«Ночь света» — это не просто мероприятие с красивой подсветкой парка и дворца XVIII века, а площадка для полноценного художественного высказывания. В фестивале участвуют современные художники, которые создают большие проекты, подчиняющиеся определенному замыслу. По словам директора фестиваля Ольги Аршанской, зрители увидят более 50 работ, представленные в трех программах. Чтобы ничего не упустить, нужно пройти порядка 5 километров.
В 2025 году художникам предложили пофантазировать на тему игры. В Гатчинском парке эта тема найдет отражение в разных формах: интерактивных инсталляциях, видеоарте, фиджитал-объектахОбъект, который объединяет цифровое и физическое пространство в рамках единого произведения искусства., звуковых и световых перформансах.
Почему именно игра?
По замыслу организаторов, участники «Ночи света» исследуют игру как способ
познания, взаимодействия и трансформации. Для кого‑то игра — это просто способ провести досуг, а для другого — целая жизненная философия.
Художники будут осмыслять не только тему фестиваля, но и место, где он проходит, то есть Гатчину. Конкурсная программа выросла из лаборатории по исследованию города, его истории и современности. В некоторых случаях исторический контекст удается передать через игровую форму.

Директор фестиваля «Ночь света»
«На фестивале появится больше интерактивных проектов, где посетителей приглашают поиграть. Например, „Волшебный фонарь“ в Арсенальном карé заявлен как театральная игра. Это рифма с проектом 2017 года, и его делала та же команда. В прошлый раз со зрителями разговаривал император Павел I, в этот раз люди смогут беседовать про современность Гатчины с Александром III».

Как игры стали частью искусства
Человечество веселит себя играми с глубокой древности: еще в 5000 году до н. э.Древнейшие прообразы современных кубиков найдены в кургане Башур-Хаюк в Турции, которому около 7000 лет. люди бросали кости и подсчитывали очки. А месопотамские и египетские художники рисовали разнообразных игроков. Эта традиция сохранилась в искусстве на тысячелетия вперед. Для художников игра — это способ выразить самые разные идеи. Собрали лишь несколько ярких примеров.
Играть, чтобы посмеяться

Почти в любой экспозиции, посвященной Древнему Египту, можно увидеть коробочки с расчерченным полем и фишками-шайбами. Это сенет — египетская настольная игра. Ее правила люди потеряли еще в Римскую эпоху, но современным историкам кое‑что все же удалось выяснить. Изначально светская игра в какой‑то момент приобрела сакральный смысл. На поле появились изображения, связанные с загробным миром, а игроки могли отрепетировать путь души после смерти.
Сенет появляется на египетских настенных росписях и папирусах. Самый необычный пример хранится в Британском музее. Здесь в настолку режутся не люди, а лев и газель. Художник, вероятно, хотел посмеяться, перевернув ситуацию с ног на голову, ведь вместо того, чтобы охотиться на жертву, хищник мирно с ней играет. В продолжении истории лев-победитель не ест газель, а… провожает в кровать.
Играть, чтобы критиковать

О полотне Питера Брейгеля Старшего спорят уже несколько столетий. Во-первых, сколько здесь персонажей? Насчитывают от 200 до 250, и все они заняты играми: от догонялок до стрельбы из гаджета, похожего на водяной пистолет. Во-вторых, почему дети выглядят не как малыши, а как уменьшенные взрослые? Это объясняют тем, что во времена Брейгеля к детям относились как к недоделанным взрослым, поэтому отсутствовала традиция их изображать.
По версии многих специалистов, на этом полотне художник критиковал общество, занятое глупостями, а не серьезными делами. Расширенная версия: возможно, ракурс сверху свидетельствует о «взгляде Бога». В такой трактовке Господь наблюдает за своими детьми (то есть человечеством) и воспринимает все наши занятия как глупые игры.
Играть, чтобы подглядывать

Искусство рококо почти всегда игриво, несерьезно, фривольно и имеет пикантный подтекст. Лучше всего это иллюстрируют «Качели» Фрагонара, считающиеся главным произведением эпохи.
Сюжет понятный: мужчина постарше веселит девушку, раскачивая ее на качелях, а парень помоложе за этим наблюдает. Вроде бы даже не совсем игра, хотя на самом деле именно она! На полотне изображен любовный треугольник, где героиня дурачит ничего не подозревающего поклонника или мужа, отдавая предпочтение другому. А тот расположился так, чтобы подглядывать: с его ракурса видно, что у девушки под юбкой. Полное название картины — «Счастливые возможности качелей». Именно такую возможность и получил молодой человек.
Играть, чтобы попасть в тренд

Конец XIX века в России — эпоха поисков национальной идентичности, идеализации допетровских времен и моды на русское. В Москве тогда построили Исторический музей, напоминающий боярские палаты, а в Петербурге «копипастнули» Покровский собор (собор Василия Блаженного) в Спасе на Крови. Был спрос и на старинные сюжеты в живописи.
Константин Маковский откликнулся на него в нескольких работах, в том числе в «Игре в жмурки». «Жмурки» были известны и популярны на Руси тысячелетиями. В версии Маковского игра иллюстрирует романтизированные представления о быте XVI века и полностью попадает в тренд и в идеологию, которые так нравились сначала императору Александру III, а потом и его сыну Николаю II.
Играть, чтобы выразить себя

В 1983 году Дэвид Хокни проводил рождественские каникулы с пожилой матерью и друзьями. Гости достали скребл, но художник не смог сосредоточиться на придумывании слов, потому что увидел в происходящем нечто большее, чем просто вечер за настолкой. Он взял в руки камеру и начал снимать процесс, а позднее сделал из снимков коллаж.
Все герои арт-объекта эмоциональны: они то глубоко задумываются, то от души смеются. Игра раскрывает их, дает возможность раскрепоститься и выразить те эмоции, которые прячутся глубоко внутри.

Директор фестиваля «Ночь света»
«Игра — базовый код взаимодействия человека с миром. С древности и до наших дней философы размышляют о ее феномене как о главном признаке человеческой природы и об искусстве как высшем проявлении игры. Они могут быть аналоговыми и цифровыми, древними и новейшими, развлечением или философией, досугом или системой, в которой мы живем, часто даже не зная ее правил. Игра предлагает посмотреть на привычное как на стратегию, челлендж или соревнование».