Сталин на сцене
Сразу в нескольких театрах на сцене появился Сталин — такого не было, наверное, с пятидесятых. Другое дело, что появление его носит теперь запугивающий или фарсовый характер. В «Родине» в Центре им. Мейерхольда Сталиных вообще два (и сорок восемь блондинок!). В «Я здесь» новосибирского театра «Старый дом» (спектакль показали в Москве на «Золотой маске») вождь взирает на обнаженные тела артистов с большого портрета, установленного посреди сцены. В «Короле Лире» в Ижевске звучит запись сталинской речи про врагов народа. А в «Я. Другой. Такой. Страны» по текстам Пригова в Красноярском театре драмы достоверно костюмированный артист с трубкой и в усах вальяжно прохаживается по сцене, не произнося ни слова. Такая востребованность тирана связана, по всей видимости, со столетием революции.
Дело «Седьмой студии»
«А Кирилл выйдет?» — главный вопрос сезона, ответа на который по-прежнему нет. По недоказанному обвинению в присвоении средств, выделенных на проект «Платформа», под домашним арестом уже почти год находится Кирилл Серебренников. Также под арестом Софья Апфельбаум, Юрий Итин, Алексей Малобродский (бывшего директора «Седьмой студии» полгода продержали в СИЗО, до тех пор, пока на очередном суде у него не случился сердечный приступ) и бухгалтер Нина Масляева (признала свою вину). Суды ведутся с грубыми процессуальными нарушениями. За это время вышли три спектакля Кирилла Серебренникова, работу над которыми он начал до ареста: «Маленькие трагедии» в «Гоголь-центре», «Нуреев» в Большом театре, «Гензель и Гретель» в Штутгартском оперном театре; и фильм «Лето», взявший в Каннах приз за лучший саундтрек. Следствие было окончено 16 мая, следующее слушание назначено на 19 июля.
Ушли из жизни Михаил Угаров и Елена Гремина
Михаил Угаров умер первого апреля от сердечной недостаточности. Елена Гремина умерла полтора месяца спустя — тоже сердце. Основатели и руководители знаменитого во всем мире независимого «Театр.doc», муж и жена, оба драматурги и режиссеры, хоть и воспитали два или три поколения авторов нового театра, — были непожилыми людьми, энергичными и азартными, им было по шестьдесят два года. «Театр.doc», где спокойно и свободно говорят о важных политических и социальных проблемах, с 2014 года испытывает жесткий прессинг со стороны отдела ФСБ по борьбе с экстремизмом. С тех пор театр лишился возможности участвовать в конкурсах на государственные гранты, а из-за давления на арендодателей вынужден постоянно переезжать. Команда театра, оставшись без Угарова и Греминой, приняла решение не закрывать театр и искать пути его дальнейшей жизни и развития.
Прорыв сезона: Олег Глушков
Режиссер и хореограф Олег Глушков — не новое имя. На протяжении последних нескольких лет в Москве он время от времени выпускает спектакли (например, «4 квартета» на «Платформе»), преподает в ГИТИСе, снимает клипы, работает на телевидении и в кино (например, поставил танцы в «Оттепели» и «Стилягах»). В прошедшем же сезоне Глушков поставил сразу два действительно выдающихся спектакля: семейный мюзикл-аттракцион «Синяя синяя птица» в Театре наций и крепкий абсурдистский замес для двадцати актеров — «Гипнос» в «Практике». Дальше, судя по всему, будет больше.
