ибо люди, говорящие со сцены и из зала, разные. Умейте отрабатывать негативные запросы.


Пиар в Creative Writing School и издательстве «Подписные издания», организатор благотворительного книжного фестиваля «Фонарь» (существует с 2022 года, с тех пор прошло более двадцати «Фонарей» в разных городах России)
Не для спонсора, миссии, идеи глобального просвещения, помощи несчастным, спасения книг. Вам должно хотеться его делать, нужно, простите за пафос, любить свой фестиваль. Эту любовь почувствуют люди.
Вас должны знать все — от посетителей до волонтеров. И знать не как какого‑то директора сверху, а как источник энергии, у которого всегда можно все узнать и от кого подпитаться силами, идеями, решениями.
Это настолько высокорисковое мероприятие, что важно, чтобы в перипетиях и в принятии быстрых решений вам было спокойно и вы думали и смотрели в одну сторону. Это даже важнее опытных управленцев или талантливых контент-мейкеров. Удовольствие от чувства локтя с командой и волонтерами — чуть ли не главное удовольствие в организации события.
И о том, как вы будете делать выборы в важных развилках.
Главное — какая соберется аудитория и участники, с каким настроем и запросом они придут.
Всегда что‑то другое идет не так, каждый раз что‑то новое. И поверьте: кроме вас, этого никто, скорее всего, не заметит.
И говорить с ними важно по-человечески, а не из позиции организатор — посетитель, продавец — покупатель, эксперт — мимо проходил.
И слава богу — есть зачем делать следующий фестиваль!
На самом фестивале людей сложно оторвать от азарта выбора книг и приходится буквально уводить их от прилавков в зал на прекрасных спикеров. Будьте к этому готовы и готовьте спикеров. А лучше всего — делайте сцены прямо в пространстве торговли: так спикеров услышат все, не отрываясь от выбора книг.
Вот тут вас ждут полные шатры. Главное — не забудьте эти шатры заказать!
Горячий чай, еда, плед, доброе слово — забота компенсирует даже совсем маленькие продажи.
Они готовы рассказывать, снимать, фотографировать, разбирать книги, покупать, советовать и продавать их. Дайте им такую возможность!
Ищите тех, кому важно и интересно то, что вы делаете, а не кто делает на автомате или одолжение вам.
Это главный импульс. Делать большие фестивали на несколько тысяч человек и с десятками событий и делать маленькие локальные события, куда придут все свои, часто почти равносильно по трудозатратам. На больших замыслах и проектах все само закручивается от большого импульса, и фестиваль как будто несет себя сам.
Чаще всего это сравнение квадратного с синим. Просто смотрите, чего не хватило вам и чего вам еще хочется, от чего загораются глаза и вдохновляются люди вокруг.