Театр

15 главных театральных событий на полгода вперед

12 января 2017 в 16:00
Новые Rimini Protokoll, спектакль для толпы блондинок, Богомолов ставит Шварца. «Афиша» выбрала самые интересные театральные события первой половины 2017 года.

Фестиваль «Глобус 2.0» в центре МАРС

25 декабря — 22 января

На фестивале перформансов и экспериментальных спектаклей в Центре МАРС в течение месяца много разного, редкого и совершенно удивительного. Из Петербурга, например, едут АХЕ со спектаклем «Монохром» и театр Post с тремя спектаклями Дмитрия Волкострелова («Я свободен», «Июль», «Мы уже здесь»). В программе также перформанс неистового героя неофициальной культуры, — Пахома, — под интригующим названием «Как стать невидимым после смерти». Встреча с Вольфрамовым Старичком». Отдельным номером выступят гости с Урала, продемонстрировав «Поэзию рабочего удара» — опыт коллаборации группы «4 позиции Бруно», актера Коляда-театра Антона Макушкина и видео-художника Владимира Селезнева, основанный на поэзии советских заводских рабочих.

Гастроли «Коляда-театра» и Центра современной драматургии (Екатеринбург) в Театральном центре «На Страстном» и в «Боярских палатах»

13 — 31 января

Чайные пакетики и майки-алкоголички, одноразовая посуда и пластмассовый диско-шар, китайский веер и все танцуют. Спектакли театра Николая Коляды сделаны из знаков нового народного быта — будь то «Баба Шанель» авторского сочинения или пушкинский «Борис Годунов». Ритуальный замес неизбежен. В Москву приезжает почти полный репертуар «Коляда-театра», и попутно его самостоятельного филиала — Центра современной драматургии. В первую очередь имеет смысл смотреть опыты погружения уральского мэтра в классику — «Гамлет», «Король Лир» и премьерный «Фальшивый купон» по Льву Толстому. И, разумеется, все спектакли, где занят феноменальный Олег Ягодин — главный козырь труппы Коляды и фронтмен группы «Курара». Его видео-обращение можно увидеть здесь.

«Мир-театр. Архитектура и сценография в России» в Музее архитектуры

Январь — март

Большой зрелищно-образовательный проект Музея архитектуры формально посвящен театральной архитектуре. Но список тем лекций и семинаров говорит о том, что тут будут разминаться не только исторические вопросы, но и все, что связано с ролью художника в современном — насквозь визуальном — театре. Искусствоведы и историки архитектуры (Вадим Басс, Кирилл Пастернак, Анна Кондорф и др.) расскажут о том, как менялся облик театрального здания и принципы устройства декораций от античности до наших дней; а про сегодня будут говорить актуальные сценографы и режиссеры. Хэдлайнер программы внезапен и безапелляционен — с пятью спектаклями подряд выступит петербургский инженерный театр АХЕ под общим заглавием «Между двумя». Это серия алхимических перформансов, отдаленно имеющих отношение к «Тибетской книге мертвых»; жанр обозначен просто: «исследование постмортальных состояний». Организаторы не спешат раскрывать программу целиком, попутно предупреждая, что в ней возможны изменения.

«Пять истин» Кэти Митчелл в Электротеатре Станиславский

26 января — ср 26 апреля

Выставка британской королевы мультимедийного театра Кэти Митчелл «Пять истин» («Five Truths») состоит из нескольких синхронных видео-инсталляций, которые наглядно демонстрируют великое разнообразие актерских систем. На видео — одна и та же актриса исполняет монолог Офелии в соответствии с каждой из театральных идеологий: Станиславского, Арто, Брехта, Брука, Гротовского. Во-первых, результат впечатляет сам по себе. А во-вторых, получился самый легкий способ ознакомиться с историей театральных систем ХХ века.

«Мастер и Маргарита» Сергея Женовача в Студии театрального искусства

29 и 31 января

Выдающийся апологет психологического реализма Сергей Женовач увлечен русской классической литературой. Артисты труппы «Студии театрального искусства» — все ученики Сергея Васильевича — от раза к разу достигают неправдоподобных вершин органики, естественности и эстетической точности. Чего и следует ожидать от премьеры по одному из ключевых романов ХХ века.

«Амфитрион» Кристофа Рока в Мастерской Петра Фоменко

Февраль

Бог Юпитер одурачивает полководца Амфитриона. Пользуясь своей супер-способностью принимать чей угодно облик, он спит с женой военачальника, пока тот в командировке. Путаница усиливается, когда появляется бог Меркурий и начинает притворяться еще слугой Амфитриона. Комедию Мольера с первым дивизионом «фоменок» поставил французский режиссер Кристоф Рок (не путать с Крисом Роком). В главных ролях Ксения и Полина Кутеповы, Карен Бадалов и Андрей Казаков.

«Изгнание» Миндаугаса Карбаускиса в Театре им. Маяковского

3, 4, 12, 24 февраля (Сцена на Сретенке)

Воспитанник Петра Фоменко Миндаугас Карбаускис, превратившего за последние несколько лет Театр им. Маяковского в один из самых посещаемых и заметных театров города, — снова ставит пьесу Марюса Ивашкявичюса. На сей раз это не философская комедия («Кант») и не большая драма про Толстого («Русский роман»), а основанная на реальных событиях трагикомедия про нелегкую долю литовских мигрантов в Лондоне. И не на основной сцене, а в филиале на Сретенке, который по такому случаю великий сценограф Сергей Бархин упаковал в метал и подсветил неоновыми трубками.

