В среду, 12 июля, очередной концерт фестиваля новой музыки Sound Up, известного неординарными событиями на границе новых медиа и академической музыки, будет посвящен перкуссии.
Коллектив Percarus Group представит уникальные пьесы, написанные современными композиторами для ударных инструментов. На концертах прозвучат как классические сочинения с участием барабанов и маримбы, так и необычные — перформансы с бытовыми предметами и так называемая телесная перкуссия.
На ударных инструментах играли всегда: первыми ударными можно считать камни, которыми люди стучали по стенам пещеры. С помощью гонга китайцы прогоняли злых духов, маримба была атрибутом странствующих музыкантов из Гватемалы, а литавры помогали наезднику управлять кавалерией. Ритмы малого барабана, шум маракасов и звон бубна сопровождали праздники и обряды, массовые шествия и ритуалы во все времена. Сегодня перкуссия не просто часть какого‑либо представления, а один из главных музыкальных инструментов и соло, и в составе оркестра. Практически ни один концерт не обходится без ударных — будь то рок-фестиваль или вечер в филармонии.
В классический период функция перкуссии состояла в том, чтобы усилить эффектную кульминацию, поставить яркую точку в произведении. В эпоху романтизма ударные (как соло, так и в составе оркестра) стали подчеркивать настроение и характер сочинения, по-своему выражать композиторскую мысль, добавлять краску в звучание. Однако настоящий расцвет музыки для ударных инструментов случился в индустриальный XX век, когда мелодия и гармония уступили место шуму города и жестким ритмам, отражающим темп новой жизни. Композиторы начали создавать произведения, в которых перкуссия наконец стала главным действующим лицом в партитуре, подчиняя себе другие инструменты. Начиная с дерзкого «Механического балета» Джорджа Антейла, в котором композитор использовал целую батарею шумовых ударных инструментов, перкуссионный репертуар стремительно расширялся, открывая безграничное пространство для экспериментов.
Перкуссия — это не только ударная установка в глубине сцены и шоу японских барабанщиков. Самобытные инструменты, индивидуальные техники исполнения, узнаваемые тембры, специально созданная музыка — все это про перкуссию сегодня. Впрочем, сейчас в роли ударных могут выступать разные предметы и даже части тела.
Хлопай и топай: композиции для body percussion
В качестве ударного инструмента в наши дни может использоваться, в принципе, все, что издает какой‑либо звук. В том числе и наше тело. В XX веке в музыке получило развитие направление body percussion. Это так называемая телесная перкуссия, в которой руки, ноги, пальцы, корпус воспроизводят четкие ритмические комбинации. Карл Орф, автор знаменитой «Кармины Бураны», назвал их «звучащими жестами» и даже придумал целую схему, как играть на своем теле.
На концерте «Sound Up Percussion» прозвучит пьеса, в которой нет ничего, кроме хлопков ладонями. Это визитная карточка американского композитора Стива Райха, которая так и называется — «Clapping Music». В ней звучит довольно сложная ритмическая партитура, в которой Райх применил свою любимую технику фазирования. Ее суть проста. Сначала оба музыканта хлопают вместе, затем один смещает исходную ритмическую формулу (вступает чуть позже), потом это же совершает другой, так несколько раз, и в конце все приходят в унисон. «Clapping Music» достаточно часто включают в программу концертов современной музыки, что неудивительно: эту пьесу Райха можно исполнять в любом пространстве и в любых условиях. Она написана для двух исполнителей, но публика также может к ним присоединиться: тот случай, когда хлопать в паузах и между частями не запрещается. Кстати, ритмическая формула пьесы лежит в основе сингла «On Top of the World» группы Imagine Dragons. Так, их поклонники, сами того не зная, воспроизводят на концертах пьесу Стива Райха.
Еще один интересный пример телесной перкуссии — пьеса-перформанс «Похороны анархиста Серантини» («I funerali dell’anarchico Serantini») итальянца Франческо Филидеи. Шесть музыкантов-перформеров хлопают в ладоши, щелкают пальцами, стучат ладонями по столу, бьют себя по щекам, топают, поворачиваются в разные стороны. Все эти действия композитор досконально прописал в партитуре — например, количество хлопков и темп и степень громкости. Этот музыкально-театральный перформанс — своего рода реакция Филидеи на событие 1972 года, когда в его родной стране был убит итальянский анархист и борец Франко Серантини. Если не знать этих подробностей, то можно подумать, что пьеса предполагает комизм исполнения, но это не так. И да, как и для пьесы Стива Райха, для исполнения «Похорон анархиста Серантини» не нужны инструменты — их заменяет человеческое тело.
Цветочный горшок и свисток: композиции для «ударных» бытовых предметов
«Музыка — это все, что звучит вокруг», — как‑то сказал великий музыкальный выдумщик Джон Кейдж. И доказал, что пьеса необязательно должна состоять из нот, а играть можно хоть на кактусе. Его идею с энтузиазмом подхватили многие современные академические композиторы. В своих фантазиях на тему «как бы еще расширить инструментарий» они словно соревнуются друг с другом. И сегодня в качестве ударных инструментов используется любой предмет, который может издавать звук, — будь то стеклянный стакан, кусок пенопласта или лопающийся надувной шарик.