Композиторы работают с режиссерами
Самая отрадная тенденция: все больше режиссеров стали приглашать в команду современных композиторов. Марат Гацалов только что выпустил в Театре наций гипнотическую «Утопию» с музыкой Сергея Невского; несколькими месяцами ранее этот же тандем поставил в пермском «Театре-театре» «Пьяных», в которых от спотыкающегося джаза действительно кружит голову. Гран-при «Ново-сибирского транзита», одного из важнейших фестивалей страны, получили «Пианисты» Бориса Павловича, строгое минималистское хоровое сочинение (партитуры Романа Столяра) с диалогами. Композитор Владимир Раннев вообще переквалифицировался в режиссера, поставив «Прозу» в «Электротеатре Станиславский» — одну из самых интересных вещей сезона. Музыка Настасьи Хрущевой теперь звучит не только на экстремальных вечерах петербургской филармонии и в спектаклях Могучего в БДТ, но и, например, в «Практике», Красноярской драме и южносахалинском «Чехов-центре». И это дорогого стоит — артисты выходят на новый уровень концентрации, преображается сценическая культура в целом. Можно только в очередной раз удивиться, почему раньше практически никому, кроме Кирилла Серебренникова, регулярно работающего с Александром Маноцковым и Ильей Демуцким, не приходило это в голову.
Все ставят «Мертвые души»
От Москвы до Перми, от Лесосибирска (спектакль Олега Липовецкого стал сенсацией «Ново-Сибирского транзита») до Петропавловска-Камчатского, на малых и больших сценах в разных вариациях и адаптациях оккупировали Россию «Мертвые души» Гоголя. Наверное, это что-нибудь да значит. Впрочем, в художественном плане и здесь флагманом остается спектакль Серебренникова, опередивший тенденцию аж на пять лет.
Мединский в Малом театре
Малый театр будто в ответ «Гоголь-центру» выпустил свою версию «Маленьких трагедий». А затем и «Визит старой дамы», как бы наступая на пятки «Электротеатру Станиславский» (на самом деле, конечно, это не художественная стратегия и не диалог, а всего-навсего комичные совпадения, к сожалению). Но из всех премьер до новостных лент добрался только спектакль «Смута. 1609–1611 гг.» по роману министра культуры Владимира Мединского «Стена». Любопытен, к сожалению, не спектакль, а прецедент: Малый театр впервые с начала восьмидесятых вернулся на рельсы идеологической пропаганды.
Все обсуждают Вилисова
Двадцатитрехлетний блогер Виктор Вилисов, собравший на своей странице «вилисов постдраматический» в «ВКонтакте» и в телеграм-канале с таким же названием рекордную по меркам театральных пабликов аудиторию, пишет о театре каждый день очень много, нецензурно и смешно. За прошедший сезон переквалифицировался в критики, выступая в популярных медиа, попутно умудрился оскорбить в фейсбуке едва ли не каждого авторитетного театрального критика поименно (и снова нецензурно), прослыть сексистом и эйджистом, а также опубликовать серию резко критических колонок о Серебренникове (когда тот уже был под арестом), фестивале «Территория», о журнале «Театр» и «Золотой маске». Недавно одиозному автору посвятил новый трек не менее одиозный андеграундный рэпер из Петербурга Леша Омский. А с первого июля Виктор Вилисов — редактор раздела «Театр» на сайте afisha.ru.
Сергей Женовач возглавил МХТ им. Чехова
Двенадцатого марта ушел из жизни Олег Табаков. Художественным руководителем МХТ им. Чехова стал Сергей Женовач, педагог ГИТИСа, создатель «Студии театрального искусства» (которая теперь стала филиалом МХТ) и самый известный адепт cистемы Станиславского.
Три первые новости от нового руководства театра. Первая: Константин Богомолов, работавший помощником художественного руководителя и поставивший на основной сцене серию громко обсуждаемых спектаклей, больше ставить на этой сцене не будет. Вторая: Александр Молочников, молодой режиссер, на которого делал ставку Табаков, тоже остается не у дел. И третья: осенью Дмитрий Крымов выпустит в МХТ свою версию «Анны Карениной». Закрывающей скобкой сюжета стал красноречивый дубль «Трех сестер»: одновременно чеховскую пьесу поставили Богомолов в МХТ (предельно радикально) и Женовач в СТИ (предельно консервативно).
