— Давайте начнем с Пикника «Афиши». Знаете что-нибудь о нем?
— Никогда не была, но мне всегда очень нравятся списки артистов, которые там выступают. В этом году тоже много классных чуваков.
— В одной трансляции вы его назвали гламурным фестивалем. Что имели в виду?
— Просто я бывала на разных фестивалях. И в зависимости от того, какие артисты выступают, сколько стоит билет, атмосфера творится совершенно разная. По сравнению с другими фестивалями, «Афиша», мне кажется, очень прилизанное, гламурное, хорошее мероприятие.
— Спасибо. Когда выходил альбом «Психоделический клауд-рэп», Оксимирон писал, что Монеточка — проект сайта Furfur. Когда вышли «Раскраски для взрослых», стали говорить, что Монеточка — проект Noize MC. Чей вы проект на самом деле?
— Сайта Furfur уже нет, а я все еще осталась. И я не хочу ничего разоблачать, потому что это бессмысленно. Но мне очень льстит, когда про меня так говорят. Есть очень много людей, которые мне помогают. И Ваня Noize в их числе. Но это немножко не та поддержка, которую можно купить, заказать.
— Чем крут Noize MC?
— Во-первых, он пишет великолепные стихи, которые мне нравились с самого детства. И я во многом равняюсь на его песни. В музыке я больше всего ценю текст, посыл, смысл. И красоту, подачу, все эти игры слов. Он с этим справляется как мало кто в русском рэпе.
— У вас с ним один общий прием — это ирония, которая доводит ситуации из песен до максимальной степени абсурда. Это потому что вы его много слушали?
— Мне сложно это проанализировать, возможно, это так. Но в целом это все-таки связано с характером. Ваня использует эти приемы в жизни в общении с людьми. И я точно так же.
— Чтобы договориться об этом интервью, я поговорил с тремя разными менеджерами. У вас большая команда?
— Нет. Просто вы попали на странный период, когда у меня все было неопределенно. Потому что я не ожидала такой реакции на альбом, такого увеличения аудитории и интереса ко мне со всех возможных сторон. Я не справлялась с потоком предложений. И мне надо было срочно найти людей, которые помогут мне с этим всем. Но сейчас вроде бы все устаканилось.
— Ваша мама больше не занимается вашими делами?
— Я очень много с ней консультируюсь и советуюсь. Но сейчас ей стало сложно со всем справляться. У нее много классных качеств характера, которые помогали ей все это время. Но в какой-то момент этого стало недостаточно. Я считаю, что для наших отношений так гораздо лучше.
— Что самое сложное в работе певицы?
— Все, что не связано с творчеством. Все, что связано с деньгами, с какими-то переговорами и договорами, — все это неприятно. В моем идеальном мире я просто пишу стихи, пою, выкладываю в интернет и снимаюсь в сторис. Но так не бывает, а если и бывает, то для этого нужно как следует постараться. Сейчас я это делаю.
— Что вами движет?
— Не могу ответить. Я занимаюсь этим без цели и стимула. Перед тобой даже не стоит такой выбор — ты просто делаешь, каждый день, каждую неделю, всегда. Ты выплескиваешь свои эмоции, потому что просто взорвешься и умрешь, если не будешь этим заниматься.
— Был конкретный момент, когда вы поняли, что популярны?
— Такой момент случился на VK Fest, где меня слушали 10 тысяч человек — а я никогда не пела перед такой большой аудиторией. Нет, наверное, кто-то из них просто ждал, когда начнет выступать Баста. Но — они знали слова, они подпевали и улыбались. И видеть такую гигантскую толпу было просто крышесносно.
— Три знаменитости, которых вы увидели на своем концерте и сильно удивились.
— Фараон, потому что это человек из совершенно другой тусовки — и он пришел на мое первое выступление в Москве. Меня это очень удивило.
— Это же его товарищи концерт организовали!
— Да, но я же не шарила кто, с кем, что. Мне было 16 лет, меня позвали — я приехала. С Фараоном мы тогда познакомились и все еще время от времени респектуем друг другу заочно. Кто еще? Да разные люди, которых я слушала, которых я знаю. Если честно, меня это уже не поражает. Что не мешает мне их уважать и любить.
— То есть на том же «Кинотавре» не было ощущения, что происходит что-то странное?
— А, ну да, там, кстати, много было таких чуваков. Но меня ничего не удивляет. Я понимаю, что вокруг происходит какой-то сюр. Что-то поломалось в моей вселенной, появился какой-то баг.
— Что вы сейчас читаете?
— Из последнего — Владимир Набоков «Лекции по русской литературе». Вообще, я часто его перечитываю. У него очень интересный язык — можно даже не следить за сюжетом. Его можно опустить и просто любоваться предложениями, перечитывать бесконечное количество раз. Мне нравится его отношение к России и власти — он был не советским и не антисоветским, а существовал в своем мире. Это и есть чистое искусство.
