Критика критики

Вынужденное пиратство — преступление. Даже в России 2022 года

12 апреля 2022 в 18:30
Фото: Chalongrat Chuvaree/Getty Images
Санкции и уход зарубежных компаний вынуждают нас прибегать к старым и не совсем законным способам добычи контента, считает Владимир Завьялов. Его коллега по разделу «Музыка» Николай Овчинников решил с ним поспорить: возвращение в прошлое если и возможно, то крайне вредно для всей индустрии.

Мой дорогой друг и коллега Володя Завьялов написал длинный текст о реабилитации пиратства в современной России. Ответ на него получится немного короче, ну, и ладно.

Ситуация, в которой оказался потребитель музыки в России, не настолько критическая, чтобы прибегать к крайним мерам. Давайте разберемся. Spotify официально ушел, но есть способы пользоваться им дальше — и продолжать слушать на нем новые релизы. Apple не принимает российские карты, но пока его сервисы, в том числе музыкальный, можно оплачивать со счета телефона. «ВКонтакте», «Яндекс.Музыка» и «Звук» (бывший «СберЗвук») никуда не исчезли и продолжают работать, пусть и испытывая проблемы с новым контентом из‑за рубежа и старым контентом отдельных артистов вроде Фейса и Pink Floyd. То есть глобально ситуация если и изменилась, то не настолько сильно, как нам кажется.

Стоит ли сравнивать происходящее сейчас с нулевыми? Нет! Пятнадцать лет назад стримингов не было вообще, в магазинах и рунете почти не было легальной музыки — тогда у нас действительно не было выбора. Сейчас этот выбор есть: причем довольно комфортный и не предполагающий большого количества лишних телодвижений (даже в случае с тем же Spotify).

Ну и главное: прибегая к якобы вынужденному пиратству вы наносите ущерб индустрии в целом.

Все последние десять лет артисты учились зарабатывать деньги не только с концертов, но и через стриминги — да, не всегда большие, да, не по самым справедливым расценкам, но это уже был важный шаг. Отчисления с прослушиваний помогли укрепить музыкальную индустрию, обогатили ее и дали толчок ее дальнейшему развитию.

Что важнее: стриминги изменили культуру потребления и наше отношение к чужому творчеству. Воровать стало неудобно, сложно и попросту непорядочно. А покупать услуги — удобно и необременительно для кошелька. Повторюсь: система распределения доходов у стримингов далека от идеальной, но она хотя бы появилась.

Отказываясь от стримингов — а я не верю в ситуацию, когда человек идет на условный «Рутрекер» только за альбомом RHCP, где одно, там другое, где свежая Сид, там и новые записи, скажем, группы «Арсений Креститель», — вы отказываетесь и от артистов, которые получают с них доход. Им станет чуть сложнее жить.

Расскажите друзьям
Теги: