Пиратские копии

Каково это — поделиться собственной игрой через торренты

26 октября 2022 в 16:30
Фото: Devolver Digital
Когда Steam и другие цифровые магазины ушли из России, перед разработчиками встал вопрос, как не потерять контакт с аудиторией и помочь ей приобретать игры. Авторы Loop Hero выбрали самый радикальный подход: посоветовали качать свою игру с торрентов и даже поделились ссылкой на Rutracker. Разбираемся в мотивах такого поступка.

— Не кажется ли вам такой жест (ссылка на «Рутрекер») явной поддержкой пиратства?

— Смотря о каком пиратстве речь. Если о пиратстве конкретно нашей игры, то, конечно, да — прямой призыв использовать торрент, все так.

Но про пиратство в глобальном плане так сказать нельзя, во-первых, из‑за ничтожно малого влияния нашего поста на такие феномены, а, во-вторых, тут, скорее, сработал обратный эффект: наш пост со всевозможными перепостами, новостями и ютьюб-блогами увидело несколько миллионов человек, но тот самый торрент-файл скачали чуть больше тысячи раз, и главной темой обсуждения в комментариях было то, как обойти сложности с покупкой и приобрести лицензионную версию, либо пользователи говорили, что дождутся отмены ограничений и тогда уже купят игру.

Торрент как таковой быстро ушел на задний план этой истории, поэтому трудно рассматривать наш пост в плоскости какой‑то поддержки глобального пиратства.


— Можете чуть подробнее раскрыть вашу мотивацию? Зачем было выкладывать ссылку на пиратский сайт? Что вы хотели этим сказать?

— Какой‑то скрытой мотивации нет, в посте все было прозрачно. После прекращения работы банковских карт в Steam нас начали спрашивать о том, как приобрести игру, получить ключ или передать деньги лично нам за установщик игры. В связи со сложностью ситуации и отсутствием надежд на изменения в обозримом будущем нашим выбором стало советовать либо подождать, либо просто скачать игру с торрента, против которого наша команда никогда ничего не имела.

Конечно, был вариант с обходами ограничений, но у каждого из них свои минусы. Для нас было неприемлемо писать: «Хотите купить игру — ну вот идите на левые сайты, давайте им свои данные либо платите сверху большую комиссию за двойную конвертацию валют, если разберетесь. Поиграть они захотели, посмотрите на них». Такой вариант даже не рассматривался.
И чтобы ответить сразу всем: мы создали тот пост со ссылкой на «Рутрекер» как на самый надежный вариант.

— Как вы думаете, что будет дальше с Россией в плане легального потребления контента? На мой взгляд, игровая пресса и издатели проделали большую работу по воспитанию культуры покупки игр, а теперь по ней нанесен удар, мы откатились в прошлое лет на 20.

— Самую большую работу проделала Valve, сделав легальную покупку игр в Steam удобнее, быстрее и качественнее, чем предлагали торренты и непроверенные раздачи с троянами.

Региональная политика цен в связке с распродажами и большими скидками перевернули представления игроков в СНГ: легальные игры — это необязательно дорого.
Люди и сейчас продолжают покупать лицензионные игры, обходя ограничения либо покупая дорогие диски, завезенные по параллельному импорту. Поэтому не могу согласиться про откат на 20 лет: как только сервисы заработают без ограничений, большинство вернется обратно к удобству. Чтобы ментально вернуться в начало нулевых, должно пройти гораздо больше времени в негативной тенденции.

— Не задумывались ли вы над тем, что культура пиратства идет рука об руку с низким гражданским самосознанием. Грубо говоря, если тебя ничего не смущает в том, чтобы бесплатно получить продукт чужого труда (пускай цифровой, а не физический), то ты мало задумываешься о гражданских правах.

— Если коротко, то нет, не думаю, что эти вещи напрямую связаны.

Вы рассматриваете пиратство как цифровое воровство, но в действительности это крайне многогранное интернет-явление. Для примера: изначальный автор зачастую выигрывает от пиратства, ведь с его продуктом, будь это книга, игра или фильм, знакомится более широкая аудитория, которая в отсутствие торрентов прошла бы мимо.

Представители классических медиа не всегда это могут понять или монетизировать и начинают бороться с ветряными мельницами. Но тем не менее невозможно сосчитать, сколько миллионов копий игр было куплено после того, как игрок изначально ознакомился с ними через пиратство. Например, купил полную версию ради мультиплеера, хотя впервые попробовал пиратку; первую часть скачал в торрентах, а вторую уже купил, ну или просто поблагодарил авторов любимой игры в более зрелом возрасте, когда позволили возможности.

Если смотреть под таким углом, получится, что многие пользователи торрентов — это как раз люди с высоким гражданским самосознанием. Поэтому вопрос пиратства очень комплексный, особенно в контексте истории нашего региона.

Расскажите друзьям