«Ирония судьбы» считается главным произведением русского Рождества и Нового года, поэтому меня немного беспокоило, что я в этом не разберусь. В начале было несколько очень русских моментов, которые я не понял, но когда в сюжете появилась любовная линия, фильм стал довольно универсальным. Я получил вайбы в стиле фильмов «Короткая встреча» и «Перед рассветом». В фильме есть элемент под названием «toska», который тоже был привлекательным. Конечно, вы не получите такую историю без некоторых излишне сентиментальных моментов <…>. Мне не понравилась часть шуток, но, скорее всего, это связано с субтитрами на ютьюбе — перевод казался очень буквальным», — Ben
***
«Банальный фильм. Персонажи должным образом не проработаны. Глупый фарс нелепо сталкивается с сентиментальностью. В сюжет вводится множество связей [между персонажами], которые потом досадно зависают. Это не тот фильм, который могу смотреть с наслаждением, но я абсолютно обожаю его. Атмосфера этой советской классики обманчиво очаровательна, и, хотя у нее есть недостатки, сочетание этих качеств делает фильм жемчужиной. Кроме того, в нем одни из лучших музыкальных интерлюдий, которые я когда‑либо видела», — Lyzette
***
«В формулу хорошего фильма входят прекрасные актеры, сюжет, кинематографичность, музыка и исторический контекст. «Лоуренс Аравийский» и «Доктор Живаго» — хорошие примеры. Но иногда достаточно чего‑то одного. Как и в большинстве русских фильмов той эпохи, в «Иронии судьбы» есть чрезмерная актерская игра и непримечательная музыка.
Но некоторым фильмам удается ухватить суть так, что зритель инстинктивно признает его великим. Если вы были в бывшем Советском Союзе и видели квартиры, построенные немецкими рабами после Второй мировой войны, то сможете это понять. Этот фильм великий из‑за своей гениальной идеи, которая была настолько искусной, что преодолела высокий уровень советской цензуры.
***
«Эта безбашенная рождественская комедия с каждым просмотром становится все лучше. Каждый просмотр раскрывает тонкости, которые раньше не были очевидны. Например, факт, что все квартиры при коммунистическом режиме были одинаковыми, очевиден, но образ жизни и ценности, созданные этой средой, уникальны. Эта история сродни фильмам, снятым в Америке в 1940-х, в эпоху Джимми Стюарта и Кэри Гранта, когда подтекст и скрытые смыслы были важны настолько, насколько для сегодняшних фильмов важны шик и блеск», — R. Burr
***
«[Сюжет этого фильма] буквально невозможен без коммунизма», — rachel_suley
***
«Несколько лет назад мой преподаватель русского языка показывал нам этот фильм незадолго до рождественских каникул. Это была самая ужасная VHS-кассета, никто знает, сколько раз переписанная. Даже знаний за три семестра хватило, чтобы фильм оказался понятным и довольно забавным. <…> С годами он стал новогодней традицией, гораздо более приятной, чем рождественский 1946 года «Эта замечательная жизнь», — ckott72
***
«Это русский аналог фильма „Эта замечательная жизнь“, который показывают на канале Turner Classic Movies в канун Рождества. Многие россияне смотрят „Иронию судьбы“ каждый Новый год. Это великая советская история любви 1970-х. Не волнуйтесь, вы не увидите никакой советской пропаганды», — Sloper Dude
***
«Это больше чем любой рождественский или новогодний фильм. Хоть и есть ремейк, фильм 1975 года до сих пор смотрят почти все известные мне славянские семьи и пары, независимо от того, сколько раз уже видели его. [Надо сказать, что] это суть русской культуры при советской системе, где все города выглядят одинаково, а улицы носят одинаковые названия. Это действительно основа всего фильма вместе с любовью с первого взгляда, которая и сегодня является частью славянской культуры. Частью этой культуры и русских православных концепций является и судьба — безусловно, вы можете встретить свою судьбу, своего человека в один вечер», — Dr. Victor S. Alpher
***
«В отличие от большинства российских фильмов он не оставляет ощущения надвигающейся неизбежности и не создает крайне депрессивное состояние. Он оставит вас с совершенно новым взглядом на российский кинематограф и российскую жизнь», — amlover
***
«Если вы не знали, что русские умеют делать сатиру, то посмотрите этот фильм, в котором представлен критический взгляд на массовое производство и отсутствие индивидуальности, присущие коммунистической системе. Недоразумения, которые были бы невозможны в другом месте», — yvonne-5
***
«Лучший российский фильм о современной романтической любви. Я бы сравнил его с „Неспящими в Сиэтле“, „Вам письмо“ и „Днем сурка“. Я смотрел его как минимум 20 раз с тех пор, как купил, и до сих пор смотрю с большим интересом. Это настоящая энциклопедия для психолога, актера и кинопродюсера», — N. Ingley