О псевдониме и анонимности
Меня родители в детстве часто возили в Индию, был там до тринадцати лет раз семь. Мне нравилась эта культура. Когда думал над псевдонимом, перебирал ассоциации такие. Думал сначала Грамм Масалы назваться. Но потом вспомнил про бога Вишну — прикольная же идея. Это божество без лица, которое существует везде. Люди смотрят клипы и на минутку видят твоим взглядом, на чуть-чуть становятся тобой.
Анонимом решил быть, потому что не люблю внимание. Смотрю на своих друзей, на Фараона, например, и понимаю, что правильно все сделал. Прикольно, когда у тебя есть возможность сходить в магазин или покушать, и тебя никто не ********* [достает]. Потому что мы с Глебом (Pharaoh. — Прим. ред.) ходим только в одни и те же места. Он не может пойти в торговый центр или даже в парк, не может посетить крутую выставку и так далее.
Меня всегда интересовали анонимные персонажи, как тот же Бэнкси. Сразу пытаешься узнать, кто это. Но я не совсем выдерживаю анонимность, просто не палюсь.
О фильмах детства и их влиянии на творчество
Я рос на «Крестном отце» — это для меня культовый фильм. Любил бандитскую тему: «Славные парни», «Однажды в Америке» — туда почему‑то несло. Это в самом детстве. А позже увлекся треш-тематикой: Ллойд Кауфман, «Токсичный мститель», «Атака куриных зомби», «Бомж с дробовиком» — смотрел это все, угорал.
Меня вдохновляла треш-эстетика, и сам пытался что‑то такое сделать, но не сильно поперло. Только с Mnogoznaal стараюсь что‑то такое делать — как в «Z-Pam», например. Там есть вот эта муха, странный дед и такие всякие штуки.
Мы сейчас с Максом дорисовали комикс на 45 страниц, очень крутой — там Муха и Mnogoznaal главные персонажи. Хотим доработать эту вселенную: в «Z-Pam» начали, в «Гостинице «Космос» продолжили, сейчас вот комикс будет. Макс доделает альбом, займемся фигурками, мини-видео и различными промо к туру.
Эта вселенная основана на его жизни в Печоре, атмосфере Севера, немного мистики, культура Коми. Их мифология — она реально очень необычна, планируем тоже ее использовать.
О первых клипах и самообучении
Я нигде не учился снимать. Не знаю, что мне в голову дало камеру купить. Накопил денег сто пятьдесят тысяч, купил нормальную камеру и решил снимать клипы. Но вообще не понимал, как это делается, — ни обучающие видосы не смотрел, ничего. Просто взял камеру и начал снимать. Сделал первые видео как умею. Любому человеку сейчас дай камеру — он так же снимет. Поэтому я очень благодарен Глебу, что он дал такую возможность. Вряд ли какой‑нибудь артист сделал бы так же. Мне дали возможность, начало это нравится. Понял, что немного получается, и просто начал развиваться в этом.
Постигал все чисто на практике. Потом пошел в ГИТР (Гуманитарный институт телевидения и радиовещания в Москве. — Прим. ред.) учиться на режиссуру ТВ, но со второго курса слетел, потому что сдавал курсовые, и меня засрали. Сказали, что типа тупой и ничего не понимаю. А я подумал: «*** [Черт], да у меня уже клипы миллионы [просмотров] собирают, **** [и чего] вы меня учить будете». Никаких знаний я не получил из института. Понимаю, что классику надо знать — там Тарковского и так далее. Но сейчас такое время, что тренды быстро меняются — надо просто чувствовать.
Меня часто упрекали за то, что ранние работы с Фараоном очень похожи на клипы Bones. Но я их даже не видел. Глеб тоже не просил снимать именно так. Скорее он создал эту атмосферу, а я просто снимал. Говорят, что «Династия» (Dead Dynasty, группировка Pharaoh. — Прим. ред.) вся дрочит на Боунса, но я ни одного его клипа до этого не видел, честно. И не слушал никогда особо. Это Глеб был его любителем. Я больше по классическому рэпу. Меня и сейчас ****** [утомил] звук новой школы.
