19 апреля сингл «Mask Off» рэпера Фьючера получил платиновый сертификат, а несколько раньше добрался до пятого места в чарте Billboard Hot 100. Впрочем, признаков того, что один из главных рэп-героев Атланты написал самый популярный трек своей жизни, хватало и раньше — достаточно было ознакомиться с бесчисленными мемами на основе «Mask Off» или оценить количество кавер-версий, записанных в рамках флешмоба #MaskOffChallenge.
Отличительная черта последнего хита Фьючера, которая зацепила массового слушателя, — врезающаяся в сознание мелодия на флейте. Инструмент, который ассоциируется с рэпом, мягко говоря, не в первую очередь, вдруг стал определять звук этого жанра в его наиболее актуальном прочтении — так в 2017 году в обиход вошел термин flute rap.
За инструментальную часть «Mask Off» ответственность несет один из самых востребованных бит-кузнецов современности Metro Boomin. По лучшим традициям хип-хопа, семпл был позаимствован из богатого наследия черной музыки XX века, а именно из «Prison Song» певца Томми Батлера. Впрочем, молодой продюсер из Атланты — аванпоста современного рэпа — не был первым: шведская хип-хоп-группа Looptroop Rockers зачитывала под этот мотив еще в 2000 году — без видимого успеха.
Но на самом деле флейта в жанре присутствовала всегда.
Eric B. & Rakim семплировали ее в 1987 году в треке «Paid in Full». Трек «Flute Loop» звучал на альбоме Beastie Boys «Ill Communication» в 1994-м. Рингтоны с флейтой из «Just a Lil Bit» 50 Cent продавал в 2003-м. Под ее звуки в 2012-м A$AP Rocky колесил по Парижу в треке «Goldie». Флейту любили герои экспериментального и андеграундного хип-хопа: Джей Дилла, Мэдлиб, МФ Дум.
Этот инструмент гармонично вписывается в концепцию хип-хопа, где влиянию джаза и совмещению разных стилей традиционно отводилась важнейшая роль. Техника игры на флейте подразумевает, что фонетически инструмент близко имитирует человеческий голос, отлично уживаясь на бите с каноничными 808-ударными. «Это отсылка к Херби Манну и джазовому звуку середины XX века… Звучит очень просто и даже наивно, в духе прогрессивного джаза. Флейта как бы выдыхает тот же ритм, что и человек», — комментирует для издания The Atlantic песню «Mask Off» Ардал Пауэлл, автор книги, посвященной истории этого духового инструмента.
Заговорить про flute-rap всех заставили обязательные для 2017 года мемы и флешмобы, которые активно тиражировала SMM-команда Future. Среди них фрагмент из фильма «Битва у Красной скалы», где сын фермера ведет воинов в бой под трэп «Mask Off» и, соответственно, #MaskOffChallenge, в рамках которого главную тему трека обыгрывали даже на баяне.
Однако превращение флейты в трендовый инструмент началось еще год назад.
«Первым хитом на моей памяти, который можно отнести к этой волне, является «X» 21 Savage c невероятно заедающей в голове флейте в проигрыше. Композиция стала хитом, на данный момент она уже дважды платиновая, а Metro Boomin нашел свою формулу успеха на ближайший год-полтора», — комментирует повышенный интерес к духовому инструменту в современном хип-хопе Lapi, участник российской команды битмейкеров FrozenGangBeatz, поставляющей инструменталы ЛСП, Фараону и многим другим представителям хип-хоп-сцены СНГ.
«X» вышел летом 2016-го, а парой месяцев раньше повсюду зазвучал трек «Broccoli», беззаботное настроение которого не в последнюю очередь создает мелодия на флейте. Он стал самым большим хитом для его исполнителей D.R.A.M. и Lil Yachty, двух героев новой рэп-генерации: у клипа больше 200 миллионов просмотров на ютьюбе. В самом конце 2016 года инструментал с семплом флейты лег в основу мрачного трека «Both», который записали Гуччи Мейн и Дрейк.
«Если не брать в расчет отдельные хитовые композиции нулевых, то, несомненно, прародителями современной моды на флейту являются продюсеры из Атланты, в частности Zaytoven, стиль которого является ориентиром для многих других музыкантов из региона. Он всегда использовал флейту, орган и другие живые инструменты в битах для Migos и Гуччи Мейна. Битмейкеры из Атланты постоянно работают вместе на студиях или у кого-то дома, поэтому регулярно заимствуют друг у друга удачные приемы», — объясняет географию нового тренда Lapi. Так, попав в инструментарий востребованных продюсеров Metro Boomin, 808 Mafia и Murda Beatz, флейта обнаружилась в посттюремной «Tunnel Vision» Kodak Black, хвастливой «Get Right Witcha» трэп-троицы Migos, в «Portland» с последнего релиза Дрейка и нигилистичном «Mask Off».
Для выступления на Coachella — важнейшей точке фестивального сезона — Фьючер позвал флейтистку, которая безукоризненно отыграла главную тему трека, выложив ее в фейсбук с хэштегом #Maskoffchallenge. Так рэпер создал не слишком очевидный прецедент в хип-хопе: мошпит в многотысячной толпе в 2017 году под аккомпанемент, возможно, древнейшего инструмента мира. Вышедший ровно год назад из тюрьмы Гуччи Мейн, отыграв один из самых громких сетов на Coachella при участии 50 Cent, A$AP Rocky и Чиф Кифа, без промедления выпустил одноименный трек, где роль лидирующего инструмента исполняет флейта.
В российском хип-хопе тренд пока себя не обнаружил — не ставить же в этот ряд хит Тимати «Дерзкая», куда заразительные переливчатые трели прилетели прямиком из еще более популярной песни Джейсона Деруло «Wiggle».
«В России есть, конечно, исполнители, которые делают западный звук, и по звучанию, и по качеству, но в США это все-таки южная музыка, заводная, а у нас любят больше мрачные вещи. И заимствуют с Запада как раз такое», — сомневается по поводу прихода флейты в отечественный хип-хоп битмейкер Lapi. Впрочем, музыкальные тренды традиционно добираются до России с опозданием, поэтому экспорт последних ноу-хау из Атланты, возможно, всего лишь вопрос времени.
Тем более что западные чарты указывают на то, что под дудку массовая аудитория собирается плясать вплоть до конца года.