Ностальгия

Как в СССР изобретали «умный дом», смарт-часы и аналог Google Glass

21 сентября 2016 в 16:21
Интерес к советскому дизайн-наследию последние годы продолжает расти. «Афиша Daily» встретилась с директором по развитию легендарного ВНИИТЭ и выяснила, как советские ученые предвидели появление современных гаджетов, «умного дома», смарт-часов и даже очков Google Glass еще в далеких 80-х.
Сергей Моисеев
директор по развитию Научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ)

Система СФИНКС

Прототип СФИНКС из пластика и пенокартона был предоставлен для оценки эргономики и получения свидетельства. Руководителем проекта был Дмитрий Азрикан, также участвовали Игорь Лысенко, Алексей Колотушкин, Марина Михеева, Елена Рузова и Мария Колотушкина.

В советском журнале «Техническая эстетика» в 1987 году была опубликована статья о радиокомплексе СФИНКС, который до сих пор поражает своим дизайном и задумкой. Концепт был разработан ВНИИТЭ и демонстрировал идеи бытовой электроники ближайшего будущего.

В комплект СФИНКС входили сферические колонки и более привычная стереопара плоских колонок, также большой экран для совместного пользования и дисплей поменьше (с разрешением 240×240). Кроме того — головные телефоны, ручной пульт с дисплеем, большой пульт с телефонной трубкой, диски, процессор с тремя блоками памяти.

Сергей Моисеев: «СФИНКС расшифровывается как «суперфункциональная интегрированная коммуникационная система». Если в целом — это была концепция, как должен выглядеть домашний телерадиокомплекс в 2000 году. Причем очень многое было описано поразительно точно — вайфай (тогда, правда, считали, что коммуникация приборов будет идти по радиочастотам), накопители, — причем создатели проекта предсказали, что вначале будут диски с подвижными частями, а потом кристаллические. Приборы СФИНКС разделялись на три группы — носимые, связанные с жилищем и связанные с транспортом. В этих группах несложно узнать «умные браслеты» и часы, «умный дом» и бортовые компьютеры современных автомобилей.

Целью СФИНКСа была интеграция в один комплекс. Речь идет не только об «умном доме», но и о более привычной советскому человеку проблеме: если кто-то, скажем, захотел бы самостоятельно расширить функционал магнитофона, он бы столкнулся с большими сложностями с точки зрения совместимости. Проблемы были и в эргономике — часто по внешнему виду магнитофон и телевизор вообще друг другу не подходили.

Все это была одна из концепций, созданных во ВНИИТЭ в рамках общего проекта преодоления «производства-копирования». Отдел прогнозирования хотел изменить подход к проектированию — начать проектировать на перспективу, пытаясь предугадать будущее.

СФИНКС, кстати, очень похож на концепцию экосистемы Apple, появившуюся примерно в то же время, — смотрели на него в Apple или не смотрели, я не знаю. Но на семинаре «Интердизайн» 1985 года в Ереване американские дизайнеры точно были».

Слева — блок с центральным процессором СФИНКС. Посередине — два варианта большого пульта управления. Синий — сенсорный, в углублении имеет дополнительный малый ручной пульт. Белый — псевдосенсорный, в углублении — телефонная трубка. Справа от клавиатуры — пара клавиш «больше — меньше» для регулировки любых параметров. Крайний справа — малый ручной пульт с пристыкованным дисплеем.

Цитата из статьи: «СФИНКС — радиоэлектронное оснащение жилища будущего. Вся работа по приему, записи, хранению и раздаче различных видов информации осуществляется центральным квартирным процессором с универсальным запоминающим устройством. Новейшие исследования дают основания надеяться на появление такого универсального носителя уже в ближайшее время. Он заменит (сначала дополнит) грампластинки, аудио- и видеокассеты, нынешние компакт-диски, фотографии и слайды (стоп-кадры), печатные тексты и т. д.».

«Умные часы» и советские Google Glass

Сергей Моисеев: «В 1985 году в Ереване прошел международный семинар «Интердизайн» на тему «Будущее часов». Причем, не «Часы будущего», а «Будущее часов», потому что участники семинара не были уверены, что часы в будущем сохранятся. «Интердизайн» — это семинар, собирающий дизайнеров со всего мира, которые по его итогам выдают концепции или прототипы, соответствующие определенным требованиям. От Советского Союза на нем были 14 человек».

ВНИИТЭ придумал целый набор носимых устройств, среди которых «усилители памяти, расширители возможностей органов чувств и средств идентификации». Речи о фитнес-трекерах нет, зато концепция предлагает аудиорекордер, фотоаппарат, пластиковую карту, электронные ключи и водительские права — все эти устройства объединены в компактные моноблоки и носятся на теле.

