Петербургский продюсер Алексей Никитин в 2017 году был очень заметен: выпустил «Ледяной альбом» на лейбле «ГОСТ Звук», выступил на самых заметных событиях года вроде Present Perfect Festival в Петербурге и «ЗИП» в Москве, съездил на гастроли в Berghain, презентовал пластинку «Самая долгая ночь» на английском лейбле Rekids, а в начале следующего года издаст трилогию EP «Воздух», «Вода» и «Земля» на берлинском Figure.
Москвич Андрей Oid в этом году успел все: руководил музпрограммой московского Noor Bar, фигурировал в лайнапах от Берлина до Никола-Ленивца, представил общественности пять виниловых пластинок — кстати, на один из самых ярких треков, «Permanent Departure», сделало ремикс почитаемое в России французское трио dOP. А еще женился. Поздравляем!
Петербургский коллектив D-Pulse в апреле представил альбом «Serpentine» на Detail Records — саблейбле американского мейджора Downtown Records. В альбом вошли 12 треков, в одном из них — «All I Have» — звучит голос вокалистки группы Crazy P Дэниель Мур, которая сама написала текст для композиции. Такая романтичная поп-электроника одинаково эффектно звучит как в Новом пространстве Театра наций, так и в дневной программе питерского фестиваля Gamma или на Gate на территории завода «Арма».
Кузьма Палкин в конце 2000-х прогремел на весь мир под именем Audiocad, а затем пропал с музыкальных радаров на семь лет. В феврале он выпустил на Roots United под псевдонимом Kausto пластинку «Pupil Dilations», куда вошли треки десятилетней давности, знакомые многим завсегдатаям танцполов. Дальше были мощный двойной альбом «АудиоСАПР» на «ГОСТ Звуке» и «Macho Culture» на голландском Quartet Series — и, похоже, сбавлять темп он не собирается.
Производительный музыкант Андрей Гайворонский живет между студиями в Москве и Лос-Анджелесе, с завидной регулярностью гастролирует по Европе и выпускает музыку в промышленных масштабах, в том числе на своем лейбле Plant 74. В июне он стал участником Boiler Room х True Music в Петербурге — и эффектно завершил выступление своим треком «Krokodeal», написанным за час до мероприятия.
Любитель тревожного и мрачного техно, брянский продюсер Евгений Лавринов гастролирует с лайвами в составе резидентов Arma17 и копит релизы на европейских лейблах: швейцарском MRT, английском Crimes of the Future, голландском Pinkman. Шесть новых треков на немецком Sign Bit Zero, включая «Endless», — где-то на подходе.
Петербургский дуэт Антона Березина и Григория Бабака весной эффектно ворвался в поле зрения любителей электроники виниловым релизом «I Am God» на французском лейбле Mange Moi — и уже осенью представил «No Future» на испанском Rotten City Records. То ли еще будет.
Attic Chefs — техно-проект участников D-Pulse Клима Суханова и Семена Перевощикова; их, как это принято называть, темная сторона. В мае у Attic Chefs вышел виниловый EP «Five Five Five Five Five» на петербургском лейбле Godzilla Kebab. Трек «Balezino» — название населенного пункта в Удмуртии и очередная отсылка к родине музыкантов, которая магистральной линией проходит через все их творчество.
Подписант немецкого лейбла Chiwax, голландского M>O>S Recordings, а теперь и шотландского Craigie Knowes («Code 343» на виниле вышел два месяца назад) своими лайвами и ударными диджей-сетами методично разносит в щепки московские танцполы, большие и маленькие, а с недавнего времени еще и заведует лейблом System 108.
Петербургский диджей и продюсер Кирилл Сергеев, предводитель бенда Kito Jempere и программный директор клуба «Кузня», — один из главных ньюсмейкеров Mixmag Russia. Сначала его альбом «Sea Monster» на итальянском Hell Yeah Recordings стал заслуженным маст-хевом, а следом подоспел «Super Sax Sounds» на голландском Bordello A Parigi.
Кажется, братья Липские написали хит всех времен и народов для ритуального обряда экзорцизма, причем неважно, где этот обряд происходит: на многотысячном танцполе клуба на Ибице или в компактном «Симачеве», — эффект одинаково взрывной. Этника, первобытные инстинкты и коллективное бессознательное — все это есть в «Plane Goes East», вышедшем этой весной на немецком лейбле Disco Halal.
Андрей Ли и Евгений Горбунов придумывают емкие слоганы на русском языке и кидают их в толпу во время своих диких техно-лайв-перформансов, а народ беснуется одинаково рьяно — будь то в Казани, Екатеринбурге, Питере или Москве.
