Клипы: «Аигел» «Татарин», «Четкий», Антоха MC «Футбольный мяч».
О любимых фильмах
Я вырос на советском телевизионном фильме «Три мушкетера», «17 мгновений весны», мультипликационном фильме «Остров сокровищ», который произвел на меня неизгладимое впечатление сумасшедшими видеовставками. Именно тогда мне понравилось кино. А западные фильмы начинаешь смотреть гораздо позже — «Чужой», «Терминатор» и прочее были уже потом.
По-настоящему меня заинтересовал кинематограф в 2008 году, когда я посетил фестиваль британского кино — это произвело на меня неизгладимое впечатление. Все было так круто, что сам загорелся идеей снимать. Особенно запомнился малоизвестный фильм Бейлли Уолша «Воспоминания неудачника». Там шикарный саундтрек и крутая история — это до сих пор мой любимый фильм.
Круг любимых режиссеров определился уже позже — это братья Коэн, Дэвид Финчер, Мартин Скорсезе. Но в последнее время больше запоминаются сериалы. Среди любимых у меня «Прослушка», «Настоящий детектив», «Лучше звоните Солу». Я люблю занудные сериалы, которые нейтрально или плохо заканчиваются.
Об учебе в New York Film Academy
Не могу сравнивать русское образование с американским — я же здесь не учился. Я знаю, что New York Film Academy — это спорное образование и многие школу не любят, потому что она новая и коммерческая.
Но у нее есть огромное преимущество — большая практическая база. Я учился всего год, но снимал каждый день. Все время берешь оборудование, я снимал на разную аппаратуру — от фотоаппарата до пленки. За это время ты побываешь во всех ролях: от звукорежиссера до режиссера. То есть учат вообще всему — монтировать, выставлять свет, вести площадку, делать постпродакшен. Когда я снимал первый свой проект, то очень боялся. Но когда вышел на площадку, понял, что умею все делать, — это поразительно. Американское образование в принципе так построено — поменьше теории, побольше практики.
Чтобы отучиться там, нужны были деньги, мы с бывшей девушкой как раз продали квартиру и поделили сумму пополам, так что на первое время хватило. Само обучение длилось год, всего я прожил в Штатах три года. У меня за это время даже дочь там родилась.
Сейчас живу уже только в Москве — пока не удается работать и там и тут, как некоторым коллегам. Айсултана Сеитова лично не знаю, он учился чуть позже меня — пару раз пересекались в России на тусовках, не более того. Оценивать его работу не буду, но да, подход отличается и чувствуется влияние американского образования.
О съемках рекламы и бюджетах:
Я очень люблю снимать рекламу, и мне это до сих пор совсем не наскучило. Немножко бесит однообразие сценариев. В России с этим вообще сложная ситуация. Проблема сценариев у нас, кстати, не только в рекламе. Что в рекламе, что в клипах очень многое снимается по западным референсам. Все смотрят Vimeo, все смотрят YouTube и потом просто копируют фишки. Но когда попадается хороший сценарий, то бывает очень интересно снимать рекламу — можно проверить, как ты умеешь работать с короткой формой и как ты распределяешь ресурсы.
Можно попробовать эксперименты, особенно если это ложится в концепцию. В кино для новичков таких возможностей почти нет — кто будет за это платить? А за креативные визуальные ходы в рекламе клиент заплатит, потому что это сыграет в плюс смотрибельности. Мне реклама нравится, и я буду снимать ее дальше.
Реклама — это марафон и большое напряжение ресурсов. Две недели готовишься с командой, пару-тройку дней снимаешь, не спишь, монтируешь и бац — это уже в эфире. А потом с этой командой, может, никогда и не видишься. Довольно удивительные ощущения. В рекламе хорошие деньги. Поэтому многие и стремятся туда попасть — там действительно хорошо платят. А вот кто у нас на клипах зарабатывает, я не знаю. Я не зарабатываю.
Не вполне уверен, что могу разглашать цифры, но если взять условный камерный клип без особого экшена, то ориентировочно он обойдется в миллион рублей. Но это все очень условно — сумма зависит от множества факторов. Если хочешь снять нормальный клип, чтобы он точно стал нашумевшим, нужно выкладывать 3–3,5 миллиона. Тогда на нем даже можно заработать. А на клипах за миллион особо не заработаешь. Я вот из второй категории пока — просто очень люблю музыку и готов снимать хоть бесплатно.
А если снимать большой рекламный ролик для брендов, то это можно заработать примерно от 200 тысяч до миллиона рублей за съемочный день. А дальше уже зависит от статуса режиссера и от клиента — бывает и больше. Но нужно понимать, что не все востребованы и многие могут потом месяцами не снимать.
О клипе «Футбольный мяч» и талантах Антохи MC:
У нас было три дня на подготовку, и все это время мы колесили с местными проводниками по Грузии и очень много локаций отсмотрели. В процессе решили, какую сцену где будем снимать. Грузия в принципе очень красивая, поэтому там сейчас часто и клипы, и рекламу снимают. Натуру, мне кажется, на 50% в Грузии снимают. Теперь-то понятно, что будет сложнее. Но раньше это было не так дорого, очень красиво, плюс длинное лето — если у нас в апреле еще снег, то там зеленые деревья. То же самое в Казахстане, где сейчас много всего снимается.