Создание универсального радиокомплекса было ориентировано не только на потребительские нужды в жилище, но и вне дома, и в автомобиле. Все для того, чтобы «члены семьи были всюду обеспечены информацией и коммуникацией». По задумке разработчиков информация передавалась бы по эфиру, кабельным каналам, световодам и телефонным сетям.

Цитата из статьи: «Носимые эффекторы, в некоторых случаях совмещенные с процессорами и интерфейсами, станут элементами одежды и особым видом украшений, как ими стали часы, например. Здесь возможны неожиданные решения: допустим, солнечные очки, по команде пользователя превращающиеся одновременно в дисплей, индицирующий время или другую необходимую информацию (частоту пульса, температуру тела или окружающего воздуха)».

Бортовая система в авто наполнена функциями навигации, диагностики и коммуникации и, разумеется, развлечений. Особенно интересна идея хедсап-дисплея (проекции данных на лобовое стекло), которая уже реализуется во многих автомобилях сегодня.

Сергей Моисеев: «Самым прорывным проектом того семинара, я считаю, был вариант команды Азрикана. В ней предусматривались «сменные карты» в зависимости от необходимости: обычная «на каждый день», водонепроницаемая для спортсменов, подводников, летчиков; часы должны были не только показывать время, но и содержать разные функции-приложения — сообщать новости, измерять здоровье человека. В той же статье описаны «умные очки», «умные браслеты», «умные четки» и даже управляющее кольцо на палец, связанное с браслетом (отличная идея, которая почему-то пока не реализована). А в сборнике есть и эскиз планшета, и эскиз современного плеера, и набросок чего-то вроде «Геймбоя».

Такого рода работ в России сейчас очень не хватает. В нашей стране сегодня дизайнер стал ассоциироваться с рисованием рекламы, логотипов, в крайнем случае с веб-дизайном. Но дизайнер — это в первую очередь создатель нового продукта, хороший дизайнер может своими разработками определить развитие целой отрасли на десятилетия вперед».

Как западные компании вдохновляются советским дизайном

Сергей Моисеев: «Интерес к нашим разработкам есть в основном со стороны иностранных компаний. Например, в Скандинавии, где промышленный дизайн — это одна из основных статей бюджета, даже не скрывают, что используют советские наработки.

У меня есть ощущение, что те, кто сегодня делает «умный дом», стопроцентно с нашими работами знакомы. И я думаю, они даже контактировали с теми, кто участвовал в разработке.

Я точно уверен, американцы знакомы с нашими работами. Советская школа была сильна своей методологической базой — у Щедровицкого (создатель системо-мыследеятельностной методологии — Прим.Ред.) были методики, похожие на то, что сегодня называется «дизайн-мышление». За рубежом это знают. Причем могу сказать, что сильной доработки старые методологические руководства не требуют. Можно внедрять хоть сейчас».

Что происходило во ВНИИТЭ последние двадцать лет?

Сергей Моисеев: «В начале 2000-х ничего особенно интересного не происходило. Институт потихоньку становился меньше, потерял филиалы в других городах, дизайн-центр на Пушкинской площади, часть людей. Самое важное — изменилась структура государства. Вертикаль, которая была связана с институтом в Советском Союзе — практически все изделия, выпускавшиеся в СССР, проходили через ВНИИТЭ, — исчезла. Были закрыты проектные отделы ВНИИТЭ, задачей института стала в основном научная работа.

Команда с начала 90-х до середины 2000-х не менялась в принципе, а люди не имеют свойства молодеть. Но в середине 2000-х начали приходить новые кадры, и сейчас получился такой микс или симбиоз. Есть несколько сотрудников почтенного возраста, которые при этом дадут фору кому угодно».

Чем ВНИИТЭ занимается сегодня?

Сергей Моисеев: «Недавно мы начали возвращение к международной деятельности. С 2014 года снова каждый год проводится Международный день промышленного дизайна, причем в этом году их было сразу два — в «Сколково» и у нас. Сегодня мы выполняем научную работу, государственные задания, ведем образовательную деятельность — у нас работает эргономическая лаборатория, возобновляются отдел теории и методологии и проектный отдел, ведутся непосредственно проектные работы с крупными предприятиями.

Параллельно ведется оцифровка архива. Там тексты, чертежи, фотографии, работы по теории и методологии проектной деятельности. Все это будет отсортировано и представлено в виде электронной картотеки. Часть будет выложена в открытый доступ, часть — в условно открытый. Некоторые разработки запатентованы, у других есть тонкости с правами, поэтому все выложить в открытый, скорее всего, не сможем.

Нынешний большой проект ВНИИТЭ — «Эргономический атлас». С 1971 года у нас в стране не замеряли антропометрические показатели, а их физические параметры со временем меняются. Атлас уже на финальной стадии работы, скоро он выйдет. Это важная вещь, потому что сейчас в России стандарты на одежду, стандарты охраны труда, рабочих мест — все это соответствует измерениям 1971 года».

Расскажите друзьям