Главное, что надо знать о Джоше Уордле, — до того как создать Wordle, он был комьюнити-менеджером Реддита. Реддит, как вы понимаете, и так состоит из одних только комьюнити — например, любителей видеоигр или поклонников вещей, которые подозрительно удачно входят друг в друга, — получается, менеджер такого сайта должен заведовать комьюнити комьюнити. То есть придумывать такие активности, которые пришлись бы по душе самой разномастной, но активно проявляющей себя онлайн-публике.
Именно этим и занялся Уордл.
Кнопка
В 2015-м вышла The Button. Ее правила, как и у всех игр Уордла, были элементарными. На специальной странице появилась кнопка.
Это был эксперимент, направленный на то, чтобы проверить, сможет ли сообщество организованно поддерживать «жизнь» кнопки. Казалось бы, сразу после старта про нее могли забыть, но кнопка продержалась аж два с лишним месяца. Пользователи кликали сами, звали друзей, переключали акаунты — всеми средствами спасали кнопку. В зависимости от того, сколько секунд до конца оставалось в момент нажатия, каждому реддитору присваивался особый цвет, украшавший его аватар. Фиолетовый означал, что вы нажали, когда до выключения оставалось не менее 50 секунд, красный — 10, а серый — что вы вообще не стали нажимать.
В итоге после бурного старта народ потихоньку начал забывать про кнопку, на ее страничку заходило все меньше посетителей, и 5 июня 2015 года пользователь с ником BigGoron стал последним, кто нажал на нее. Спустя 60 секунд никто больше не успел кликнуть, и эксперимент закончился. Продлился он 2 месяца и 4 дня. За это время кнопку нажали 1 008 316 раз.
Картина
Оставшись довольным результатами «Кнопки», Уордл решился на еще один, более амбициозный эксперимент. The Button показала, что комьюнити быстро организуются ради общей цели, — что если дать им более комплексную задачу?
Так появилась The Place. Правила вновь были элементарными.
Цвет выбирался произвольно. Спустя некоторое время можно было ставить еще одну точку, но подвох в том, что тем же самым занимались и все остальные реддиторы. Проще говоря, получилось что‑то вроде рисунка в MS Paint, создаваемого одновременно всем интернетом.
Поначалу, разумеется, начался хаос. Белый холст размалевали разноцветными пикселями без какой‑либо логики. Потом сообщества начали работать, простите за тавтологию, сообща. Началось все с того, что каким‑то образом люди договорились закрашивать нижний правый угол полотна в синий цвет. Понятно, что не все были готовы слушаться приказа, а тролли норовили испортить угол красными мазками, но кое-как все-таки удалось наладить «работу», и постепенно весь угол стал синим, гордо выделяясь на фоне общего бардака.
Дальше дела пошли на лад. Комьюнити договаривались между собой о секторах полотна и дружно их закрашивали. Начали возникать флаги стран, смайлики и герои мемов. Усилиями тысячи человек из «клана Моны Лизы» нарисовали-таки реплику шедевра Леонардо да Винчи. Свастик и пенисов, которыми традиционно любят обгадить общественное место, оказалось на удивление мало. Действительно, поначалу ими спамили, народ дружно их закрашивал, и постепенно запал троллей сошел на нет. Чтобы нарисовать даже простую фигуру, нужны усилия нескольких человек, а схематичное изображение пениса, как выяснилось, не является достаточным мотиватором для организации группы художников.
Слово
Уволившись из Реддита, Уордл не утратил страсть к социальным экспериментам.
Его следующей игрой стала текстовая головоломка Wordle. На первый взгляд, задумка имеет мало общего с прошлыми проектами, но, если присмотреться, угадываются знакомые черты. Прежде всего речь о возможности поделиться зашифрованными результатами — вполне в стиле Реддита, где все делается напоказ.
Кроме того, в Wordle гораздо веселее играть в компании. Когда вы «ходите» по очереди, обсуждая возможные слова, получается синергия и командная работа в духе «Что? Где? Когда?». Именно этот принцип когда‑то сделал популярными The Button и The Place.
Wordle — это мультиплеерная игра с первоклассной родословной.