С Британским советом я познакомилась, еще будучи студенткой, а потом и аспиранткой филологического факультета МГУ. Я писала диплом и защищала кандидатскую диссертацию по сценариям английского драматурга Гарольда Пинтера. Единственное полное издание сценариев Пинтера в начале 2000-х можно было найти только в библиотеке Британского совета в Москве, как и многие работы, посвященные истории и теории экранизации в принципе. Половина библиографии в моей диссертации — именно из библиотеки Британского совета.
Ну и позже культурные и особенно литературные программы Британского совета мне неоднократно помогали: писатели, фильмы, спектакли, которые они привозили в Москву, фестивали, которые они курировали или даже организовывали. В 2016 году по приглашению Британского совета я провела публичное интервью с великим сценаристом Эндрю Дэвисом («Гордость и предубеждение», «Дневник Бриджет Джонс», «Война и мир») на ярмарке non/fiction. С уверенностью могу сказать, что ни у одного российского сценариста до этого не было возможности полтора часа живьем проговорить с Дэвисом о сценарном мастерстве, а вопросы ему хотели задать очень многие мои коллеги. У меня такая возможность была — благодаря Британскому совету.
Еще благодаря Британскому совету я провела мастер-класс сценариста Пола Лаверти в Московской школе кино. Лаверти — постоянный сценарист и соавтор британского режиссера Кена Лоуча, они вместе делают такое современное социально-сатирическое кино с налетом абсурда, их «Доля ангелов» — один из моих любимейших фильмов. Опять же, если бы не Британский совет, я бы никогда не поговорила с человеком, от чьих диалогов я рыдаю и хохочу уже много лет, пересматривая этот и другие их фильмы.
Для меня как для издателя, переводчика и вообще человека, работающего в пространстве нескольких языков и культур, Британский совет уже лет двенадцать обеспечивает совершенно необходимую базу единого культурного западного пространства.
С ними первыми у меня-издателя случился опыт международного признания труда переводчика — благодаря премии «Единорог и лев», присужденной за перевод одной прекрасной британской книги («Занимательное облаковедение». — Прим. ред.), изданной в «Лайвбуке». Благодаря Британскому совету я имела возможность видеть постоянную щедрую творческую поддержку культурным процессам в Москве и шире; во многих событиях Британского совета участвовала сама и как издатель, и как переводчик.
В рамках конкурса Британского совета «Молодой предприниматель в издательском деле» я познакомилась с международным издательским сообществом: просуществовавший восемь лет проект книжного пространства «Додо» возник во многом благодаря тому опыту 2009 года, моему насыщенному общению с такими же, как я, чокнутыми малыми издателями со всего света. Это общение обеспечил и организовал Британский совет. Приостановка работы этой организации в России — камерная культурная катастрофа, на мой взгляд.
В прошлом году я готовил контент для научного поезда Британского совета в московском метро, который запустили в рамках Года науки и образования Великобритании и России. Проехав в поезде или просто увидев его на станции, можно узнать про российских и британских ученых, их достижениях и разработках, которые меняют мир и делают жизнь миллионов людей лучше. И это всего один из множества примеров просветительских проектов Британского совета.
Российский МИД может объявить войну культуре, но он не сможет в ней победить. В качестве личного ответа на его дурацкую инициативу я планирую опубликовать серию материалов об исследованиях российских ученых, работающих в Британии.
Закрытие Британского совета — очередное мероприятие наших властей из серии «назло маме отморожу уши». Если его действительно закроют, англичане будут спокойно работать в других странах, зато мы лишимся прекрасных выставок, кинофестивалей, обучающих семинаров и онлайн-курсов; к нам больше не будут приезжать британские писатели, наши переводчики не будут получать премию «Единорог и лев» и учиться у лучших британских мастеров, молодые архитекторы, режиссеры, искусствоведы лишатся обучения и поддержки.
Невозможно осознать, как много всего делал Британский совет все эти годы. Я не знаю другого примера такого высокого профессионализма и эффективности. Я лично бесконечно благодарна сотрудникам Британского совета за заботу о нашем переводческом семинаре в МГУ. Благодаря им наши студенты регулярно встречались с молодыми британскими авторами и могли обсуждать с ними тексты. Когда мы придумали проект изучения современной британской литературы, Британский совет привез специально для нас в Москву выбранных нами писателей. Благодаря им у нас на факультете выступал знаменитый Джулиан Барнс. Они всегда были готовы учить молодых специалистов и работать с ними, и это всегда была лучшая школа, которую только можно пожелать.
Сколько всего сделал Британский совет в России для популяризации английской культуры — невозможно перечислить. Наше издательство начало сотрудничать с Британским советом еще в начале нулевых, и их помощь в организации поездок английских писателей, лекций и мастер-классов была неоценимой. Любимца российских читателей Джонатана Коу Британский совет привозил дважды. Все помнят звездный десант английских писателей на выставке non/fiction в 2016 году — за все годы существования выставки таким ярким и разнообразным non/fiction не был ни разу.
