Интервью

Криста Судмалис — автор фото идеального мужчины Гигачада. Мы с ней поговорили

30 августа 2023 в 10:23
Гигачад — один из самых ярких мемов последних десяти лет. Всему миру известно фото гипермаскулинного мужчины с идеальной фигурой, но не все знают, что его автор — московская фотохудожница Криста Судмалис. Мы поговорили с ней об идеальном фото, идеальном теле и о том, как мем искажает реального человека, а потом вдруг приобретает его лучшие черты.
Криста Судмалис

Фотограф. Инстаграм* — @sleekntears.

Фотография, тело и фотография тела

— Вы фотографируете спортивных людей и сами занимаетесь спортом. Что возникло раньше: страсть к искусству фотографии или доведение собственного тела до совершенства?

— Изначально возник интерес к изображению атлетов с выраженной маскулинностью в лице по образу и подобию того, кого в итоге назовут Gigachad. Обычно я использовала карандаш и бумагу, затем камеру, как более достоверный вариант. Не думаю, что моя страсть заключается в фотоискусстве. Скорее всего, это просто самый подходящий инструмент для демонстрации своей настоящей страсти — силы тела и духа.

Моя же фигура — заслуга мужа, который вдохновляет меня.

Я совсем не про спорт, но у сапожника должны быть сапоги.

— Что сложнее: создать безупречное тело или безупречное фото? Есть ли тут связь?

— Кадр с индивидуальностьюТо есть что‑то новаторское, выходящее за рамки учебника. — это нарушение всех правил, а идеальное тело — это соблюдение всех правил.

Можно зайти с другой стороны. За безупречным, «стерильным» фото стоит полученный, пусть даже за десять лет, навык, переросший в условный рефлекс. За спортивным телом стоит нескончаемое ежедневное усилие на протяжении всей жизни, результат которого, в отличие от таланта, можно и пропить, и проесть в считаные недели.

И в целом безупречность — субъективное явление в современном искусстве. Чего не скажешь о конкретно мужской фигуре.

Эталон мужской фигуры прошел сквозь века, оставаясь неизменно атлетичным.

С женщинами проще — диапазон привлекательности шире, соответственно, и безупречность необъективна.

— По-моему, если говорить о предельных величинах, материал всегда перевешивает труд фотографа — ему остается только щелкнуть. Опровергните, пожалуйста, этот тезис.

— Думаю, восприятие субъектом объекта своего щелчка играет особую роль. Говорят, глаза — это отражение души человека. Мне кажется, чужие глаза отражают чаяния смотрящего в них.

Если переносить это в творческую плоскость, твое созидание отражает твои ощущения, мысли и представления, нередко даже не имеющие ничего общего с сосудом, который ты наполняешь ими.

Я не умаляю вклад красоты модели и ее миссию как музы для конкретного автора, но ценность лучшего снимка подчеркивают все прочие кадры с этой же моделью, оставшиеся незамеченными, и на фоне которых, возможно, это был единственный, где ее увидели такой, какая она есть.

Источники вдохновения

— Назовите, пожалуйста, топ-3 действующих фотографов, которые вдохновляют вас, вы смотрите их работы и думаете: «Вау, как же круто…»

— Только раз осознанно вдохновилась фотографией: кадром Хельмута Ньютона. Пожалуй, единственный представитель изобразительного искусства, чьи работы рассматривала, — скульптор Ричард МакДональд. Он очень близок мне — мы во многом похожи.

В остальном избегаю подобного и не интересуюсь никакими авторами из моей или смежной сферы. Это откладывается в подсознании и делает похожим на того или иного исполнителя.

В творчестве стараюсь искать себе помощника, а не натурщика для срисовки.

 — Но все же что‑то вас вдохновляет…

— Париж, перестроенный Жоржем Эженом ОсманомГрадостроитель, во многом определивший современный облик Парижа. Он перестроил ряд кварталов, снеся множество старых (в том числе средневековых) домов и проложив на их месте бульвары.. Песня «Feuer und Wasser» группы Rammstein. Джейкоб Харлан, персонаж из фильма «Выстрел в пустоту».

— Мы обожаем этот фильм, недавно делали материал о том, что его название неверно перевели на русский.

— Спасибо, я не знала. В нем очень сильный образ главного героя, и это единственный фильм, после которого мне было жаль, что я его уже посмотрела.

Бодипозитив; проект мечты

— Как вы относитесь к идее бодипозитива? Предположим, человек находится не в лучшей физической форме, при этом у него нет клинических запретов на то, чтобы заниматься спортом, но он принимает себя таким, какой он в данный момент есть, и с каждым днем все меньше походит на героев ваших фотосессий. Как вам такая философия?

