Также по просьбе «Афиши Daily» Алексей Горбаш выбрал лучшие заявки на 17-й независимый, а мы сделали из них плейлист.
Главный тренд последних недель — 17-й независимый баттл форума hip-hop.ru Прием заявок туда велся еще с начала июня, но всеобщее помешательство началось благодаря «эффекту Оксимирона»: 4 сентября Мирон Федоров опубликовал свою заявку. И за следующую неделю количество присланных на баттл треков удвоилось. Среди участников вдруг оказались поп-артист Егор Крид, блогер Эльдар Джарахов, комик Satyr — и это лишь малая часть новоиспеченных звездных баттлеров.
Что это вообще за баттлы?
Онлайн-баттлы hip-hop.ru проводятся еще с начала нулевых. Формат простой: участнику дается тема для трека и несколько недель, чтобы его написать. Вначале судьи отбирают рэперов, которые попадут в основную сетку турнира. Там их разбивают на пары: проходит тот, кто получил больше всего голосов от судей.
В судьях, как правило, сидят либо победители прошлых баттлов, либо просто заметные в рэп-среде люди: например, там были Влади из «Касты» и Дмитрий Егоров (он же Габонская Гадюка), который потом судил Versus. После массового исхода судей (многие переключились на участие) организаторы планируют позвать и просто «медийных людей» (что логично, учитывая, сколько непрофильных артистов принимает участие в баттле).
Баттл, о котором мы пишем здесь, называется независимым, потому что в его организации не принимает участия администрация форума hip-hop.ru. Они организовывают как раз официальные баттлы. Последний прошел в 2011 году, на нем победил Re-Pac.
История баттлов всегда была плотно связана с самим форумом hip-hop.ru. В нулевых — местом силы и общения людей, которые позже сформируют повестку жанра в России. Там сидели еще живущие в Ростове Влади и Шым, подросток Мирон Федоров и Алексей Долматов (Гуф), грозившийся серьезно повлиять на жанр.
Кто, помимо Оксимирона и Noize MC, прославился благодаря баттлу hip-hop.ru?
В баттлах при этом участвовали не только прошлые, нынешние и будущие звезды, но и нишевые баттл-герои. Если Noize MC превратил свой куплет из одного из раундов в песню «За закрытой дверью», другие плевали на хорошее сведение и звучащий бит, но выводили владение русским языком на принципиально другой уровень. За это многие до сих пор уважают, например, Дядю Женю. Он сейчас отошел от хип-хопа и онлайн-баттлов, занимается научной работой в Новосибирске. За это же почти боготворят таинственного калининградского трикстера Бабангиду.
Дядя Женя — человек, уделявший столько внимания текстам, схемам и хитрым вордплеям, что ему и сегодня позавидуют многие артисты жанра. Рэп Дяди Жени — в лучшем смысле задротский, тяжелоподъемный и нехитовый. В принципе, такой же, как и сам мир онлайн-баттлов.
Бабангида же долгое время был одним из его символом, потому что к мощным текстам он добавил много идеологии: противопоставление себя всему русскому рэпу, пренебрежение качественным звуком и абсолютная анонимность. От Боба (так его сокращенно называли на форуме) много лет ничего не слышно, и люди по-прежнему понятия не имеют, как его зовут на самом деле и что происходит в его жизни сейчас. На 14 Независимом многие ждали финал «Oxxxymiron — Бабангида»: оба считались главными талантами форума, но Мирон проиграл в полуфинале Саше Честу, а баттл в итоге взял Бабангида.
Кто придумал 17-й независимый?
Чтобы лучше понять устройство онлайн-баттлов и цели 17-го независимого, мы связались с его организатором Александром Петровым. Он объяснил, в чем разница между официальными и независимыми баттлами (ответ очень простой), не боятся ли организаторы стать жертвами звездных артистов и почему Александр рад, что баттл пройдет без участия Бабангиды.
— Откуда желание провести онлайн-баттл в 2019 году?
— Это мой крупный онлайн-проект. До этого я занимался своим офлайн-баттлом «Staffka», он «ведет» мысль hip-hop.ru, мы сделали его копию в офлайне: где во главе угла творчество, а не обсиралово.
Наш форум — старый, уже умирает. Я предлагал организаторам помощь и перед предыдущими баттлами, но тогда они говорили, что справятся сами. И сейчас администрация написала сама [и спросила], не хочу ли я организовать 17-й независимый.
Долго думал, это большая ответственность. Грубо говоря, ты теряешь год из жизни и не получаешь никакой прибыли, все за идею. Творчество творчеством, но жить на что‑то нужно. Я прикинул все за и против и подумал, что если все получится, будет неплохо вписать свое имя в историю. И конечно, [хотелось] оживить форум. Больно смотреть, как он умирает. Пока что мы достигли всех целей, которые ставили к этому этапу.
— Понятия «независимый» и «официальный» не превратились в формальность?
— Официальные баттлы проводит администрация форума. Но там взрослые дядьки, они работают и занимаются своими делами. Наверняка им не до организации баттла. Их позиция такая: 9-й официальный очень сложно переплюнуть по именам (там участвовали, среди прочего, Рем Дигга, Бабангида, Очередной МС, Дуня и другие — Прим. ред.) — тогда это было очень актуально и круто, а сейчас никому не нужно. Туда же и спонсоров надо привлекать — а им неинтересно.
А независимые баттлы проводят форумщики. Мы согласовали детали с администрацией: участие должно быть бесплатным, мы не можем вешать баннеры на форуме. Мы не должны продавать услуги от имени hip-hop.ru. Баттл делается на его базе, но остается независимым.
