Сегодня / 15:44
Трамп — человек года по версии Time
Сегодня / 19:54
Юра Борисов получил номинацию на Chritic’s Choice Awards
Сегодня / 18:14
Собаки из приюта «Юна» снялись в новогодней фотосессии с моделями бренда Age of Innocence
Сегодня / 18:03
Никита Кологривый стал самым популярным актером года на «Кинопоиске»
Сегодня / 17:19
Фестиваль New Star Camp пройдет на «Розе Хутор» в конце марта
Сегодня / 17:11
Половина москвичей верят в астрологию
Сегодня / 16:33
Гомер становится Сантой в трейлере рождественского спецэпизода «Симпсонов»
Сегодня / 16:23
Оливию Уайлд завалили угрозами из‑за романа с темнокожим персонажем в «Докторе Хаусе»
Сегодня / 15:14
DC запустила в работу фильм о Глиноликом от Майка Флэнагана и Мэтта Ривза
Сегодня / 15:00
Японцы начнут варить саке на МКС
Сегодня / 14:00
Британская служба электронной разведки выпустила ежегодную головоломку, чтобы найти будущих хакеров
Сегодня / 13:29
Скоростной теплоход «Метеор» стал символом купюры в 1000 рублей
Сегодня / 13:25
Квест, вечерние катания и призы: «Т-Банк» стал партнером курорта «Роза Хутор» в зимнем сезоне
Сегодня / 13:17
Москвичам рекомендовали не использовать личные авто с 16 по 25 декабря
Сегодня / 12:40
Брэду Питту и Анджелине Джоли предложили 60 млн долларов за совместные съемки в фильме
Сегодня / 12:27
Снуп Догг рассказал об инсульте своей дочери
Сегодня / 12:13
Элтон Джон назвал легализацию марихуаны в США одной из величайших ошибок всех времен
Сегодня / 11:15
В Канаде эвтаназия стала причиной каждой двадцатой смерти
Сегодня / 10:01
K-pop и американская музыка вытеснили российских артистов из хит-парадов постсоветских стран
Сегодня / 09:56
Рассказ Стивена Кинга «Секционный зал номер четыре» получит экранизацию
Сегодня / 09:33
«Крейвен-охотник» получил 15% свежести на Rotten Tomatoes. Критики назвали его очень плохим кино
Сегодня / 09:10
Джаред Лето может сыграть в триллере Барри Левинсона «Убийство» о Джоне Кеннеди
Сегодня / 08:54
Disney сделает киноадаптацию «Рапунцель: Запутанная история»
Сегодня / 02:00
Кит Харингтон сыграет в сиквеле «Семейного плана» с Марком Уолбергом
Сегодня / 01:28
Риз Уизерспун и Уилл Феррелл спасают свадьбы дочерей в трейлере комедии «Вы сердечно приглашены»
Сегодня / 00:57
Эдди Редмейн снимется с Джулией Робертс и Элизабет Олсен в триллере «Паникуй осторожно»
Сегодня / 00:09
Пол Мескаль выставил свою одежду на продажу, чтобы собрать деньги на благотворительность
Вчера / 23:30
Депутаты захотели обязать издателей видеоигр идентифицировать геймеров
Вчера / 23:09
Кристоф Вальц и Люси Лю появились в трейлере комедийного боевика «Старикан»
Вчера / 22:45
11-летняя девочка спаслась после кораблекрушения у побережья Италии, плавая на шинах
Вчера / 22:22
В работе сервисов Meta* произошел глобальный сбой
Вчера / 22:14
В Иране введут смертную казнь за нарушение норм морали
Вчера / 21:43
Нового Патрика Бейтмана сыграет Остин Батлер
Вчера / 21:10
«Ночлежка» предложила оборудовать все пункты обогрева для бездомных в Москве спальными местами
Вчера / 20:58
Илон Маск стал первым человеком в истории с 400 млрд долларов

Гнойный и Замай пришли на телеканал «Культура». Вот как это было

18 сентября 2017 в 14:11
YouTube

16 сентября на телеканале «Культура» произошел исторический эфир. Михаил Швыдкой пригласил к себе в программу «Агора» рэперов Гнойного и Замая. Вместе с другими гостями студии они обсуждали тему рэп-баттлов и их влияния на культуру. «Афиша Daily» выбрала ключевые фразы участников этого шоу.

Участники разговора: Игорь Волгин (писатель, профессор факультета журналистики МГУ), Сергей Шаргунов (писатель, депутат Госдумы), Александр Кушнир (музыкальный продюсер, журналист), Дмитрий Воденников (поэт), Михаил Швыдкой (ведущий, бывший министр культуры), Гнойный и Замай (оба — рэперы).

Все реплики указаны в их оригинальной последовательности, однако некоторые фразы из дискуссии пропущены. Для полноты картины произошедшего рекомендуем посмотреть видео целиком.

Швыдкой: «Хочу представить наших уважаемых гостей, сразу предупредив их, что мы на канале «Культура», это прямой эфир и слова на «х», «б», «п», «е» и производные от них здесь запрещены. <…> Если мы поглядим на историю, то увидим, что рэп-баттл — это нормальная форма не только литературной, но и социальной жизни».