Гриша Нелюбин активно выступает с диджей-сетами в Москве и Петербурге, Ваня Маслов пишет музыку для кино, рекламы и мультимедийных проектов. А когда они собираются вместе — получается Odopt. Бомба этого года — их EP «Belgrade» на берлинском лейбле Discos Capablanca.
2017 год вообще был богат на ламповую и человечечную хаус-музыку. Главным хаус-треком года можно считать работу московского дуэта «Крем-сода». «Волга» представляет собой не только довольно редкий успешный пример качественной российской танцевальной электроники, но еще и умело и органично использует русскую речь. А клип с бегущим человеком может напомнить знаменитое видео Дэвида Моралеса «Needin’ U».
После вынужденного долгого перерыва в творчестве артист Vtgnike (можно по-простому — Винтажнайк) выпустил сначала самиздат на Bandcamp, а потом и полноценный альбом на «ГОСТ Звуке». Работы его отличает удивительная гармония, а по атмосфере и свободе творить вне устоявшихся стилистических и звуковых канонов его музыка напоминает тот редкий момент в истории британской электроники начала 90-х, когда сложная и непростая музыка могла звучать не только на крупных нелегальных рейвах, но и в домах замороченных меломанов-социопатов.
Много интересной музыки в этом году приходило почему-то из Воронежа (или от воронежских продюсеров). Как правило, это был красивый хаус, в котором ощущаются уважительные поклоны американским праотцам жанра, любовь к человеку на танцполе и стремление языком музыки поведать о специфической окружающей красоте. В качестве примера можно привести работу Михаила Линькова, который под псевдонимом Discotopia как раз и записывает что-то подобное.
Вышедший в самом начале года альбом «A Little Comedy, A Little Drama», к огромному сожалению, не был засечен большей частью музыкальных радаров и не получил должного признания. Хотя работа диджея и музыканта Евгения Кара могла бы вполне претендовать на статус одной из лучших работ года. Dusty Baron — один из нескольких псевдонимов, которые использует перебравшийся несколько лет назад из Москвы в родной Кишинев Евгений Кара, известный еще и как Latecomer и Handworker. Под этими именами он издавал пластинки как в России — под эгидой Arma17, так и в Европе — одна из его работ выходила на лейбле у Motor City Drum Ensemble.
Петербургский музыкант Глеб Raumskaya, имеющий за плечами ни много ни мало работу с лондонским диджеем и продюсером Джайлсом Питерсоном над проектом Havana Cultura, выпустил в 2017-м два альбома — мелодичный и жизнеутверждающий «Black 9» на Internetghetto и мрачный индустриальный «Core» на Hyperboloid. Обе пластинки удивительно хороши, но «Core», похоже, более соответствовал настроению момента в 2017-м. «Ice & Stones» — одна из лучших вещей с этого LP.
Эта композиция — одно из украшений альбома московского электронного музыканта Ника Завриева «Echoes of Silence». Пластинка должна была выйти еще в середине года на важном IDM-лейбле Neo Ouija, который собирался вернуться к активной деятельности именно с работы российского ветерана. Однако релиз был отложен до 2018-го. За его виниловое издание, скорее всего, будет отвечать московская контора Sealt.
Новое имя на отечественной сцене — московский проект Drugdeejeya смешивает в своем творчестве живой джаз, соул и фанк с ломаными электронными битами, хип-хопом и далее по списку. «Work It Out» — отличная коллаборация с джазовой вокалисткой Полиной Касьяновой.
Александр Плетнев уже несколько лет живет в Вильнюсе, а его пластинки выходят на уважаемых европейских лейблах, включая Dirt Crew или Futureboogie. Новый EP «Universe of Pops», который увидел свет в самом конце 2017-го на японско-шведском лейбле Omena, — отличный пример умного indie-dance-звучания: медленный house-not-house с отличными мелодиями и глубоким настроением.
Слава о казанско-московском дуэте Алины Изоленты и Камиля Еа разнеслась по всему миру после выхода пластинки «Даже сломанные часы правы дважды в день» на лейбле «трип» Нины Кравиц — диджея года по версии британского Mixmag. А портал Resident Adviser включил заглавный трек в список лучших за прошедший год. Теперь в российских клубах на их лайвы с замысловатым техно выстраиваются очереди похлеще, чем на иностранные привозы. И правда: зачем нам чужое, если свое просто отвал башки?
Сайт Mixmag Russia
Телеграм-канал Mixmag