«Себастио Сальгадо. Генезис»
18 февраля — 17 мая
245 снимков бразильского фотожурналиста Себастио Сальгадо на выставке «Генезис» — это семь лет работы и 32 различных места Земли — от пустыни Калахари до Камчатки. Получив международное признание за свои социальные снимки, фотограф в этом проекте перешел к проблемам спасения дикой природы. Атмосферные черно-белые фотографии с мастерской композицией — одно из главных событий московской «Фотобиеннале-2016».
«Квартал удовольствий»
2 марта — 10 апреля
Ёсивара — некогда знаменитый квартал красных фонарей японского города Эдо, просуществовавший с 1617 года до середины XX века. К некоторым местным куртизанкам (или юдзе) стремились попасть даже сливки общества страны, а район стал популярен у богемы, которая стала обзаводиться там жильем. Выставка через собрание традиционной японской гравюры рассказывает о быте и судьбах «цветов Эдо», раскрывает каноны красоты того времени и объясняет разницу между гейшами и юдзе.
«Хироси Сугимото. Прошлое и настоящее в трех частях»
2 марта — 8 мая
Художник, фотограф и архитектор Хироси Сугимото уже заработал себе звание знаменитости в современном искусстве, и The Times и Saatchi Gallery включили его в список 200 лучших художников XX века. Мультимедиа-арт-музей покажет три серии фотографий японца («Диорамы», «Театры» и «Морские пейзажи»), который все время пытается найти грань между реальным миром и воображаемым. Для создания своих черно-белых фотографий Сугимото использует камеры большого формата и умело применяет длительную выдержку для работы внутри помещений.
«Протей Темен. Как муравей космонавту в ухо залез»
3 марта — 26 марта
МАРХИ планирует сделать целую серию выставок лучших молодых художников, и тотальная инсталляция Протея Темена «Как муравей космонавту в ухо залез» станет первым воплощением этой идеи. В своей работе художник исследует проблему маленького человека, помещенного в окружение недосягаемых идеалов современного мира через графику, живопись и видеоарт. Темен использует для аллегорической наглядности взаимодействие образов космоса и муравья.
«Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом»
4 марта — 15 мая
Лукас Кранах и его сын Лукас Кранах Младший — характерные представители Северного Возрождения, в своих работах они обращаются к религиозным и мифологическим сюжетам. Через картины семьи можно проследить изменения в немецкой живописи тех времен, тем более что Лукас Кранах Старший считается ее реформатором. Лукас Кранах Младший пришел к собственному стилю в работе через долгое и старательное копирование полотен своего отца, позже добавив своим собственным картинам новые детали и сместив смысловые акценты.
«Тарин Саймон. Исследование в действии: сценография власти»
17 марта — 22 мая
Американка Тарин Саймон не ограничивает себя в работе какой-то одной техникой и любит устраивать исследования, заглядывать за пределы общих знаний, демонстрировать результаты своих изысканий через фотографии, кино, скульптуру и инсталляции. На этой выставке будут представлены результаты изучения Саймон цветочных композиций с фотографий, которые задокументировали встречи представителей стран, участвовавших в Бреттон-Вудской валютно-финансовой конференции ООН 1944 года.
«Рашид Джонсон. В нашем дворе»
17 марта — 31 августа
Нью-йоркский художник Рашид Джонсон построит в «Гараже» собственную экосистему-лабиринт, внутри которой зрители смогут найти среди пальм, драцен, фикусов и папоротников скульптуры, видеоарт, специальное звуковое сопровождение и многое другое. Инсталляция предназначена для воздействия на весь спектр чувств посетителей. Джонсон обещает, что его экосистема будет расти и изменяться, и рассуждает о ней как о неком мозге.
«Виктор Пивоваров. След улитки»
17 марта — 18 июня
Виктор Пивоваров — один из центральных представителей московского концептуализма. В этом году художнику исполняется 80 лет, и «Гараж» пытается как можно полнее охватить его творчество, организовав выставку у себя и приняв участие в создании параллельной экспозиции художника в Пушкинском музее (открывается 22 марта). Искусство Пивоварова обращено на внутренний мир человека, а улитка является аллегорией сокрытия этого внутреннего мира от конфликтующего с ним мира внешнего.
«Босх. Ожившие видения»
19 марта — 31 мая
Иероним Босх — один из ключевых и самых своеобразных художников Северного Возрождения, чье творчество так и не получило однозначного толкования. Инфернальные образы и богатый символизм картин загадочного нидерландца попали в обойму мультимедийных выставок оживших полотен компании Artplay Media вслед за Ван Гогом, Микеланджело, французскими импрессионистами и европейскими модернистами. В этом году исполняется 500 лет с момента смерти художника, и «Ожившие видения» являются одним из способов почтить его память.
«Одноэтажная Америка. Основано на реальных событиях»
22 марта — 1 мая
Выставка ставит своей целью заглянуть в путешествие, стоявшее за книгой Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Одноэтажная Америка», с помощью артефактов из семейного архива Ильфа. В 1935–1936 годах писатели побывали не только в Нью-Йорке и Вашингтоне, но и на окраинах США. Дуэт сделал все возможное, чтобы охватить максимальное количество культурных и социальных слоев во время своего путешествия.
«New York’s Photo League. 1936–1951: рождение американской фотодокументалистики»
30 марта — 22 мая
В средине XX века организация Photo League произвела настоящий переворот в фотожурналистике, показывая настоящую, непричесанную жизнь рабочего класса США, снимая самые неблагополучные районы Нью-Йорка. Представители сообщества взяли себе за пример советских фотографов. Объединение ставило своей целью быть максимально честным, его участники не только снимали сами, но и учили снимать других на своих мастер-классах. В 1951 году история Photo League закончилась на волне обвинений в антиамериканской деятельности и пособничестве Коммунистической партии.
«До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев»
8 апреля — 13 июня
Куратор Андрей Сарабьянов привезет в Москву картины из собрания музеев 19 городов России. На выставке будут представлены более 50 художников, включая знаменитых (Казимир Малевич, Василий Кандинский, Марк Шагал и другие) и малоизвестных за пределами круга знатоков искусства, но все же внесших свой вклад в развитие авангардного искусства.
«Василий Кандинский. Контрапункт: композиция VI — композиция VII. К 150-летию художника»
13 апреля — 13 июня
Третьяковская галерея открывает совместную выставку с Эрмитажем к 150-летию со дня рождения пионера абстракционизма Василия Кандинского. Художник оставил ради искусства многообещающую карьеру профессора юриспруденции и много учился, прежде чем создать свои знаковые произведения. Ритм и контрасты стали отличительными чертами его работ, но на первое место в искусстве Кандинский ставил его духовное содержание.
«Стив Фитч. Маяки американского Запада»
15 апреля — 22 мая
Неоновые вывески дешевых мотелей, гигантские динозавры, машины дальнобойщиков, заправки, рекламные щиты — вот герои фотографий Стива Фитча, рассказывающих о жизни на полупустынных американских дорогах, которую когда-то романтизировал в сознании людей Джек Керуак. Фитч видит в своих объектах съемки детскую наивность, которая в больших городах отсутствует напрочь, а изображения получаются такими, какие часто становятся популярными в Tumblr.
«От Елизаветы до Виктории. Английский портрет из собрания Национальной портретной галереи»
23 апреля — 24 июля
В качестве своего первого опыта сотрудничества с лондонской Национальной портретной галереей Третьяковка откроет выставку портретов выдающихся британцев — от Шекспира до Дарвина. Событие примечательно не только героями полотен, но и их авторами, среди которых — Гейнсборо.