Небольшая группа молодых людей в джинсах клеш или однотонных макси-юбках, рубашках с короткими рукавами, жилетах и лоферах танцует на паркетном полу под совсем не клубным электрическим светом. На месте диджейской стойки — стол с колонкой, из которой доносится незатейливый соул. По этому ролику сначала кажется, что снят он лет пятьдесят назад: настолько несовременными кажутся и движения танцоров, и их наряды, и музыка, и клуб. Но под колонкой можно разглядеть растяжку «Bristol Northern Soul Club» — это модное английское место, появившееся в 2021 году.
Старомодность происходящего легко объяснима: современная британская молодежь не придумала, а лишь переизобрела музыкальную субкультуру Northern Soul. В конце 1960-х — начале 1970-х в северной части Англии зародился интерес к американской соул-музыке. Пока одни ходили на концерты The Beatles и покупали первые пластинки Black Sabbath, другим это казалось слишком мейнстримным. Так один за другим начали появляться небольшие клубы, где включали малоизвестные находки с американского музыкального рынка. Отличались эти места не только тем, что в них играли, но и тем, как вели себя посетители: туда приходили, чтобы расслабиться, а не вписаться в толпу модников, где еще нужно заслужить уважение. Мода тоже была, но своя: вы уже видели на записи джинсы клеш, простые рубашки и удобную для долгих танцев обувь — тогда все было так же.
Термин Northern Soul придумал журналист и фанат соула Дейв Годин, у которого был свой музыкальный магазин и лейбл. Когда он впервые употребил его, это не было попыткой ввести новое обозначение в целую индустрию — англичанин лишь инструктировал своих сотрудников. Годин обратил внимание, что футбольные фанаты, с севера страны приезжающие в Лондон на матчи, не особо интересуются актуальными новинками. «Я объяснял продавцам: „Если приходят клиенты с севера, не тратьте время, чтобы включать треки с вершин черных чартов США, просто играйте то, что им нравится, — Northern Soul“», — пояснял журналист позднее.
Северный соул не только объединил любителей жанра, но и предсказал появление эйсид-хауса и рейва: именно на этих вечеринках живое выступление групп сменилось на диджей-сеты.
К началу 1980-х годов многие знаковые для движения клубы начали закрываться — в основном из‑за проблем, связанных с употреблением наркотиков и общественными беспорядками. Но Northern Soul не только не исчез безвозвратно, но и пережил возрождение. Немалую роль в этом сыграла диджей и танцовщица из Бристоля Леванна МакЛин, которую называют Northern Soul Girl: именно она в 2021 году основала Bristol Northern Soul Club. Популярность клуба девушка объясняет желанием молодых людей отдыхать среди тех, с кем можно быть собой. «[Здесь] вы можете танцевать и просто хорошо проводить время, не боясь, что вас осудят. Наша миссия с первого дня заключается в том, чтобы позволить людям чувствовать себя свободными», — утверждает МакЛин.
Северный соул добрался и до России: в июле 2024 года в «ГЭС-2» прошел Northern Soul Week — крупнейший фестиваль северного соула в стране. Там можно было и потанцевать, и послушать лекцию об истории жанра — ее вели диджеи, добавляющие это музыкальное направление в свои сеты.
А в 2025 году о Northern Soul активно заговорили в соцсетях. Ролик, на котором посетители Bristol Northern Soul Club танцуют под трек Mausio «Der Pate», привлек внимание зрителей: происходящее кажется им одновременно странным и завораживающим. «Это видео попадается мне каждый день. Я уже готова врываться [на эту тусовку]», — говорится в комментарии, который набрал более 7000 лайков.
Русскоязычные пользователи временно забыли о липсинке под треки из чартов — теперь они танцуют под северный соул. Судя по подписям к этим видео, размашистые свободные движения ассоциируются у них с хорошим настроением и возможностью чувствовать себя максимально непринужденно — все по канонам британской субкультуры.