Пользовательница твиттера @dracolunoedka опубликовала найденный в соцсетях ролик, где родители сообщают девочке новость, что их семью ждет пополнение. Улыбка на лице ребенка сменяется гримасой недоверия и разочарования. «Вы серьезно?» — вскрикивает она, начиная плакать. На вопрос мамы «Ты расстроена?» она отвечает: «Мне и одной хватает» (вероятно, имея в виду еще одного ребенка в семье). И пока девочка рыдает, родители смеются и продолжают съемку.
Авторка, перезалившая ролик на платформу, утверждает, что родители не имеют права заводить еще одного ребенка, не посоветовавшись со старшим. Мнения комментаторов разошлись: одни иронизируют, что при такой логике взрослые должны советоваться еще и с соседями по этому вопросу, а другие соглашаются с @dracolunoedka, вспоминая собственный опыт — некоторые так и не полюбили младших сиблингов, которых не хотели.
Многие обращают внимание на слова девочки, намекающие на то, что у нее уже есть младшая сестра: пользователи соцсети предполагают, что старшую заставляют присматривать за ней и брать на себя часть заботы и ответственности.
Врач-психиатр клиник «ДокДети» и «ДокМед», преподаватель «ДокМедАкадемии», учредитель Ассоциации психиатров и психологов за научно-обоснованные практики, эксперт благотворительного фонда «Антон тут рядом» (автор фото — Светлана Троицкая, фонд «Антон тут рядом»)
Такого рода видео зачастую вызывают много эмоций и вопросов. Конечно, может возникнуть желание немедленно осудить его авторов, но нам как минимум не хватает контекста. Понятно, что тема важная и значимая для многих, но на самом деле непонятно, что происходит: кто эти люди, есть ли в семье еще дети, вели ли с этой девочкой подобные разговоры раньше. А в таких ситуациях всегда важны детали и контекст: в том, что происходило до и будет происходить после съемки.
Важно объяснить, как устроена эмоциональная реакция человека на что‑то серьезное, значимое и необычное. Будучи взрослыми, мы вполне понимаем, что рождение ребенка — гигантское сложнейшее событие. Дети меняют жизнь целиком и полностью. Девочка на видео тоже осознает, что такое брат и сестра, и она чувствует, что ее жизнь кардинально изменится. Как бы родители ни старались оказывать внимание уже рожденным детям, все равно появится еще один человек, которому будет посвящаться время. И понятно, что реакция на такого рода сообщение непредсказуема. Сегодня девочка отреагировала таким образом, спустя время она может подумать и выдать другую реакцию. Или к ней придет осознание и радость от того, что появится кто‑то еще, или же наоборот — ей станет только страшнее и сложнее. И на все эти эмоции маленький человек имеет право. Когда мы говорим про чувства детей, мы должны в первую очередь ставить себя на их место.
Отдельно хочется обратить внимание на реакцию родителей. Мы видим, что они начинают удивленно смеяться. Смущенный смех может возникать, когда человек сталкивается с какой‑то необычной реакцией своих родственников. Возможно, они не верят своим глазам и хотят повторно донести информацию. Со стороны кажется, что так, как они, делать не надо. Так и есть. Одновременно с этим их тоже надо понимать. Они в каком‑то смысле смущены, их наверняка не учили, как вести такие разговоры. И мы не знаем, что происходило дальше, как разворачивалась ситуация. Этим родителям надо дать время. Наверное, им не хватило умения валидировать эмоции — это важнейший и сложнейший навык.
Как вести себя родителям, которые хотят завести еще одного ребенка
Родители часто забывают о том, кто такой ребенок. Ни в три года, ни в пять, ни в двенадцать, ни в пятнадцать лет дети не могут нести полную ответственность за происходящее в семье, с родителями, в их окружении. Спрашивать у ребенка разрешения на то, чтобы заводить еще одного ребенка, — это заставить его принимать решения, на которые он еще не способен. Можно представить, как в других условиях та же девочка обрадуется: «Конечно, я хочу этого малыша, я буду с ним играть и заботиться о нем». А когда столкнется с реальностью и узнает, как новорожденный себя ведет и сколько времени отнимает, будет говорить: «Почему вы его родили, зачем он мне нужен?» То есть она будет испытывать очень понятные эмоции фрустрации — переживания, связанные с тем, что жизнь стала сложнее. Если мы напомним ребенку о его словах — скажем «ты же его хотела», мы поступим безответственно, потому что мы воспользуемся непониманием того, что такое настоящее родительство и воспитание.
Это не значит, что с ребенком не надо это обсуждать или что о нем не надо заботиться в этот момент — например, напоминать, что родитель поможет со всем справиться. В хороших семьях есть культура обсуждения изменений. Должна быть хотя бы имитация совместных решений: когда родители выслушивают опасения ребенка и думают, как сделать так, чтобы он боялся меньше. Но решения о переездах, появлении нового члена семьи, медицинских манипуляциях, смене школы и так далее — это те решения, которые принимают взрослые и за которые они же и отвечают.