Этот необычный ударный оркестр звучит грандиозно и выглядит тоже впечатляюще. Музыкант, как фокусник, ударяет палочками по горлышку бутылки или по корпусу трубы, а они ему отвечают. На концерте «Sound Up Percussion» несколько частей сочинения «Threads» исполнят в России впервые. Вывод прост: не только музыкальные инструменты, но и бытовые предметы имеют свой голос, а даже самая ненужная вещь в доме может стать ударным инструментом.
Активно внедряет бытовые предметы в свою музыку и венгерский композитор Аурель Холло. В пьесе «José/beFore John 5» перкуссионисты помимо обычной маримбы ударяют палочками по деревянному бруску и струнам гитары — как будто колдуют или совершают магический обряд. В какой‑то момент они меняют палочки на ракетку для пинг-понга, и она соприкасается с горлышком сосуда. Четыре исполнителя перемещаются от одного инструмента к другому в непрерывном движении, как будто танцуют. Вообще, эта эффектная пьеса напоминает атмосферу какого‑нибудь бразильского карнавала или оживленного народного гулянья. Композитор приготовил настоящий винегрет из самых различных музыкальных ингредиентов. Смешал здесь африканские ритмы, технику игры на ударных инструментах Уганды amadinda и akadinda, ритмы фламенко (а также характерные для этого танца движения рук и ног), тембр бирманских гонгов и цыганскую мелодику. Пьеса «José/beFore John 5» явно претендует на то, чтобы стать наиболее ярким и зрелищным номером программы Percarus Group на «Sound Up Percussion».
Новые ударные инструменты XXI века
В XXI веке появляются новые ударные инструменты, которые удивляют слушателей. Один из них был разработан фронтменом The National и по совместительству успешным композитором Брайсом Десснером в партнерстве с гитаристом-изобретателем Ароном Санчесом из дуэта Buke and Gase. Их инструмент называется хордстик (hordstick). Внешне хордстик выглядит как смесь цимбал и сильно увеличенного грифа электрогитары. Музыкант ударяет по нему обычными палочками, а также водит по струнам скрипичным смычком. Когда слушаешь его, кажется, будто кто‑то играет одновременно на гитаре, бас-гитаре, домре и еще примешивает туда электронику. Хордстик был разработан специально для коллектива Sō Percussion — бруклинского квартета перкуссионистов. Его звучание можно услышать на альбоме Десснера «Music for Wood and Strings».
Магия и ритуал: композиции для классических ударных инструментов
Это были примеры нетрадиционных, экспериментальных ударных инструментов.
На всех этих инструментах учат играть в консерваториях — соответственно, и репертуар для них существует огромный. В XX веке его активно пополнил греческий композитор Яннис Ксенакис. Его музыку играть весьма непросто — здесь понадобится настоящий мастер-виртуоз. Он должен ловко переключаться от одного инструмента к другому в быстром темпе, четко исполнять изощренные пассажи и, самое главное, ярко представить тембр каждого ударного инструмента. Например, в пьесе Rebonds перкуссионист отбивает причудливые ритмы так, что это напоминает магический ритуал. Помимо пяти барабанов здесь можно услышать, какой звук получается, если ударить по длинным деревянным брускам. Исполняют пьесу с помощью палочек — таких же, которые используют для игры на ксилофоне.
Еще одно, не менее любопытное сочинение Ксенакиса для ударных инструментов — «Persephassa» (название отсылает к имени греческой богини Персефоны). Здесь шесть перкуссионистов буквально обрушивают на слушателя лавину шумов, призвуков и всякого рода ударов. Композитор «Persephassa» предложил музыкантам стоять не лицом к публике, а полукругом. Такое решение позволяет заполнить зал целиком объемным и насыщенным звуком. В пьесе много эффектных моментов, но самый-самый возникает в самом конце. Исполнители вдруг начинают трясти в воздухе металлическими листами, словно имитируя раскат грома.
Другой академический ударный инструмент можно будет услышать в пьесе «Catching Shadows» композитора Ивана Тревино. Музыканты играют на маримбе, это инструмент, который внешне похож на ксилофон, а по звучанию напоминает колокольчик. Иван Тревино и сам прекрасно владеет маримбой: он не только успешный композитор, но и перкуссионист. Его пьеса способна погрузить в некое медитативное состояние. Короткие, словно ускользающие звуки маримбы, которые издают музыканты одновременно и соло, действуют успокаивающе. Эту атмосферу не нарушают даже энергичные барабанные ритмы. В «Catching Shadows» еще одним действующим лицом является ударная установка — такая, которая используется на рок-концертах. Сочетание релаксирующего, африканского вайба маримбы и мощной европейской энергии барабана рождает интересное сочетание тембров, объединяющее разные культуры, эпохи и стили. Пьеса «Catching Shadows» также прозвучит на концерте «Sound Up Percussion».