И это лишь малая часть невероятно важных гуманитарных программ, которыми занимался Британский совет. А сколько курсов, мастер-классов, грантов на обучение, гениальные соцсети, профессиональные, четкие и дружелюбные сотрудники — что-нибудь из перечисленного наше родное государство делает для своих граждан? По крайней мере «Фантом-прессу» как небольшому независимому издательству Минкульт или Роспечать не помогали никогда и вряд ли когда-нибудь помогут. Зато запрещать, закрывать, осуждать — это становится отвратительно привычным трендом. Такими темпами дозапрещаемся до отмены английской литературы как источника инакомыслия и всяческого зла. А там и до запрета английского в школах недалеко. Надеюсь, что этот бред завершится и Британский совет вернется в Россию.
Для российских учителей английского Британский совет — это альма-матер. Если бы не Британский совет, я бы никогда не осталась в профессии и уж точно не получала бы от нее удовольствия.
Тысячи учителей благодарны Британскому совету за ежегодные форумы — до сих пор ни в Москве, ни в регионах нет мероприятий такого масштаба и качества, — за бесплатные онлайн-курсы, за летние школы, за возможность участвовать в профессиональных конкурсах и выиграть поездку в Англию — мечта, которая для многих учителей так и остается несбыточной. Московские учителя с любовью вспоминают бесплатные четверговые семинары — там было душевно и по делу. И конечно, каждый второй учитель пользуется сайтами Британского совета.
Самое главное, что давал Британский совет, — это высокое качество своих продуктов и доступность, невероятно редкое сочетание в наше время. Мне, тогда начинающему учителю из города Бийска Алтайского края, Британский совет дал путевку в профессию, обучил меня, подарил множество настоящих друзей, которые так же одержимы профессией, как и я.
После закрытия Британского совета учителя английского осиротеют. И пока в нашей стране нет другой организации, способной заполнить эту пустоту.
Британский совет — единственный партнер фестиваля, который поддерживал его из года в год. С момента основания Beat Film Festival в 2010 году мы не провели ни одного фестиваля без участия Британского совета. Это институция, которой была всегда важна не только национальная принадлежность предлагаемых историй, но и их ценность с точки зрения содержания, актуальности, инновационности. Мы совпадали в ценностях, Британский совет был нашим единомышленником, а это очень многого стоит.
Мы реализовали вместе много амбициозных проектов — гастроли главного британского фестиваля документального кино Sheffield Doc/Fest, шоукейс Манчестерского фестиваля искусств, приезд великого британского режиссера Адама Кертиса. Но кроме совместных проектов было еще нечто очень важное. Британский совет помог нам построить компанию вокруг фестиваля, благодаря которой он и превратился в то, чем является сейчас.
В 2012 году я и Кирилл Сорокин окончательно поняли, что хотим сделать фестиваль делом своей жизни, а для этого построить вокруг него круглогодично функционирующую компанию, но нам не хватало знаний, а еще смелости и вдохновения. Сначала случился воркшоп по творческому предпринимательству Nerta, потом стажировка в Лондоне, где понятие «креативная экономика» можно было наблюдать в действии, потом год коучинга с блестящим британским коучем Перси Эмметом — так на свет появилась компания Beat Films.
С уходом Британского совета мы будем лишены не столько финансовой поддержки — это слишком короткая перспектива, и сейчас фестиваль, слава богу, встал на ноги, чтобы с этим справиться, — сколько союзника в долгосрочной перспективе. Ну и конечно, это не может не повлиять на общий уровень культурного поля и контекста в Москве и России в целом.
Британский совет — одна из лучших культурных организаций в России. Каким-то невероятным образом получилось так, что все сотрудники Британского совета совмещают профессионализм и любовь. К делу, человеку, жизни. Британский совет много лет делал возможным неформальное общение профессионалов культурной сферы. И заряда бесконечного числа встреч с лучшими людьми в профессии, семинаров и стажировок хватало эмоционально и практически на несколько лет вперед.
Семь лет назад Британский совет устраивал семинары для культурных лидеров. Там я познакомилась со всеми коллегами и позже друзьями, с которыми мы потом что-то сделали, но самое ценное — имели и имеем возможность советоваться и сверяться.
Три недели назад Британский совет организовал недельную программу культурного лидерства в Лондоне, в которой приняли участие пятнадцать директоров и руководителей направлений из музеев, библиотек, музыкальных и кинофестивалей. Мощную образовательную программу, после которой пятнадцать человек разъехались по России, чтобы продолжить работать с новой страстью. И эта новая страсть еще на семь лет вперед.
Два года назад Ясная Поляна с Британским советом начали проводить профессиональные семинары «Британская литература сегодня» для почти сотни издателей, переводчиков и преподавателей. И мне больно думать, что традиция не продолжится, и третьего семинара не будет. На него мы уже пригласили важных английских писателей.