Антоха MC — удивительный человек. Я вообще не знаю, чего он не умеет. Он умеет чеканить мяч, он умеет кататься на скейте, он умеет танцевать, он умеет петь — для меня загадка, как он вообще все это делает. В клипе вообще нет дублеров и все снято на натуре.
О победе «Татарина» в номинации «Best editor» на Berlin Music Video Awards
Я был на фестивале, мы как раз приехали в Берлин тусить. Когда началось объявление победителей, я смотрю — ведущие кокошники надели. У них в принципе довольно фриковатый фестиваль, но все равно сразу все стало понятно. Подумал: «Неужели я?» Вышел, поблагодарил всех со сцены, дал интервью — было очень приятно.
«Татарин» — сложный проект. С деньгами было непросто, долго набирали хорошую группу — мы с апреля по август его готовили. Считаю, что мы заслужили ту премию, в том числе и за монтаж — правда, очень много сил отдали и старались. У меня очень теплые чувства к «Татарину» — для всех эта работа была очень успешной. Он в принципе стал очень запоминающимся среди русских клипов.
Главный герой видео — Гоша Бергал, модель, фотограф и немножко актер. У нас был не такой большой кастинг — человек восемь. Пришел Гоша, попросил его сделать это и это, смотрю на продюсера — он сидит с круглыми глазами. Мы сразу Гошу выбрали. Он хорошо понимал задачу, плюс на его внешность все ложится. Гоша классный чел, половину этого клипа сделал он.
О клипе «Аигел» «Четкий»:
Позвать на роль в «Четком» Данилу Холодкова [из Shortparis] было решением группы, это не моя идея. Сценарий мой: там был герой, который в дьявольском танце живет. И ребята, прочитав, в один голос сказали: «Это должен быть Данила Холодков!» Будто они никого другого там просто не видели. Поначалу я переживал, что это немножко навязанная идея, но оказалось, что он отлично вписался в клип. Данила много репетировал, и получилось очень здорово, на мой взгляд.
Там есть несколько хореографических повторений, но мы свели их к минимуму. Поняли, что импровизация работает лучше. На мой взгляд, видно, что там много импровизации и Данила просто делает то, что у него вырывается изнутри. Планировалось намного меньше импровизации изначально.
Я мало думал про референсы. Но когда презентуешь проект клиенту, в данном случае группе, все равно приходится называть имена. Я уже не помню, что было до проекта, а что в процессе. Когда клип уже рождается, ты понимаешь, что он чем‑то похож на какой‑то известный продукт.
Мне показалось, что в итоге есть сходства с «Take it There» от Massive Attack и Tricky, немножко есть от «Iron Sky» Паоло Нутини в плане хореографии, у Moby есть клип аналогичный тоже. Про Fatboy Slim мы тоже думали, конечно. А Линча изначально не было в референсах — но когда включилась камера, мы такие: «О, ну тут явно Линчем попахивает». Вообще у меня «Малхолланд-драйв» один из любимых фильмов, так что это логично — там как раз есть в чем‑то похожая сцена.
Но вообще я если вижу, что на что‑то похоже, то сразу меняю. Для меня лучше сделать немножко криво, не идеально, но по-своему — для меня это принципиально. Не люблю все вылизанное и красивое. Поэтому я намеренно ломаю ритм в монтаже, делаю его более рваным — в «Четком», например, резко прервал танец. Хочется зрителю подзатыльник таким образом давать.
А снималось все довольно просто. У нас был стабилизатор, внутри которого камера может делать свободное вращение, — так и снимались сцены сверху в кругу. В клипе, как ни странно, много графики, но ее там почти не видно. Графика — это где герой прыгает на сцену, где поднимается с пола, а в сцене с двойником на постпродакшене затерты некоторые штуки вокруг. Комбинированные съемки тоже есть, необычные монтажные решения, клинапы.
«Четкий» дороже «Татарина» в два раза. В случае с «Татарином» вообще звезды удачно сошлись, что клип в итоге вышел довольно бюджетным. Но я считаю «Четкого» своим лучшим клипом. Это очень личная работа, где много меня.
Любимые клипы из СНГ, снятые за последние три года:
- У Юры Бардаша последние два клипа крутые.
- Мне понравился у «СБПЧ» клип «Злой». Он небезупречный технически, но идейно очень круто сделан. У нас так часто не хватает в клипах идеи, что такое сразу запоминается.
- Shortparis очень самодостаточные ребята в плане съемок, им даже режиссер никакой не нужен. Клип «Страшно» однозначно конкурентоспособен и вообще один из ярчайших за последнее время.
В последнее время артисты стали больше зарабатывать и сами хотят вкладывать в съемки клипов. Это коррелируется с ростом цифровых продаж и концертов. А если говорить о зрителях, то идет большой рост онлайн-просмотров — клипы начали конкурировать с блогерами, с развлекательным и юмористическим контентом на YouTube. Наверное, поэтому сейчас такое внимание уделяется съемке дорогих креативных видео.
О желании снять фильм:
Уже думаю над ним и пишу. Вероятнее всего, это будет криминальная драма. Мне нравится Скорсезе, такие истории, как его «Славные парни». Или «Однажды в Америке» Серджо Леоне. Хотелось бы сделать что‑то в таком духе. Верю, что если появится стоящая идея, то деньги и продюсеры на нее найдутся. В моей жизни всегда так было, и я продолжаю искренне в это верить.