Термин «микрофеминизм» весной 2024 года популяризовала американская продюсер и ведущая Эшли Чейни: она записала ролик в тиктоке, где поделилась, что на предыдущем месте работы замечала повсеместное принижение женщин. Все случаи по отдельности казались мелочами, но из них складывалась неприятная картина, в которой сотрудниц ценили и уважали меньше их коллег мужского пола. Чейни решила шаг за шагом улучшать ситуацию и взяла за привычку в рабочих письмах ставить женское имя перед мужским.
Тогда комментаторы поддержали девушку и рассказали про аналогичное правило при отправке писем и подписании документов: те, кто об этом не задумывается, по умолчанию сначала обращаются к мужчинам, будто те наиболее важные участники коммуникации. Одна из пользовательниц в ответ поделилась, как ценен может быть такой подход: «Мой кредитный агент при заключении договора на ипотеку указал мое имя первым — я стала владелицей, а муж совладельцем. Прослезилась, когда увидела это: почувствовала себя уважаемой».
Под видео появилось и много других примеров:
- сотрудница дошкольного учреждения при болезни ребенка звонит папам, а для решения финансовых вопросов — мамам;
- учительница начинает с перечисления женских соревнований, составляя расписание школьных спортивных мероприятий;
- замужняя женщина, оставившая девичью фамилию, в ответ на удивление знакомых отвечала: «Но мой муж тоже ничего не менял».
Пользовательница инстаграма* и инвестор Тори Данлап (@Herfirst100k), которая запускает финансовые курсы для женщин, тоже недавно предложила подписчицам поделиться, как они включают микрофеминизм в повседневную жизнь. Те охотно отозвались: под роликом набралось уже более 25 тыс. комментариев.

Многие приводят один и тот же пример: не отступать с дороги, когда навстречу идет мужчина. Девушки утверждают, что те привыкли чувствовать себя главными на дороге и максимум, что они готовы сделать в такой ситуации, — чуть сдвинуть плечо. «Забавно наблюдать, как сильно мужчины меняются в лице, когда осознают, что я не собираюсь отходить в сторону, пропуская их вперед», — рассказывают под видео.
«Всегда открыто говорю о месячных, спазмах боли и эндометриозе, особенно в разговорах с друзьями мужского пола, — никаких эвфемизмов».
«Обращаюсь только к женщинам. Врач? — Женщина. Копирайтер? — Женщина. Графический дизайнер? — Женщина. Мануальный терапевт? — Женщина».
«Я поменяла манеру общения. Женщин учат смягчать свои утверждения: „я думаю“, „мне кажется“, „если в этом есть смысл“, теперь я минимизирую количество таких фраз, а также делаю больше пауз и смотрю в глаза. По сути, пытаюсь говорить так, как учат мужчин, — уверенно и четко, не принижая себя».
«Говорю молодым коллегам, что их карьера перестанет быть приоритетом, когда они станут отцами. А когда мужчины чересчур эмоциональны, называю их истеричными».
«Когда выступаю с публичной речью и мужчина перебивает, чтобы объяснить сказанное мной, произношу: «Рада, что ты понимаешь, о чем я говорю, теперь продолжим».
«Я делаю много презентаций на научно-технические темы. Во всех иллюстрациях с участием людей обязательно показываю женщин. Нужен человек, проводящий эксперимент? Конечно, это лаборантка. Необходимо показать, что лекарство предназначено для ушей? В этом ухе будет сережка».
Кто‑то в комментариях опасается, что есть риск скатиться в радикализм и мужененавистничество (чего феминизм не предполагает): например, одна из пользовательниц рассказала, что никогда не улыбается мужчинам, а другая принципиально отказывается смотреть на ютубе видео от мужчин. Остальные участницы малозаметного, но важного флешмоба радуются возможности через рутинные моменты показывать, что женщины ничуть не менее значимы, чем мужчины.
* Instagram принадлежит Meta, признанной в России экстремистской организацией, ее деятельность в стране запрещена.