Госдума приняла в окончательном чтении законопроект о штрафах за поиск экстремистского контента в интернете. За проголосовали 306 депутатов, против ― 67, воздержались ― 22, сообщает РБК.
О чем закон
За «умышленный поиск экстремистских материалов», в том числе с использованием VPN, россиянам будет грозить административный штраф от 3000 до 5000 рублей.
Законопроект также вводит штрафы за рекламу VPN сервисов: для граждан — от 50 до 80 тыс. рублей, для должностных лиц — от 80 до 150 тыс. рублей, для компаний — от 200 до 500 тыс.
За что будут штрафовать (версия Минцифры)
Глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что штрафы будут выписывать только за доступ к материалам из списка экстремистских. При этом пользователь должен знать, что материал заблокирован, и иметь умысел на его поиск, утверждает министр. В противном случае, по его словам, наказания не последует, даже если человек использует VPN. За доступ к соцсетям, признанным экстремистскими, наказывать тоже не будут, добавил Шадаев.
В списке экстремистских материалов, который ведет Минюст, сейчас 5473 позиции. Среди них песни, книги, видео, сайты, информационные материалы, изображения и так далее. Чаще всего там встречается контент, разжигающий религиозную, расовую или этническую вражду, к примеру книга «Майн Кампф» Адольфа Гитлера. Но есть в списке и песни популярных исполнителей: «Последний звонок» Оксимирона*, «Нищих убивай» панк-группы «Порнофильмы», «Колумбайн» Славы КПСС и Замая, а также альбом «Музыка белых» группы Order.
За что будут штрафовать (комментарий юриста)
Юрист Константин Воробьев пояснил «Афише Daily», что одним списком экстремистские материалы не ограничиваются.
Например, если пользователь неоднократно ищет сведения о радикальных религиозных концепциях, призывающих к „священной войне“ или оправдывающих насилие в религиозных целях, такие запросы могут быть квалифицированы как поиск экстремистского контента и повлечь административную ответственность».
Воробьев отметил, что в законе речь идет об активном поиске, поэтому случайный переход по ссылке под действие статьи должен не попадать.
Обычным пользователям стоит опасаться?
По мнению юриста, риски для обычных пользователей не стоит недооценивать. «Даже непреднамеренные запросы могут привлечь внимание правоохранительных органов, привести к блокировке аккаунтов или вызвать подозрения со стороны провайдеров. Кроме того, информация о подобных инцидентах может сохраняться в системах, что создает дополнительные риски в будущем», — отметил он.
Контролировать соблюдение нового закона правоохранительные органы смогут как с помощью интернет-провайдеров, так и самостоятельно — при проверке телефонов, компьютерной техники, когда это разрешает закон (например, при их изъятии по решению суда), пояснил Воробьев.
Небольшие штрафы за нарушения, считает эксперт, могут указывать на интерес правоохранительных органов в создании механизма контроля за поиском гражданами информации в интернете.
Глава Минцифры Максут Шадаев обосновал необходимость принятия законопроекта тем, что это позволит пока не блокировать большие западные платформы, включая Google и WhatsApp, но при этом не допустить распространение экстремистских материалов. «В настоящее время таких запросов к зарубежным платформам больше 20 тыс., когда, соответственно, операторы этих платформ отказываются удалить доступ к экстремистским материалам», — сказал он.
Поправку внесли 14 июня ко второму чтению законопроекта по совсем другой теме — об «усилении административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере транспортно-экспедиционной деятельности». Авторы законопроекта — единороссы Василий Пискарев, Евгений Москвичев, Александр Хинштейн, Рахим Азимов, Эрнест Валеев и Анатолий Выборный, а также Александр Терентьев из «Справедливой России».
С критикой законопроекта выступала партия «Новые люди», главред RT Маргарита Симоньян и глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. Мизулина жаловалась, что в случае принятия закона, под запретом окажется 30% деятельности ее организации. По словам директора ЛБИ, они не смогут передавать МВД данные о сообществах, признанных экстремистскими, включая АУЕ, ЛГБТ и радикальные религиозные группировки.
* Мирон Федоров (Оксимирон) внесен Минюстом в реестр иноагентов.