У меня есть проклятье: как только я сниму или что‑то придумаю, выходит что‑то похожее. Например, мы сделали «Минус 40», где у Макса разбито лицо — раз, у Obladaet выходит клип с разбитым лицом, когда мы уже все смонтировали. Делали «Дико, например», все покрасили, допилили титры — и тут же выходит «Вечеринка» Скриптонита с такими же титрами. Сняли «Лалипап» с вампирами, сижу, монтирую — у Трэвиса Скотта выходит клип тоже с вампирами. И я такой: «Да ну ***** [к черту]!»
А спер ли идею «Лалипапа» из «Блэйда»? Как и все крутые режиссеры, я вдохновлялся, ахах. Не знаю, мне просто хотелось ее снять. Ну да, я ******* [украл], ахах. Мне всегда нравилась эта сцена. Давно Глебу предлагал снять это — кровища в клубе, все танцуют. Там еще отсылки к «Кэрри» (Стивена Кинга. — Прим. ред.) есть.
О Dead Dynasty, уходе из нее и возвращении
Это просто компания людей, которая решила делать совместное творчество — я вообще с Глебом на одном районе рос. Нам будто свыше кто‑то намекнул в один и тот же момент: ты пиши музон, ты делай биты, ты снимай клипы, ты занимайся менеджментом. И как‑то мы собрались все и ******* [сделали]. Каждый сразу знал, чем будет заниматься. У нас было битмарей двадцать, были дизайнеры, а по видео я был один — снимал не только клипы, но и отчеты с концертов, оформления делал, в туры гонял.
Позже сделаю документалку по-любому. «Династия» — очень интересное явление в русской музыке, а у меня как раз много материала незаюзанного. Уже делал про Young Russia — но это такое, даже половину всего не задействовал, что у меня есть. Это, наверное, процентов двадцать только. Мне было лень все перебирать. Там очень много: я просто вставал и снимал, как тот чувак из «Выхода через сувенирную лавку». Если выдержать момент и сделать большую документалку про «Династию» и Young Russia, то может получиться очень круто.
Не люблю вспоминать об уходе из «Династии» — тупая заруба была. Это чисто бытовая история. Просто чувствовал, что в «Династии» уже накаленная обстановка, но ни у кого не хватало смелости уйти. А меня одна личная история взбесила, и я первый пустил эту волну. И потом сразу Saluki, White Punk тоже ушли. А я и не думал, что все именно так произойдет.
Потом Максим Mnogoznaal нас помирил. Поорали, поругались друг на друга и все разрешили. Многие писали в соцсетях, что мы детский сад развели — по большому счету, так и есть, мне даже стыдно было.
«Династия» и сейчас существует. У нас есть конфа, там иногда пишут битмейкеры. Но в ее рамках почти ничего не происходит, сейчас затишье. Тринадцать человек всего осталось.
О малобюджетных клипах
«Минус 40» в Москве снят. И «Гостиница «Космос» тоже. «Минус 40» на улице Полярной снимался, это в Медведково, — даже по смыслу подходило. У нас бюджета почти не было — сорок или пятьдесят тысяч рублей. Для клипа это практически ничего. Мы там только на волка потратили. Он в итоге линзу прокусил. Волк стремный реально — его привезли и сказали: «Не смотрите ему в глаза, не думайте о нем, он реально может укусить». В итоге я в черном списке аренды аппаратуры из‑за этой линзы — счет выставили тысяч в сто.
Бюджет «Гречки» (Паши Техника. — Прим. ред.) тысяч пятьдесят вообще был: все ушло на студию, гречку и объективы со светом. «Казускоме» [«Электрического волка»] тоже снял примерно за сто тысяч. Причем комнату, где они тусуются, создавали с нуля. Это в «Плутоне», на втором этаже. Художник из говна и палок все собрал за вечер. Набрали массовку и быстро сделали. Хотели отразить хиппи-стилистику, что‑то в духе «Страха и ненависти в Лас-Вегасе». Думал показать бунтующих людей на улицах, но что‑то это слабо получилось. Снимали рано утром на улице, поэтому очень мало времени было. Камера там просто VHS, никаких хитростей — все просто.
