С 2015 года у YouTube работает отдельное приложение для детского контента —YouTube Kids (в российской версии «YouTube Детям»). Его главная фишка — усиленная модерация видео и автоматический подбор контента, подходящего для детей разного возраста. Так, пользователю, который зашел в приложение впервые, предложат авторизоваться и создать детский аккаунт. Причем сделать это можно для каждого ребенка отдельно, чтобы разные интересы не сбивали с толку рекомендационную систему. А затем выбрать возрастную категорию.
- Для самых маленьких (до 4 лет): ребенок сможет смотреть видео, которые вдохновляют на творчество и пробуждают интерес к новым открытиям.
- Для дошкольников (5–8 лет): ребенок сможет смотреть мультфильмы, видео с детскими песнями и поделками, а также другие ролики, которые бывают интересны в этом возрасте.
- Для детей постарше (9–12): ребенок сможет смотреть музыкальные клипы, ролики об играх и науке, семейные видеоблоги, а также другие материалы, подходящие школьникам.
Особый режим — «Только одобренный контент». Он позволяет родителю отбирать все видео и каналы вручную. Доступа к поиску у ребенка не будет.
Само приложение оформлено в мультипликационном стиле. Внутри ребенка ждут категории «шоу», «музыка», «обучение» и «навигатор». Кроме того, родитель может ограничивать по времени работу ребенка с приложением, установив таймер. А также отключить поиск, чтобы тот не смог, например, включить клипы Моргенштерна*. В «YouTube Детям» есть встроенная реклама, но нет возможности комментировать видео.
Помимо русскоязычного и переведенного блогерского контента (образовательных видео, обзоров, влогов), в приложении можно найти детские музыкальные клипы, телепередачи (выпуски «АБВГДейки» и «Азбуки цирка»), а также смотреть мультфильмы — «Смешариков», «Фиксиков», «Машу и Медведя», «Трех котов», «Губку Боба Квадратные Штаны» и другие.
Что снимают блогеры и почему они так популярны
Несмотря на ряд серьезных ограничений и требований к контенту, детские блогеры на платформе преуспевают. Первый секрет — популярность площадки. Так, в 2022 году приложение «YouTube Детям» скачали более 106 млн раз — это на 7 млн больше, чем годом ранее. Кроме того, оно часто оказывается в топе стримингов по проведенному времени. В начале 2020 года платформа обошла по этому показателю все другие подобные приложения. «Она помогает детям скоротать время и узнать новое и дает передышку родителям. Взрослые включают приложение на смартфоне или планшете и оставляют ребят зависать в нем на длительное время», — объясняют такой результат исследователи Apptopia и Braze.
В итоге самые успешные создатели контента для детей не только стабильно зарабатывают миллионы долларов, но и попадают в списки богатейших ютуберов наравне с создателями видео для тех, кто постарше. При этом многим блогерам не исполнилось даже 15 лет.
В 2021 году самой высокооплачиваемой звездой «YouTube Детям» стала девятилетняя Анастасия Радзинская, героиня канала Like Nastya. Ее состояние Forbes оценивает в 28 млн долларов. Родители девочки завели для нее ютуб-канал, когда той было всего два года.
«Мы посмотрели, что для деток есть на ютубе, увидели, что очень популярны видео о том, как ребенок распаковывает подарки, и решили попробовать поснимать Настюшу», — говорила мать Насти Анна в интервью российскому Forbes. — Мы даже не говорили ей, что делать: просто снимали ребенка, какой он есть. Дети — это же мило».
Вскоре форматы видео стали более разнообразными. На канале начали публиковать влоги про путешествия, обзоры парков развлечений. А после 2018 года, когда семья переехала в США, стали выходить видео о жизни в новой стране. Сейчас на основной англоязычный канал Насти подписаны почти 106 млн человек. Суммарно ее ролики посмотрели почти 90 млрд раз. Помимо этого, у Насти есть еще десять каналов, в том числе шесть каналов с видео на других языках. Каждый насчитывает до нескольких десятков миллионов подписчиков.
Еще один блогер площадки из списка Forbes — 11-летний Райан Кадзи, ведущий канала Ryan’s World. В 2015 году, когда рынок инфлюэнсеров начал резко расти, ему было всего 3,5 года. Тогда мать мальчика Лоанн задумалась о том, чем занять ребенка, а отец Шион предложил запустить канал, потому что был немного знаком с соцсетью и ее алгоритмами. Среди популярных форматов видео были анбоксинги — ролики, в которых распаковывали новую одежду, косметику или детские игрушки. Последний вариант и решила освоить семья будущего инфлюэнсера.
Иронично, что Райан не любил игрушки, кроме радиоуправляемых машинок. Поэтому именно их ему и дарили родственники. Однажды, чтобы эффектно снять распаковку, Лоанн завернула новую игрушку в гигантское яйцо из папье-маше. Видео получило название «Гигантское яйцо-сюрприз с Молнией МакКуином и 100+ игрушечными машинками Disney» и перевернуло жизнь юного блогера. «Этот ролик был самым популярным на канале в течение двух лет», — вспоминает Шион. Сейчас на нем более 1,1 млрд просмотров. Видео положило начало серии подобных роликов с распаковкой яиц с сюрпризами, которые теперь копируют юные блогеры по всему миру.