«Дракон» Константина Богомолова в МХТ им. Чехова

с 10 февраля

Афористический шедевр советской сатиры — «Дракон» Шварца, — ставит Константин Богомолов, самый одиозный московский режиссер. В аннотации не сообщается ничего конкретного, кроме того, что обещаны «лучшие песни, зажигательные танцы, великолепные актеры, невероятная искренность, пугающая откровенность, тончайшая саркастичность». В главных ролях заявлены Олег Табаков и Игорь Верник.

Фестиваль «Золотая маска»

15 февраль — 19 апреля

Избранные драматические, оперные, балетные, кукольные, танцевальные и экспериментальные постановки со всей России на три месяца оккупируют главные театральные площадки Москвы. В середине апреля жюри фестиваля определит победителей 37 номинациям. В числе хэдлайнеров 2017 года Лев Додин с «Гамлетом» (МДТ, Санкт-Петербург), Тимофей Кулябин с «Тремя сестрами» (Театр «Красный факел», Новосибирск) и Роберт Уилсон с «Травиатой» (Пермский театр оперы и балета). Полный список номинантов можно изучить здесь. А расписание постепенно растет и обновляется вот тут.

«Нация» «Мастерской Дмитрия Брусникина» в Пушкинском музее и Музее Москвы

Конец февраля

Первокурсники Школы-студии МХАТ вместе с педагогами и драматургами, вооружившись диктофонами, засели в поезде Москва — Владивосток — Москва. Через две недели у них было больше сотни интервью с самыми разными обитателями самой большой в мире страны. Из всего этого спустя год получился проект «Нация», состоящий из четырех частей. Это документальный фильм Ольги Привольновой «Насквозь», спектакль Дмитрия Брусникина в усадьбе Голицыных, «Бал железнодорожников» Юрия Квятковского в Пушкинском музее, а завершается «Нация» одноименной ожившей инсталляцией Андрея Стадникова в Музее Москвы. Кажется, тут крепнет новое поколение на все способных актеров.

«Цирк» Максима Диденко в Театре наций

С 15 мая

Хореограф и режиссер Максим Диденко («Черный русский», «Идиот», «Хармс. Мыр») репетирует шоу по мотивам «Цирка» Григория Александрова с Любовью Орловой, одного из самых популярных советских фильмов. В главной роли — Ингеборга Дапкунайте, уже играющая Мышкина в эксцентрично-супрематическом «Идиоте» Диденко здесь же.

XIII Театральный фестиваль им. Чехова

24 мая — 20 июля

Чеховский фестиваль проходит раз в два года в Москве, заполняя собой летнее межсезонье. Программа представляет собой бессистемное собрание драматических, танцевальных и цирковых спектаклей со всего мира. Среди них обязательно попадается несколько шедевров. Афиша 2017 года — явление поразительное, здесь почти исключительно великие и громкие имена, нашумевшие спектакли и обреченные на успех премьеры. Один за другим: живая легенда мирового театра Питер Брук («Поле битвы»), маэстро гипнагогических иллюзионов Филипп Жанти («Внутренние пейзажи»), технологический волшебник Робер Лепаж («887»), животный хореограф Акрам Хан («Пока львы молчат»), эксцентрик Джеймс Тьере («Лягушка была права»), ретрофутуристы «1927» («Волшебная флейта») и под занавес — первый за бог знает сколько лет в России спектакль Анатолия Васильева («Старик и море»). С покупкой билетов лучше поторопиться, они традиционно расходятся примерно за полгода до начала фестиваля. «Афиша Daily» по такому случаю опубликовала гид заблаговременно.

«Родина» Андрея Стадникова в Центре им. Мейерхольда

Июнь

Экстремальный экспериментатор, драматург и режиссер Андрей Стадников («Репетиция оркестра», «СЛОН», «Нация») подал заявку в лабораторию «Blackbox» Центра им. Мейерхольда: спектакль о Родине (на самом деле о войне, зомбировании и власти), в котором участвуют только блондинки, количество которых должно превышать количество зрителей. А по меркам основной сцены ЦИМа, речь идет по крайней мере о сотне зрителях, не меньше. В заявке режиссера попутно называются литературные источники: «История Пугачева» Пушкина и «Овод» Войнич. Заявка была принята, премьера намечена на лето.

«Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре»

Июнь

Сейчас уже трудно поверить, что на заре своей популярности Кирилл Серебренников зарекся никогда не ставить классику. С тех пор прошли легендарные «Господа Головлевы», «Мещане» и «Лес» в МХТ им. Чехова. А вершина сегодняшнего репертуара «Гоголь-центра» — сплошь русская классика: «Мертвые души», «Обыкновенная история», «Кому на Руси жить хорошо». Словом, один из первооткрывателей российской «новой драмы» сегодня обладает репутацией первоклассного актуализатора классической литературы. В этом смысле даже удивительно, что Пушкина Серебренников еще не ставил. Премьера «Маленьких трагедий», о которой пока что ровным счетом ничего не известно, ожидается в конце сезона.

«Cargo Moscow» Rimini Protokoll

4 июля

Зрители залезают в специальный грузовик, через одну из стен которого они как на экране наблюдают за внешним миром. Грузовик отправляется в путешествие по одному из маршрутов, набивших оскомину дальнобойщику. Собственно, натуральный дальнобойщик и есть главный герой спектакля театральной компании Rimini Protokoll. До Москвы проект «Cargo X» уже реализован в десятках мегаполисов, как и пешеходное путешествие в наушниках «Remote X», московская версия которого — один из главных здешних театральных хитов двух прошедших лет. Как и «Remote Moscow», новый проект мировых звезд документального театра в Москве представляет независимый импресарио Федор Елютин.

Расскажите друзьям