— В чем кайф быть певицей Монеточкой?
— Не знаю, как вы думаете, это кайф — петь перед кучей людей? Ты чувствуешь этот странный контакт с аудиторией, чувствуешь какую-то власть над ними и одновременно понимаешь, что и они имеют власть над тобой. И это очень тонкое чувство, которое возникает далеко не каждый раз. И эти минуточки и секундочки стоят всех подготовок, сложностей и безумия.
— Формулировка «Монеточка — герой поколения» — что вы о ней думаете?
— Судя по моим сверстникам, судя по тому, что я вижу, я все-таки не герой поколения. Потому что во многом не согласна с мнениями, общепринятыми среди людей моего возраста. И я знаю, что они меня тоже не во всем понимают и поддерживают. Например, моя позиция по всем политическим вопросам, можно сказать, зашкварная в наше время и в этом возрасте. Моя аудитория не пересекается с аудиторией блогеров. Мои слушатели могут не знать, кто такая Марьяна Ро.
— Кто реальные герои поколения?
— Вставьте туда имя любого рэпера. GONE.Fludd, Слава КПСС, Face…
— Как вы познакомились с Гречкой?
— Сначала общались в интернете, а потом встретились, кажется, на концерте «Пошлой Молли». Просто где-то в гримерке пересеклись. С тех пор и начали дружить.
— А кто кому первый написал?
— По-моему, она.
— Что вы обсуждаете друг с другом?
— Мне очень нравится общение с ней, она понимает мои проблемы, мои страхи, или наоборот, то, от чего я кайфую. Сложно представить человека, который понял бы это настолько сильно. И возраст у нас примерно одинаковый. И наши карьеры складываются немного похожим образом — то есть имеют общие основные точки. В целом очень кайфово иметь человека, который тебя понимает и поддерживает.
— От нескольких музыкантов слышал мнение, что музыка, которую для Монеточки написал Витя Исаев, — она простоватая. Как вы считаете, за счет чего она работает и почему она всем нравится?
— Про мои стихи можно тоже сказать «они простоватые». Но в этом самая соль. Моя творческая задача — закладывать как можно более сложный смысл в как можно более простую оболочку. Я не люблю открытую сложность. У меня сразу создается ощущение, что человек кичится интеллектом. Даже если ваша мысль где-то в высоте, все равно надо искать ее отражение здесь, вокруг.
Витя очень четко уловил эту мою фишку. И смог сделать то же самое в музыке. Это зачастую простые триггеры, которые работают на нужное настроение, — и ничего лишнего там нет.
Я понимаю, про какие треки идет речь, когда говорят «простая музыка». Например, «Нет монет». Все жалуются, что это похоже на Элджея. Но сам текст — мне такое очень нравится, ты берешь жанр рэпа о творческом пути и в рамках этого жанра по всем его канонам его высмеиваешь. И музыка должны быть соответствующей. Тоже созданной якобы в этих канонах, но в то же время высмеивать их своей наивностью и простотой.
— Что вы будете делать, если следующий альбом не понравится никому?
— Напишу еще один. Вообще, я не знаю, будет ли следующий альбом. Я делаю все по чутью, не хочу выдавливать. Сейчас в планах ничего нет. Потому что пока есть вот это давление: «А что твой следующий альбом, он же должен этот перепрыгнуть», — я точно не сяду за новый материал. Потому что я ничего не хочу делать под этим давлением — получится дичь и фигня. Когда все успокоится, я успокоюсь и естественно из меня вырастет какой-то новый цветочек.
— Какой выбор вы сделаете между великими песнями, которые все любят, и большими концертами, где много денег?
— Конечно, песни, это было первично. А туры появились потом. Сейчас у меня запланирован тур по России. Он лайтовый по сравнению с тем, как выступает Noize. Но для меня это первый опыт, когда так много городов. И я даже не знаю, вывезу я или нет. Но попробовать очень хочется. Люди хотят услышать — почему бы не доставить им радость?
— Кто главные певицы в России прямо сейчас?
— Земфира, наверное, номер один в этом списке. Мне очень нравится Арбенина. Мне очень нравится Мария Чайковская, Даша Шульц — я слушаю вот этих девчонок.
— Чего вам не хватает?
— Покоя. Личного общения — иногда я себя чувствую очень одинокой. Это странно, я думала, что чем больше появляется знакомств, тем больше общения и друзей. Оказалось, что это работает совершенно наоборот. Ты распыляешься, тебе не хватает времени сконцентрироваться на главном, найти его, понять. Ну и, конечно, отношение людей немножко меняется.
— О чем вы мечтаете?
— Я очень хочу написать еще что-нибудь хорошее. Новые песни, которые будут гораздо круче, чем то, что было раньше. Вот и все.