Видеоигры

Гиперпрыжок назад. Почему из Starfield так и не получился «Skyrim в космосе»

5 сентября 2023 в 21:28
Иллюстрация: Bethesda Game Studios
6 сентября, в один день с PS5-версией Baldur’s Gate 3 выходит Starfield — научно-фантастический долгострой и долгожданный эксклюзив Microsoft (игра доступна на PC и Xbox, но не на PS5). Почему новинка ощущается устаревшей уже на старте своего пути и как все же от нее можно получить удовольствие, рассказывает Эдуард Голубев.

К сожалению, разговор о Starfield невозможно начать без упоминания Skyrim. За 12 лет он сначала стал народной игрой, а потом и вовсе чуть ли не анекдотом.

Но если задуматься, ради чего надо было покупать Skyrim все эти годы, то окажется, что это одна из лучших видеоигр на свете, образцовое фэнтези-приключение в огромном открытом мире, с высокой детализацией окружения и контентом на годы.

Свои основные механики Skyrim взял у предыдущих частей серии, Morrowind и Oblivion. Поэтому, когда в 2018 году директор студии Bethesda Тодд Говард с помпой анонсировал Starfield, первый за 25 лет проект в новой вселенной, научно-фантастический боевик с припиской «НАСА-панк», стало казаться, что для студии наконец-то откроются новые горизонты. И… нет.

Starfield — это как бы Skyrim в космосе, только хуже.

В 2023 году, чтобы завоевать сердца геймеров, этого недостаточно.

Интересный факт: в Starfield более 159 тыс. строк текста и диалогов. Это делает проект не просто самой объемной игрой Bethesda, но и самой многословной западной видеоигрой в истории (больше только у хентай-новеллы Lessons in Love). Вдобавок пиар-компания Starfield напирала на невероятное количество внутриигровых возможностей. С одной стороны, не соврали. Здесь действительно можно собратьУмельцы уже сделали «Тысячелетнего сокола», «Нормандию» из Mass Effect и «Пеликана» мастера Чифа. свой личный звездолет, а потом бороздить на нем космос, строить базу, вступать в гильдии и так далее. Однако уже в прологе игра тонет из‑за своего объема и неумения его подать.

Начинается Starfield в традициях The Elder Scrolls. Вы немой протагонист без знаний о мире (но с предысторией, влияющей только на пассивные умения), который оказывается втянут в экстраординарные события. Во время раскопок герой дотрагивается до странного артефакта, и ему приходит видение. Уже в следующей сцене местный Хан Соло дарит ему свой корабль, робота-компаньона и запускает сюжетную часть, отправляя лететь с докладом в «Созвездие» — клуб исследователей космоса, в котором верят, что смогут найти разумных инопланетян.

Проблема в том, что первые часы игра не старается смаковать свои лучшие моменты, а погружает игрока в механики. Добудь минералы, зачисти аванпост, постреляй по пиратскому кораблю…

Когда герой прилетает в Новую Атлантиду — самый большой город в игре, где находится штаб-квартира «Созвездия», — журнал автоматически пополняется десятком квестов. К сожалению, большая их часть — однообразные поручения, подразумевающие, что вам надо что‑то принеси или кого‑то убить. Если отвлечься на них сразу, вы потеряетесь в Starfield.

Ирония в том, что в этот раз Bethesda придумала интересную (по своим меркам) сюжетную кампанию. И те, кто не собьется с курса в начале, получат лучшую версию Starfield — с интересным персонажами, разнообразными локациями и постепенным раскрытием игрового мира.

Лучшие дополнительные квесты вы получаете в сюжетных локациях. Например, во время поиска новых частей артефакта герой узнает о планете, где находится логово легендарного охотника за головами. И во время гиперпрыжка туда вы не сможете пропустить систему, где над одной из планет завис странный корабль, — так открывается еще один дополнительный квест.

При всех своих масштабах Starfield можно назвать самой линейной игрой Bethesda со времен Oblivion.

И если вы ждали от нее приключения в бескрайнем космосе — забудьте. Да, вы можете управлять звездолетом, но нельзя ни приземлиться ни на одну из планет, ни долететь до далеких звезд. Вот пример честной попытки исследования космоса: девушка семь часов реального времени летела до Плутона, который в итоге оказался просто маркером на карте, сама планета исчезла в момент сближения с ее кораблем.

К тому же вне конкретных заданий на планетах просто нечего делать. Даже если вы телепортируетесь на поверхность при помощи быстрого перемещения, выяснится, что там можно собирать только ресурсы, сканировать флору и фауну за крохи опыта или зачищать аванпосты от рейдеров.

Еще один минус игры — движок Creation Engine 2, на котором был сделан Skyrim. Понятно, что разработчики его модифицировали. Но Starfield все равно регулярно уходит в слайд-шоу (особенно в городах) и постоянно требует подзагрузки.

Например, вы хотите взять квест на другой планете. Для этого вам нужно сесть в корабль (загрузка), взлететь (загрузка), построить маршрут до другой планеты и совершить гиперпрыжок (загрузка). Затем вы приземляетесь, выходите из корабля (загрузка) и находите нужный персонаж (если он сидит в здании, то, чтобы попасть внутрь, придется подождать еще одну загрузку).

На Xbox каждая загрузка занимает до 20 секунд. Это бесит! Не говоря уже о том, что черный экран с лого игры невероятно выбивает из погружения.

К раздражающим моментам — их много — также относятся крайне странные геймдизайнерские решения. В городах нет карты местности, и ориентироваться, где магазин, а где офис какой‑нибудь корпорации, нужно по памяти или указателям.

В игре ужасная система ресурсов. Непрокачанный персонаж быстро оказывается перегружен, поэтому вы часто будете перекидывать вещи на корабль или к напарнику.

Реактивный ранец, модифицированное оружие и возможность скрытного перемещения слегка освежают пресный игровой процесс, но не доступны по умолчанию — их все придется открывать, проходя цепочки скучных квестов.

Все эти проблемы в игре не собираются решать. Каждый, кто хочет попробовать Starfield, должен решить, готов ли он мириться с ее огрехами. При этом будет справедливо отметить, что через 10–15 часов игра наконец раскрывается. Появляются цепочки интересных квестов, результат которых будет влиять на баланс сил в галактике. Оружие из стандартных баллистических и лазерных образцов станет наконец футуристическим, а бои зальет градом спецэффектов. Да и в целом окажется, что находиться в Starfield с его меланхоличной атмосферой, где космос — нечто величественное и непознанное, довольно приятно.

У Bethesda в любом случае появилась новая вселенная, и проблемы первой игры можно считать возрастными.

С другой стороны, больших игр сейчас немало: недавно вышла Baldur’s Gate 3, скоро релиз Assassin’s Creed: Mirage, Marvel’s Spider-Man 2 и Alan Wake 2. Все они борются за ваше время. Starfield к этому времени относится пренебрежительно, и пока его можно пропустить или оставить на потом.

Расскажите друзьям