Театр встает на колеса
Персонажи самых разных спектаклей по всей стране как по команде встали на гироскутеры. В буйном и высокотехнологичном «Гамлет. Sociopath» в новосибирском театре «Старый дом» на гироскутере рассекает Гертруда. В «Синей синей птице» в Театре наций — жители механического королевства. А в футуристической опере «Солнца ьнет» в Новой Александринке в Петербурге электрические платформы с колесиками помогают разнообразным объектам магически плавать в таинственной темноте. Технологии вообще стали интенсивнее проникать в театр. Первый российский полнометражный VR-спектакль, например, в сентябре 2017 года выпустили в Тюмени: «В поисках автора», режиссер — Даниил Чащин.
Революция в «Практике»
Из театра «Практика» ушла прежняя команда, включая директора Юрия Милютина. Художественным руководителем стал Дмитрий Брусникин. Что будет дальше — пока неизвестно. Новая команда формируется прямо сейчас. Известно только, что стратегия развития будет базироваться на четырех кураторских направлениях. Подробности будут обнародованы в начале нового сезона.
Театр мюзикла vs Stage Entertainment
В ноябре 2017 года из Stage Entertainment ушел Дмитрий Богачев, возглавлявший российский офис самой влиятельной мюзикловой компании в Европе. Из-за кризиса компания не смогла позволить себе продлить аренду театра «Россия» на Пушкинской площади (МДМ на Фрунзенской сейчас остается фактически базой команды Stage). Как только Stage Entertainment освободила помещение, его тут же занял главный конкурент независимой компании — Московский театр мюзикла под управлением Михаила Швыдкого. Первой премьерой в новом месте стал экспериментальный акробатический спектакль «Реверс»; вещь неординарная и впечатляющая.
Бутусов ушел из Театра им. Ленсовета
Худрук Театра им. Ленсовета, а вообще-то один из самых важных и влиятельных режиссеров современного российского театра, Юрий Бутусов покинул родной театр после конфликта с новым директором Валерием Градковским, который препятствовал развитию театра (гастролям, ребрендингу, техническому обновлению) и просил режиссера ставить спектакли повеселее. Так выдающегося режиссера потерял не только Театр им. Ленсовета, но и Петербург: по всей видимости, Бутусов теперь будет больше работать в Москве. В эти дни готовится выпуск его премьеры «Человек из рыбы» в МХТ им. Чехова.
Диденко вышел в онлайн
Максим Диденко — самый популярный и востребованный режиссер Москвы — перестал ставить соц-арт-мюзиклы и переключился на поиски границ виртуального и реального. Его скрин-драма по роману Дмитрия Глуховского «Текст» в Театре им. Ермоловой почти полностью состоит из видеопроекций текстовых сообщений, видеозвонков и трансляций с камер смартфонов, находящихся в руках персонажей. Окончательный выход в виртуальную реальность был не за горами, и в самом конце сезона стартовало многосерийное онлайн-шоу «Asmodeus», зрители которого покупают право просмотра прямой трансляции и доплачивают за возможность влиять на ход событий.
Невероятные фестивали в регионах
Два фестиваля прошедшего сезона окончательно превратили Россию в Европу. Один из них прошел в Воронеже, другой в Перми. В Воронеже — Платоновский фестиваль под руководством Михаила Бычкова — совершенная аномалия. Программе позавидует Авиньон: здесь и флагманский проект Rimini Protokoll, и смутьян Пиппо Дельбоно собственной персоной, и шедевр Анатолия Васильева «Старик и море». В программе не только спектакли, но и концерты (например, Kronos Quartet), выставки, книжная ярмарка и так далее. А сразу после Платоновского начинается Дягилевский под руководством Теодора Курентзиса в Перми. Лепаж, Кастеллуччи, Платель, Мередит Монк, концерты в храме в темноте и бог знает что еще. Как так получилось — отдельный вопрос; но факт есть факт: главные герои современной музыкальной и перформативной культуры теперь ежегодно съезжаются на десять дней не в какой-нибудь там Берлин, а в пельменную столицу мира, более известную как город, где снимали «Реальных пацанов».