Сегодня у Кадзи и его семьи девять каналов на ютубе, но Ryan’s World остается самым популярным — с почти 35 млн подписчиков. Сейчас, помимо обзоров игрушек, он снимает DIY-видео, влоги, образовательные ролики, например рассказывает о временах года, и челленджи — в одном из них он сутки копирует родителей. Благодаря успеху Кадзи выпустил ряд игрушек и серию одежды для сна в сотрудничестве с Marks & Spencer, а также подписал контракты с Amazon, Walmart, Nickelodeon и Skechers.
Как ютуб влияет на развитие ребенка
Cемейный психолог, специалист психологической платформы Alter
«Просмотр видео выходит на первый план среди всех занятий детей и подростков в интернете. По данным исследований, потребление видеоконтента занимает у детей от 8 до 12 лет около 60% всего времени в сети и составляет в среднем около 3 часов ежедневно, что часто превышает время реального общения со сверстниками, игр или другого социального взаимодействия.
Дети начинают самостоятельно смотреть видео уже в 1,5–2 года. Они довольно быстро осваивают возможности интернета, сами находят то, что им интересно, и не нуждаются во взрослом посреднике. Обычно на детей ориентированы яркие, эмоционально насыщенные и привлекательные ролики с запоминающейся музыкой.
Исследования показывают1) Digital Screen Media and Cognitive Development, Daniel R.Anderson, Kaveri Subrahmanyam; Cognitive Impacts of Digital Media Workgroup (PMID: 29093033 DOI: 10.1542/peds.2016-1758 °C); 2) Влияние информационных технологий на когнитивное развитие детей: обзор современных исследований, А.Н.Алехин, К.И.Пульцина (DOI: 10.33910/2686-9527-2020-2-4-366-371); 3) Media and children’s aggression, fear, and altruism, Barbara J.Wilson (PMID: 21338007 DOI: 10.1353/foc.0.0005)., что дети, которые с раннего возраста погружены в мир мультфильмов и детских передач, часто проявляют больше эмоций, лучше распознают их у других людей и демонстрируют более высокие показатели эмоционального развития. Также они нередко обладают достаточно обширными знаниями о внешнем мире и лучше ориентируются в информации — например, могут найти инструкцию к поделкам или простому ремонту игрушек.
Однако в то же время они нередко испытывают сложности с развитием эмоционального интеллекта. Видео может научить распознавать эмоции. Но для того, чтобы уметь успешно с ними справляться или адекватно реагировать на эмоции других людей, нужен реальный опыт, а этого дети все чаще лишены. В результате они не способны помочь себе, когда сердятся или расстраиваются, и, например, убегают, если расстраивается кто‑то другой».
О чем еще стоит помнить
Несмотря на строгую модерацию, неподходящего контента все еще много
Один из самых громких скандалов, связанных с запрещенным контентом на платформе, произошел в 2017 году и получил название «Эльзагейт». Тогда журналисты заметили, что с начала 2010-х на ютубе набирают огромное количество подписчиков и просмотров каналы, которые публикуют видео с героями семейных мультфильмов, попадающих в пугающие или непристойные ситуации. Например, в одном из роликов герои «Щенячьего патруля» отправляются в стриптиз-бар, а в другом Микки-Мауса на глазах у его подружки Минни сбивает машина. В названии упоминаются герои мультфильмов и слова вроде «образование», «выучить цвета», «детские рифмы», благодаря которым алгоритмы предлагают их детям. Такие видео позволяют создателям зарабатывать миллионы долларов на встроенной рекламе.
В ответ на общественный резонанс компания ужесточила правила модерации и поведения на площадке. Тем не менее подобные ролики продолжают появляться среди предложенных к просмотру. Например, о них сообщают на реддите ElsaGate, где последний пост появился менее чем за сутки до выхода этого текста. Журналисты также регулярно пишут о том, что за короткое время на сайте наткнулись на ролики о диетах или, например, на видео о том, как сделать рубашку более сексуальной.
Cемейный психолог, специалист психологической платформы Alter
«Отдельная проблема — пугающий или неприемлемый для ребенка контент, как фантастический, так и вполне реалистичный. Сочетание эмоционально вовлекающего и страшного сюжета может привести к тому, что видео как будто „отпечатывается“ внутри и ребенок не может перестать думать о нем, прокручивая содержание снова и снова. Иногда в попытках разобраться в своих переживаниях он начинает навязчиво пересказывать страшную или странную историю взрослым и сверстникам, задавать вопросы или рисовать рисунки, которые кажутся неуместными либо оскорбительными. В таком случае взрослым важно отвечать на вопросы на уровне, доступном ребенку, сделать ситуацию понятной для его возраста. Важно не смеяться над страхами и не обесценивать переживания детей, а, скорее, утешать и быть рядом. Даже если кажется, что страх привидения, прячущегося в шкафу, — это полная ерунда, лучше сказать, что люди действительно долго боялись привидений, пока не выяснили, что их на самом деле не существует.