— «Сейчас это никому не нужно». Так и было?
— Да. Пока не залетел Оксимирон. Я всех приглашал, была большая рекламная кампания, но людям было неинтересно.
До Мирона мы получили четыре тысячи заявок за четыре месяца: в основном ноунеймы и локальные герои, без звезд. А в последний день приема заявок мы получили еще четыре тысячи. Всего получилось около девяти с половиной тысяч. Но там надо разбираться: есть уже залитые треки, есть дубли — люди, специально приславшие несколько файлов. Точное число поймем уже после того, как отслушаем все. Думаю, останется порядка девяти тысяч.
— Что будет дальше?
— Во второй раунд пройдут те, кто наберет от 17 баллов из 25 возможных: один трек оценивают пять судей, каждый ставит от 0 до 5. Мы рассчитываем, что это будет человек 500. Есть фишечка: судьи иногда ошибаются. И мы запустили конкурс видеоклипов на треки с первого раунда. И если кто‑то не пройдет из‑за ошибки судьи или еще по каким‑то причинам, мы сможем пропустить участника благодаря классному видео.
Второй раунд — дается тема и три недели на написание трека. Там судьи начнут оценивать по 10-балльной шкале. И дальше пройдут уже 252 человека. Они распределяться в плей-офф-сетку: будут зона «Инь» и зона «Ян».
В каждой из сеток по 126 участников — соответственно, 63 пары. Получается нечетное количество. Это сделано так, потому что мы бросаем «спасательный круг»: весьма вероятно, что в третьем раунде схлестнутся фавориты. Условно, в пару попадут Оксимирон и Егор Крид. И на такой стадии будет обидно потерять сильного участника. В каждой сетке дальше пройдет участник, набравший максимальное число баллов среди проигравших в своей паре.
Таким образом останутся 64 участника — и пойдет полноценный плей-офф, без возможности спастись.
— Судьи могут подсознательно «тащить» звездных артистов?
— Для нас и судей имена не показатель. Наша цель — открыть как раз новые имена. Помочь им продвинуться. Да и на баттлах есть куча примеров, когда более именитый участник вылетал, потому что сделал плохо. Значит, ему там не место.
— Баттл продлится год. Не боитесь растерять аудиторию?
— Мы стараемся донести это до аудитории, сейчас готовим видео на тему. Хотя эта информация и так есть везде: баттл длится год, после него планируется фестиваль. Но многие люди не любят читать.
— Чья заявка удивила больше всего?
— Меня удивило, что многие судьи решили покинуть кресло и записаться. У нас человек 10 залетели на баттл, включая Johnyboy, St1m, победителя 9-го официального баттла Re-Pac.
Если честно, удивился, когда Егор Крид ответил, что пришлет заявку. И он проделал хорошую работу. Удивили блогеры, которые сделали круто, тот же Джарахов. [Удивило], что участвует такой культовый персонаж, как Fuze. Илья Соболев с Comedy сдал трек — ничего себе!
— От кого ждали, но не получили заявку?
— От Schokk (он же Дима Бамберг, бывший соратник Оксимирона. — Прим. ред.), как и многие участники. Но он что‑то не отвечает и не хочет. Изначально звали его в судьи, а он никак. Было бы круто, залети [на баттл] Ноггано, но увы.
— А Бабангида?
— Многие хотели, чтобы был Бабангида или Дядя Женя. Но либо люди повзрослели, либо они просто не в курсе. Но я не сильно расстроен, что их нет. Не думаю, что такая музыка будет актуальна в 2019 году. Дядя Женя — допустим, но Бабангида — точно нет.
— Потому что онлайн-баттлы — это в первую очередь про музыку?
— Да, определенно. Вот в прошлом баттле участвовал TumaniYO. Он не выиграл, но сейчас подписал контракт с Hajime Records [где записываются, среди прочих, Miyagi и Andy Panda]. Ради таких моментов и проводятся интернет-баттлы — чтобы чувак, которого никто не знал, стал пробиваться. Мне было обидно, когда человек, победивший на прошлом баттле (Адик 228. — Прим. ред.), просто получил деньги, и про него все забыли.
— Форум на самом деле ожил?
— Это в первую очередь люди, которые заходят просто посмотреть. Но активность очень возросла. И интерес к баттлам поднялся. Поэтому мы уже достигли своей цели. Кстати, Роскомназдор почему‑то заблокировал нам хостинг: мы входим в реестр запрещенных сайтов. Блокировка прилетела за тему из 2016 года, которой давно нет на форуме. Пытаемся разобраться с этим. (на момент публикации текста Роскомнадзор уже исключил hip-hop.ru из реестра запрещенных сайтов — Прим. ред.)
— Как сейчас выглядит костяк форума?
— Для многих это будет удивлением, но в основном на форуме сидят взрослые дядьки, которым хорошо за 30. И это жесткие тролли, которые пытаются задеть всех и каждого. Не все понимают такой юмор. Раньше были и сходки, надеюсь, это возродится. Да и просто хочется, чтобы люди больше общались и все у всех было замечательно.
— 17-й независимый — это импульс для дальнейшего развития онлайн-баттлов или одиночная вспышка?
— Мы хотим, чтобы онлайн-баттлы процветали. Чтобы это был не просто импульс. Хотя я осознаю, что такой баттл будет сложно переплюнуть: много имен, большой призовой фонд, внимание СМИ. Вряд ли такое можно повторить. Буду рад, если ошибаюсь.
Мы прорабатываем платформу для развития онлайн-баттлов. Хотим вносить новшества. Если это станет отправной точкой для молодых исполнителей — будет здорово.