Я больше люблю такие работы, а не крупнобюджетные. В них душу вкладываешь и сам в минус уходишь, чтобы сделать.
О «Гречке» Паши Техника и безумии Епифанцева
Я дико давно кайфовал от Kunteynir. Еще до тюрьмы Паши следил за его творчеством и очень радовался его возвращению на Versus. Дико повезло, что познакомился с его менеджером — просто написал ему, что хочу Технику клип снять. После «Дико, например» я тоже был чуть-чуть хайповым, и меня многие звали. Поэтому Паша сам удивлялся и говорил: «Да, чувак, давай, конечно!»
Идеи сначала никакой не было. У нас были Епифанцев, Лола Тейлор и новый альбом — Паша скинул послушать трек «Гречка». Предложил ему: «Давай просто бухаем, берем камеру, ходим по Китай-городу и снимаем. А потом на «зеленке» снимем Лолу Тейлор и Епифанцева». По сути, клип — это полная импровизация, у нас вообще не было плана. Мы просто плыли по волне Паши Техника и следовали за ним. Мы реально ходили в метро и все это делали. Таким глазами на меня окружающие люди еще никогда не смотрели.
Епифанцев реально человек с другой планеты. Очень умный мужик, но реально ******** [сумасшедший]. Стоим на площадке, он кричит: «Кто тут режиссер?» Отвечаю: «Ну я». Подходит ко мне: «Смотри, есть идея». Копается в своей сумке, достает резиновые перчатки хозяйственные и говорит: «Короче, видел когда‑нибудь сквирт в жизни?» Я такой: «В смысле?» Он продолжает: «Видишь вон ту телочку? Я сейчас снимаю с нее штаны и трусы, надеваю перчатки и ***** [фигачу] ей двумя пальцами до сквирта, а ты все это слоу-мо снимаешь, и получается красивый кадр». Я стою в полном **** [удивлении]: «Сорян, чувак, но такое точно не пропустят. Давай что‑то попроще». В итоге предложил ему пойти к Лоле Тейлор и поимпровизировать. Он ее взял, поднял и начал играть как на гитаре.
О сотрудничестве с Эльдаром Гараевым
Он крутой, очень спокойный и супершарящий. Он как батя меня наставил в какой‑то момент. Мы познакомились в Кирове, когда с концертом к ним приехали. А потом Даниэль (менеджер Dead Dynasty. — Прим. ред.) рассказал, что он снимает рекламу и что они хотят снять «Chainsaw» с ним. Они сняли и попросили меня смонтировать.
А потом уже нас попросили снять вместе [клип на песню Pharaoh] «Одним целым», и в процессе уже круто сработались. Теперь сам предлагаю ему вместе что‑то делать. Сейчас только с ним и снимаю почти. Я на площадке больше за творческие штуки отвечаю, а он организует, как это грамотно снять. Мне кажется, что мы во многом дополняем друг друга. Я считаю, что Эльдар в плане режиссуры намного круче меня.
О коммерческих съемках и понтах звезд
Я, честно, не очень люблю, когда таких звезд, как Глюкоза, зовут сниматься — я ее в итоге и в клип [«Лаллипап» Pharaoh] мало вставил. Она приехала такая типа: «О, я Глюкоза!» — угорала над детьми, которые в массовке снимались.
Все люди из шоу-бизнеса, которых я встречал, они прям на пафосе. Очень мало таких, с кем можно нормально побазарить. Нет, она не говорила типа «Быстрее снимайте!», в целом нормально себя вела, но все равно.
Мало кто знает, например, что «Грустный дэнс» Artik & Asti я снимал. Понимаю, что это не мой стиль, поэтому не палю — просто деньги зарабатываю. Недавно квартиру купил, вот ремонт висит. Джигану «Плавно» тоже я снимал. С HammAli and Navai работал — «Девочка-война» снимал. Да, меня что‑то в кальянный рэп занесло, даже Jah Khalib предлагал что‑то. Как в Mortal Kombat: пробиваю столб в кальян-рэпе, а Jah Khalib — это финальный босс, ахах. Но меня четыре месяца подобной работы что‑то в депрессуху вогнали.