С закрытием Британского совета мы лишаемся в первую очередь надежды на то, что хорошее, светлое и разумное кому-то нужно и что дела наши оцениваются со здравых и профессиональных позиций. А в более прикладном смысле последствия ухода Британского совета и так всем понятны.
Такое большое количество совместных программ, как с Британским советом, «Стрелка» мало с кем делала; команда Британского совета и наша команда стали просто семьей.
Я работаю на «Стрелке» последние три с половиной года, и с 2015 года каждое лето мы делали какие-то события совместно с Британским советом, и начиная с того что мы вместе придумали и запустили Selector PRO, который два года проходил на «Стрелке», а потом перешел в отдельную прекрасную программу, которую команда Британского совета делает уже точечно, привозя великолепных специалистов. Люди из регионов приезжают поучаствовать в воркшопах, лекциях, потому что очень часто не имеют доступа к ним.
Британский совет участвует в региональных программах «Стрелки», в наших «Неделях «Стрелки». Мы привозили вместе специалистов в Питер и собирались привозить в Калининград или в Красноярск — это сейчас уже под вопросом. И это очень грустно, потому что все люди, которые работают в Британском совете, действительно болеют за то, что они делают, им очень важно заниматься интересными вещами, рассказывать людям в России о том, как можно еще развиваться, как можно делать что-то интересное, рассказывать британцам о том, что есть интересные российские проекты.
Нужно еще помнить о том, что те большие программы, которые они делают, — это программы в первую очередь для людей. Они бесплатные, они интересные, люди повышают свою квалификацию, узнают о том, о чем они не знали до этого. В 2016 году, когда был Год языка и литературы Великобритании и России, мы сделали с ними большой форум Future of the Word — он шел у нас во дворе 3 дня, несмотря на дождь его посетили больше 3000 человек. Они привозили авторов и исследователей из Британии, мы делали специальные воркшопы, многие люди между собой познакомились — получился плацдарм, для того чтобы люди объединялись и делали в России какие-то интересные проекты.
Это все очень грустно и непонятно теперь, кто будет с такой любовью и скрупулезностью собирать такие программы, если не они.
Британский совет для преподавателей английского языка в России сделал невероятно много. Еще студенткой во времена, когда дома не было интернета, я несколько раз в неделю приходила в офис Британского совета в Ростове-на-Дону, чтобы читать книги, заниматься по учебникам и онлайн-ресурсам, слушать аудиоматериалы, пользоваться видеотекой, посещать обучающие семинары, общаться.
Затем уже как преподаватель много училась у тренеров Британского совета, ездила на стажировки и сама стала их методистом, что дало мне возможность обучать коллег из разных стран и самой учиться у них, найти друзей и единомышленников, с которыми мы участвовали в многочисленных образовательных проектах, привлечь к участию в работе DonELTA — Донской ассоциации преподавателей английского языка — экспертов мирового уровня. Всего и не перечислить. Спасибо за все.
Самое интересное, что никто из нас не знает до конца, за что мы должны быть благодарны Британскому совету. Невозможно огласить весь список. Британский совет помогал кино- и музыкальным фестивалям, книжным ярмаркам, дизайнерам, кураторам, учителям, студентам — с какой бы точки мы ни смотрели, мы увидим только малую часть картины.
Потом это очень длинная история в масштабах всей страны: я весь день читаю сегодня, как кто-то благодаря Британскому совету выучил английский, а кто-то впервые зашел в интернет. Британский совет привез сюда «новую драму» и вербатим — вся современная драматургия здесь родилась из семинаров БC в начале 2000-х.
Британский совет объяснил и показал целому поколению менеджеров культуры, как устроена их профессия. Мы делали вместе с Британским советом лекционную программу британских музыкальных журналистов и промоутеров на Пикнике «Афиши», я всегда старался бывать на их музыкальных конференциях Selector, я знаю, сколько они сделали для моих друзей из моего любимого кинофестиваля Beat Film Fest. Совсем недавно, когда они делали на ярмарке non/fiction специальную британскую программу, они звали меня вести встречу с Джулианом Барнсом — и это одно из самых поразительных знакомств в моей жизни.
От всего, что они делают, всегда было ощущение профессиональной безупречности, какого-то организационного блеска. Без них жизнь станет беднее. Моя бесконечная благодарность и поддержка всем, кого я знаю в Британском совете, особенно Жене Герасимовой. Держитесь.
Мы подтверждаем, что на сегодняшний день Британскому совету в России было предписано прекратить свою деятельность.
Мы глубоко разочарованы таким развитием ситуации. По нашему мнению, когда политические или дипломатические отношения становятся сложными, культурные отношения и образовательные возможности имеют жизненно важное значение для поддержания постоянного диалога между людьми и учреждениями.
Мы по-прежнему привержены развитию долгосрочных межличностных связей с Россией, как и более чем со 100 другими странами.