— Никогда не сталкивалась с этой философией самолично. Все люди с избыточным весом, кого мне доводилось встречать, хотят избавиться от него. Потому, исходя из собственного опыта общения, я скептически отношусь к концепции бодипозитива как принятия себя.

На мой взгляд, это психологический трюк, представляющий собой адаптацию к ситуации, которую ты не можешь изменить в силу проблем со здоровьем или отсутствия воли, реже — времени. Однако, как я уже говорила, диапазон именно женской привлекательности шире, и зачастую мужчины находят сексуальными пышные формы.

Здесь стоит поставить акцент на слове «формы». Это не то же, что бесформенность.

— Будь у вас неограниченный бюджет и идеальная команда, какое фото вы бы мечтали сделать?

— Пожалуй, не фото. Мне бы хотелось общего развития моего стиля, заложником которого я являюсь.

Но это довольно тяжело, учитывая мою непримиримость ко всему лишнему в кадре, что способно отвлечь внимание от тела и сделать его частью картины, а не самой картиной.

Гигачад (мем)

 — Я сейчас, возможно, задам дурацкие вопросы, но интернет заполнен противоречащими друг другу сведениями, я хочу уточнить именно у вас. Во-первых, Гигачад — это ваше фото?

— Все верно.

— Лично мне потребовалась уйма времени, чтобы проследить связь между мемом и вами. Вы не хотите, чтобы вас ассоциировали с Гигачадом?

— К сожалению, интернет склонен к воровству и беспечности относительно авторов материалов, которые люди используют в собственных целях, не ссылаясь на первоисточник. Я не избегаю связи с ним, но и не навязываю ее. Точно так же, как я не прикладывала ни толики усилий, чтобы он стал известен.

 — Кажется, вы не пытаетесь его монетизировать: нет ни мерча, ни даже официальной страницы Гигачада в инстаграме*. Почему?

— Он внушительно монетизирован, и мерч выпускался. Но из‑за львиной доли иностранной аудитории, на которую был расчет, в России проекты остались незамеченными. Инстаграм также имеется, только называется berlin.1969.

Как видите, даже сам ник не кричит о том, кто это, потому что Гигачад спокоен в отношении того, что он Гигачад.

— Когда и как вы первый раз увидели мем с Гигачадом? Предположу, что вам показал его кто‑то из друзей.

— Да, примерно так и было. Я, откровенно говоря, далеко не скоро поняла это явление.

Гигачад (человек)

— Есть выражение о том, что игру Minecraft невозможно купить (несмотря на то что Microsoft заплатила за нее $2,5 млрд): «Это сила природы». Вспомните, пожалуйста, момент, когда вы ощутили, что созданный вами образ вышел из‑под контроля и зажил своей жизнью.

— Когда люди начали выдумывать о нем ложные факты. Вроде его национальности, возраста и даже того, как он погиб.

— Гигачад — это реальный человекГигачад — это персонаж, прототипом которого являлся Эрнест Халимов. Других комментариев о его личности мы не получили.? В ваших соцсетях я видел комментарий о том, что за мемом скрывается грустная история. Какая?

— Я не могу дать вам больше разъяснений по причине того, что я собираюсь быть первоисточником этих разъяснений в собственной книге.

— В каком состоянии сейчас эта книга? Когда ждать релиз?

— Надеюсь, в следующем году. Перевод на английский, как и реализация издания, в меньшей степени зависит от меня. Не считая этого, книга написана примерно на треть.

— Как вы понимаете историю Гигачада и как относитесь к ней? Мемы, по-моему, — это знаковое проявление сверхсовременной культуры. Они утрачивают связь с оригиналом и в искаженном виде набирают громадную популярность. Парадокс Гигачада, на мой взгляд, в том, что связь с вами не утрачена — месседж о красоте и маскулинности в нем сохранен, пусть и гиперболизирован.

— Сначала я не интересовалась хронологией развития персонажа в отрыве от внутреннего содержания его прототипа. Увиденное меня оттолкнуло, показалось насмешкой.

Лишь спустя несколько лет я начала изучать вопрос и обнаружила, что из клоуна он эволюционировал в канон мужественности, притом не только внешней. Меня поразило отношение поклонников к нему, сформировавшее целую личность, представляющую собой эталон мужского поведения, который мы обычно находим в хорошем отце.

Это удивительно, ведь они не знают о нем буквально ничего. И тут я хочу сделать отсылку к вашему третьему вопросу, о роли автора в работе. Мне не пришлось говорить о нем ни слова, чтобы люди поняли — именно таким для меня всегда был Эрнест.

Facebook и Instagram запрещены на территории Российской Федерации.

Meta признана в России экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена.

Расскажите друзьям