«Это осень патриарха, дальше закат», — говорил Дима Мидборн в комментариях к своему дебютному альбому «Мужчина средних лет». Собственно, «Качественный отдых» — это пластинка о том, как жить после заката.
Главную фразу на своем альбоме Мидборн говорит уже ближе к финалу: «Есть такое ощущение, словно из меня уходит жизнь». Весь альбом «Качественный отдых» — про то, как уважаемый бездельник проживает день за днем в ворохе абсолютно бессмысленных событий. Если предыдущий альбом Мидборна был про разные формы переживания кризиса этих самых лет, то на «Качественном отдыхе» герой будто бы бросает рефлексию и пускается в совершенно лишенные смысла развлечения и увлечения, которые его изничтожают изнутри, и пытается сжиться с обществом вокруг, но не особо успешно: «Знал бы, что так страшна жизнь социальная, вышел бы из окна диалогового».
Такие размышления могли бы погибнуть в другом звуке, но Мидборн выбрал самый эффектный вариант для сохранения этой рефлексии на виду. На «Отдыхе» он продолжает работать с эхом музыки восьмидесятых, очищая ее от всякого героизма и лишних красот, оставляя лишь сухой скелет ритма. Так делали, скажем, Gang of Four или Василий Шумов. Последнего Мидборн даже перепевает на альбоме, выстраивая, таким образом, прямую преемственность. Шумов в «Центре» рисовал картины невыносимой позднесоветской жизни под формально танцевальную музыку, Мидборн рисует картину невыносимой среднероссийской жизни под формально танцевальную музыку.
Ценность «Качественного отдыха» — именно в этой совершенно лишенной пафоса постшумовской интонации. Мидборн может шептать, хрипеть как ранний Бутусов, равнодушно петь по слогам, но он не будет кричать или печалиться. В итоге получается удивительный эффект: как будто тебе говорят о конце света с интонацией ведущего прогноза погоды — и тебе становится окончательно страшно. «Качественный отдых» (а с ним, скажем, «ббб» группы «Ада», вышедший в тот же день) — идеальная музыка нового застоя. «Из квартиры в квартиру перемещается мужчина». Зачем, почему? А что еще делать? Подозреваю, что автор совсем не это имел в виду, а получился точный слепок эпохи с точки зрения того, кто оказался в ней не очень удачным образом и у кого «все не то чтобы хорошо». Например нас.
О чем песни с альбома «Качественный отдых»? Рассказывает сам Дима Мидборн
«Боком»
Упоротое утро уважаемого бездельника после качественно проведенной ночи. Никого невозможно найти — прежде всего, конечно же, себя.
«Мероприятие»
Лишний человек на чуждом ему/ей мероприятии. Уверен, каждый из нас чувствовал себя подобным образом хотя бы раз в жизни.
«Рука»
Я только что понял, что это практически парафраз песни Ободзинского про глаза напротив! Это замечательно, если это так.
«Квартира»
Тейк про домашние посиделки, упоротые вписки, бесконечные препати дома и афтепати (тоже дома) — кто‑то из друзей пошутил, что это сиквел песни «Пешком» [с альбома «Мужчина средних лет»]. Смеюсь.
«Серьезная женщина»
Это кавер на песню вечного Василия Шумова. В прошлом году довелось поучаствовать в трибьюте Шумову и «Центру», но выбирать песни «Центра» мне не хотелось, и я выбрал песню с альбома американского периода Шумова «Тектоника (к)», настоятельно его рекомендую. А песня — мне кажется, слова очень созвучны настоящему времени и месту. На что вы готовы пойти ради любви и потакания своим порокам?
«Ощущение»
Нечистая сила ломится в ваше уютное гнездышко и склоняет вас к порочной ночной жизни.
«Признаки»
Томительное ожидание бессмысленной встречи. Написана за 10 минут в такси, о чем и повествует.
«Все не то»
Это возвращение домой, в исходную точку: абсолютно вымотанному герою необходимо проспаться. И утром заново включить альбом «Качественный отдых» — и снова все вышесказанное пережить. (Не дай бог!)