Большие звезды, если и идут на эксперименты, то только уровня Гудкова. А меня бесят все эти его клипы, на которые сейчас все дрочат массово. Вот эта типа народная быдло-история. Россия же такая прикольная и мрачная по-своему, а они делают из этого клоунаду. А у меня так от этого горит! Мне кажется, просмотры можно и на чем‑то другом собирать. Вот как [фотограф Игорь] Клепнев Россию показывает — это да, это более настоящая история.
Мне не понравилось, короче [делать видео поп-артистам]. Сейчас возвращаюсь в свою сферу, Максу (Mnogoznaal. — Прим. ред.) буду клип снимать скоро. Олегу ЛСП буду клип в сентябре делать, Глебу тоже хочу. Идей много. Bad Zu снимаем клип — очень талантливый чувак. Маслу Черного Тмина хотел бы что‑то более рэповое снять в лучших традициях Хайпа Уильямса: взять 8-миллиметровую пленочку, поехать в Караганду и там походить с ним.
О «Дико, например» и вирусной истории
Вообще не ожидал, что «Дико, например» так завирусится. Это случайность и магия. Даже трек как хит не ощущается.
Глеб пришел и сказал, что надо делать дикую тусовку: показать клуб и как люди отрываются. Я послушал трек и говорю: «Я вижу шубы и стрельбу по тарелкам». Он такой: «*** [Черт побери], а ******** [кайфовая] идея!» Я предложил гончих взять, шубы и сделать все в такой эстетике. И вместе начали додумывать эту прикольную атмосферу. Там вообще нет референсов никаких, просто ассоциации такие были — образы в голову сразу пришли.
Вообще идея была в том, чтобы делать царскую молодежь, не будь у нас революции. Реально магия, что людям это так понравилось. Мне постоянно потом пародии кидали. Одну предлагали даже снять — Сэм Никель, который в итоге сам сделал про деревню, мне она больше всего понравилась в итоге.
[После появления пародии на «Дико, например» в «Вечернем Урганте»] мне даже бабуля звонила: «Твой клип на «Урганте»!» Насколько я знаю, это один из первых клипов Гудкова. Получается, я толчок дал. Породил голема, ***** [черт побери].
Любимые клипы из СНГ, снятые за последние три года
- «Спи, человек» Масла Черного Тмина, который Клепнев снял. Там прям киноязык, он очень классный. У них с Ладо (Кватанией. — Прим. ред.) вообще крутая тусовка — они уже зрелые мастера.
- Наверное, «Кровосток» «Г.Э.С.», но это фанатский клип.
- «Chainsaw» Jeembo и Pharaoh еще возьму, потому что Эльдар (Гараев. — Прим. ред.) там просто красава.
- У Ладо не знаю что взять даже — очень много хороших [работ]. Пусть будет «Rooftops», люблю его старые клипы
Об отличии клипов от кино и желании снять сериал
Я всегда считал, что музыкальные клипы — это развлекалово. Если хочешь подумать, смотри фильмы с крутым сюжетом. А клипы — это три минуты позырить, отвлечься, потрясти башкой, покайфовать. Я любил работы Хайпа Уильямса, культового американского режиссера рэп-клипов. Это классика: телочки, тачки, бухло, нижние планы, коридоры. Всегда нравился такой стиль.
Я тоже не иду от сюжета, а пытаюсь создать атмосферу. Есть какие‑то идеи: стрипуха, перестрелка, муха, дед — и все, давай в рамках этого ******* [фигачить]. Или как «Тупик» для Saluki мы сделали — тоже набор всего странного. Мне нравится Ладо, который делает очень крутые видео, где есть сюжет, смысл и ты можешь подумать. Но я понял, что хочу делать развлекалово для людей.
Но у меня есть крутые идеи. Когда‑нибудь, может, сделаю короткий метр. Или вообще сериал — есть идея типа «Черного зеркала», только более дарковое. Хорошо бы позвать всех вот этих молодых крутых режиссеров, чтобы каждый снял свою серию. Но пока, мне кажется, я это не потяну. На полный метр тоже есть одна идея хорошая. Палить пока не буду, скажу только, что это про одного известного человека из девяностых — у него очень крутая история, прям на «Оскар» можно отправлять.