Если же к разговорам прибавляются нарушения сна и аппетита, постоянная тревога и признаки невроза (например, когда ребенок начинает грызть ногти или сосать палец), то стоит обратиться к специалисту. Похоже, что‑то увиденное стало для ребенка слишком травматичным и ему нужна помощь».
Все пытаются что‑то продать
Среди проблем площадки многие родители и журналисты упоминают огромное количество рекламы. Даже самый популярный формат детского ютуба — распаковка новых игрушек — буквально строится на продвижении идеи постоянного приобретения. «Все пытаются вам что‑то продать, — пишет журналистка Кейт Стол. — Мне нравился канал Disney Junior, потому что на нем было ограниченное количество рекламы. Потом моя дочь перешла на ютуб и стала постоянно требовать купить ей что‑то. Когда она просит какую‑нибудь безвкусную или одноразовую игрушку, не похожую ни на что из того, что ей нравится, я спрашиваю, откуда она об этом узнала. Ответ всегда один — ютуб».
Cемейный психолог, специалист психологической платформы Alter
«Ребенок, начиная с 5–6 лет, способен выделять рекламу и понимать, что видео посвящено рассказу о тех или иных продуктах. Дети знают: такие ролики делают для того, чтобы потом кто‑то купил этот товар. Однако в отличие от взрослых им трудно ответить на вопрос, нужна им эта вещь или нет. Часто дети не могут действительно правильно понять назначение того или иного предмета в рекламе, приписывают ему другие свойства или неправильно ориентируются в его назначении. Такие ошибочные суждения о продукте порой приводят к тому, что ребенок сначала настаивает на покупке, а потом оказывается сильно разочарован в ней».
Ребенок начинает вести себя как блогер
Родители отмечают, что маленькие поклонники ютуба часто перенимают блогерские словечки и поведение. «Я посадил моих детей в машину, пристегнул их, поцеловал в лоб и сказал: „Я люблю вас“, — вспоминает журналист Стюарт Херитидж. — На что мой четырехлетний сын ответил: „Тоже люблю тебя. Пожалуйста, подписывайся“».
Подобное заметила и Кейт Стол: «После часа просмотра обучающих программ моя дочь вдруг начинает говорить совершенно иначе. Вместо того чтобы попросить меня принести ей кетчуп для наггетсов, она начинает объяснять мне, почему кетчуп — важная часть ее рациона и почему все дети его любят. В этот момент она звучит так, будто выступает на TED. Это очень странно, она как будто разговаривает не со мной, а со своими потенциальными зрителями. С таким же успехом она может сказать в конце: „Нажмите кнопку ниже, чтобы подписаться“».
Cемейный психолог, специалист психологической платформы Alter
«Если гаджет становится постоянным собеседником ребенка, никогда не устающим, всегда доброжелательным и неизменно предоставляющим информацию в занимательной обертке, то обычные люди очевидно проигрывают на этом фоне. В отсутствие разумных ограничений ребенок будет игнорировать другие виды общения и все больше погружаться в виртуальный мир. И тогда родители сталкиваются с тем, что ребенок будет брать из видеоконтента образцы социального поведения. Он будет говорить фразами из любимых мультфильмов или, используя интонации популярных блогеров, повторять их поступки и эксперименты, не задумываясь о том, соответствуют ли они правилам поведения в настоящей жизни. Чем младше ребенок и чем меньше его реальный социальный опыт, тем больше он может быть уверен, что демонстрируемое в видео абсолютно нормально».
Как использовать площадку без вреда
Смотреть видео вместе
Ютуб может не только занять ребенка и дать передышку взрослому, но и помочь малышу сблизиться с родителями за совместным просмотром. Например, если ребенок спрашивает, какой звук издает лиса, можно посмотреть на платформе красивое видео про животных. А педиатр Дженни Радески рассказывает, что показывает детям видео с концертов группы, в которой играла в колледже. Таким образом площадка превращается в аналог энциклопедии или семейного фотоальбома.
Советовать ребенку качественный контент
Кроме того, совместный просмотр позволит понять, что именно видит ребенок на платформе и, например, поощрить выбор образовательных роликов, а не распаковку новых игрушек. Радески советует подписаться на каналы, которые интересны вам обоим, чтобы дети автоматически получали все новые видео от этого автора. А еще поговорить с ребенком о том, почему ему нравятся или не нравятся те или иные ролики.
Обсуждать просмотренное
Журналистка Аня Каменец также напоминает, что интернет едва ли может стать полностью безопасным местом. Если ребенок все-таки набрел на контент для более взрослой аудитории, вместо строгого запрета, например на просмотр клипов с полуобнаженными девушками, стоит поговорить с маленьким зрителем об увиденном и обсудить, почему именно вы не хотите, чтобы подобные видео попадались в его ленте. Поощрение открытого разговора может привести к тому, что ребенку будет легче обратиться к родителям, если он столкнется с чем‑то непонятным на ютубе или в реальной жизни.
* Признан иностранным агентом