Широко обсуждаемый советский фильм «Броненосец «Потемкин» был впервые показан зрителям прошлым вечером в Театре Билтмора. Сюжет претендует на точное отражение произошедшего во время восстания экипажа на «Князе Потемкине» в «черный понедельник», 13 июня 1905 года. И хотя некоторые убеждены в достоверности деталей, факт остается фактом: это постановка, в которой режиссер демонстрирует яркое воображение и интерпретирует события с художественной точки зрения. Очевидно, что аплодировали вчера только люди с предубеждениями, ведь лучшие эпизоды фильма прошли в полной тишине — моменты, когда офицера сбрасывают в воду, спасение главаря восставших, слова «Долой царя!», — хотя и вызвали в некоторых зрителях подъем энтузиазма.
Фильм предоставлен Amkino (новое название — Sovkino), а снял его некто С.М.Эйзенштейн, которому, судя по разговорам, меньше 30 лет.
Он, очевидно, добился сотрудничества с советским правительством, и, кроме того, очевидно, что среди его консультантов были люди, досконально знакомые с устройством боевых кораблей.
В некоторых сухопутных сценах сотни людей, которые пришли посочувствовать мертвому матросу, позже становятся мишенями для казаков и стремительно убегают, чтобы укрыться от пуль Романовых. В сценах сражения Эйзенштейн проявляет прекрасное понимание ритма.
Также сомнительно, что какой‑либо капитан военного корабля стал бы бороться со своими людьми, как это показано в картине, незадолго до мятежа. Еще мистер Эйзенштейн не принимает во внимание базовый инстинкт самосохранения, который активизируется у человека, когда в него целятся десятки винтовок. Дан приказ набросить кусок парусины на первую группу непокорных моряков. В процессе ни один из них не сопротивляется. И, наконец, когда отдан приказ открыть огонь, они либо ошеломлены произошедшим, либо невероятно сильно верят в своих товарищей, поскольку ни один из них не сдвигается с места. В этот момент кажется, что некоторые из них вот-вот выскользнут из‑под ткани и спрыгнут в море.
В сценах на суше в Одессе мистер Эйзенштейн изображает своего злодея настолько беспощадным, насколько это возможно, доводя эту характеристику до предела в эпизоде, где расстреливают женщин, а коляска с ребенком катится вниз по огромным каменным ступеням.
Затем мы видим кадры из одесского порта на следующее утро, впечатляющие своей бездейственностью. Постепенно становится светлее, и все начинает шевелиться. Изображение Эйзенштейном «Потемкина в пути» — еще один вдохновляющий эпизод. Здесь сначала показаны спящие мятежники, устроившиеся в уголках корабля, где раньше им, вероятно, никогда не позволяли спать, некоторые даже удобно расположились в офицерских каютах. Затем дозор подает сигнал о приближении других российских военных кораблей. Показаны двигатели, люди, снующие по палубам вверх и вниз по трапам, и, наконец, когда на «Потемкине» обнаруживают, что другие суда наступают, отдан приказ заряжать орудия. Подъемники боеприпасов заполнены, люди раскладывают снаряды, некоторые из которых, судя по легкости, с которой их несли, были ненастоящими. Мимолетно показаны вода и орудия, что говорит о скорости движения корабля.
Из этого фильма исключены сцены, в которых изображены извивающиеся личинки в куске мяса и сцена на суше. Небольшая комедийная деталь показана в конце: корабельного врача, который настаивал, что с мясом все будет хорошо, если его промыть солью и водой, бросают в море после битвы, а его очки остаются болтаться на тросе.
В этом фильме не уделяется чрезмерное внимание какому‑либо конкретному актеру, разве что одному или двум предоставляется возможность проявить себя. Это главарь мятежников, капитан «Потемкина» и еще один-два офицера. Эти роли исполнили участники МХАТ. Перед фильмом была показана театральная постановка, а «Хор Потемкина» исполнил несколько русских песен. «Броненосец «Потемкин» начался только после антракта, и представление закончилось около половины одиннадцатого.
Оригинал опубликован в газете The New York Times за 6 декабря 1926 года