Волгин: «Это карнавальная культура, это изнаночная культура. <…> У каждого из участников вот этой дуэли есть своя маска, литературная маска. Причем это не так примитивно, как кажется. <…> Люди, которые в этом участвуют, достаточно культурные, начитанные. Они читают поэзию, классику».

Гнойный: «Мне кажется, [это возникло сейчас потому, что] есть социальный заказ. То есть [на то, чтобы] принести в общество культуру дискуссии. <…> Там, где раньше были просто какие-то пустые оскорбления, <…> теперь появилось творчество».

Замай: «Это интересно, потому что рэп-баттлы доступны большому количеству людей. [Рэперы] говорят на простом языке, у них отсутствует некий культурный пафос великих книг. <…> Тут очень много юмора. <…> Главное — это юмор, не агрессивность. Все хотят, чтобы был панчлайн. <…> Баттлы снимают пафос. <…> «Сложные щи» мы это называем».

Шаргунов: «Мне это напоминает творчество битников. Где-то напоминает даже наших шестидесятников. Например, какая-нибудь поэма «Россия воскресе» Андрея Вознесенского и Оксимирон с его «Добро пожаловать в Горгород» («Слово мэра». — Прим. ред.) или «Неваляшкой», на мой слух, начинают перекликаться».

Гнойный: «В России так сложилось, что баттл-рэп-культура вышла за рамки субкультуры. Вообще, в своей сути, в Америке это не очень популярное явление. Столько людей, сколько в России, [там] это не смотрят, потому что это замкнутая на себе игра. Чтобы понимать какой-либо [американский] рэп-баттл, нужно знать весь бэкграунд. <…> Потому что это постоянные отсылки к каким-то предыдущим рэп-баттлам, персонажам внутри этой системы. Ты существуешь в этой системе и получаешь удовольствие от того, что понимаешь все эти вещи, которые за рамки этой системы не выходят».

Воденников: «[При просмотре баттла] мне было скучно, я выключил. Но мне очень нравится идея, что там что-то кипит».

Шаргунов: «Эти рэперы — они, как говорил Горький, все в словах, как рыба в чешуе. Вот это меня обнадеживает. <…> То, что у нас такой интерес к этому, — это интерес к слову».

Швыдкой: «Вы (обращается к Гнойному и Замаю. — Прим. ред.) связаны с реальностью. Это ведь на самом деле не просто игра, а нечто большее».

Кушнир: «Мне интересны рэп-баттлы в контексте телевидения завтрашнего дня. В ближайшие дни начнутся съемки «Голубых огоньков». Мне интересно: хватит ли у центральных каналов смелости пригласить Славу, тебя (Замая. — Прим. ред.) прямо в «Голубой огонек», потому что 40 одних и тех же рыл в течение 40 лет… <…> Я за вас двумя руками, потому что вы (обращается к Гнойному и Замаю. — Прим. ред.) — глоток свежего. Мне плевать — нравится мне это или не нравится. Я за провокацию. <…> Вы молодцы, большие умницы».

Шаргунов: «Дело не только в культуре и этих «Огоньках». Дело в том, что люди истосковались по субъектности. Нужны новые персонажи, нужны новые личности, которые в состоянии отстаивать себя, люди артистичные, со своим стилем, харизмой. Именно этих людей в какой-то момент предлагает YouTube».

Швыдкой: «Опасность состоит не только в том, что [за рэперами] придет огромное количество молодежи, которая вас будет плохо имитировать. Опасность в том, что это станет очень большим бизнесом. Судя по тому, какую возможность дает интернет, — это может стать действительно огромным бизнесом. И тут-то вы (обращается к Гнойному и Замаю. — Прим. ред.) окажетесь в самом сложном положении. <…> Там [в баттлах] есть то, чего нет ни в телевизионных дискуссиях, как правило, ни в политических дебатах, ни в заседаниях Государственной думы. Люди потрясающе слушают. <…> Это потрясающая реакция. То, чего вообще не умеют совсем [сегодня]».

Гнойный: «Мне было немного обидно, что рэпер Оксимирон очень плохо изучил меня. Было бы приятно, если бы он постарался, вник в то, чем я являюсь. Он этого не сделал».

Волгин: «Посмотрите комментарии к вашим (обращается к Гнойному и Замаю. — Прим. ред.) выступлениям — они чудовищны. Идут тысячи комментариев с матом. Многие воспринимают это за подлинную культуру, как игру. Молодое поколение — вот в чем опасность — не будет Тютчева читать, потому что у вас есть текст. <…> В поэзии есть подтекст, у вас — только голый текст, который работает».

Замай: «То, чему большое внимание уделяется, вызовет большое количество реакций. От этого никуда не денешься, чтобы все было правильно или неправильно. Какие-то поймут верно, какие-то нет. И мы в школе должны как-то воспитывать в людях общее образование, чтобы были реакции адекватные».

Гнойный: «Я не хочу никого воспитывать. Мне противна мессианская позиция. На баттлах почитать Гумилева — это не мое. <…> Если мы к этому движемся, то тогда мы на баттлах должны читать исключительно панчлайны про то, что нужно мыть руки перед едой, о том, что нужно чистить зубы каждый день».

Шаргунов: «Мне кажется, что Тютчев и Фет никуда не денутся. Ребята (обращается к Гнойному и Замаю. — Прим. ред.) суперски существуют в зоне маргинального. <…> Но это не отменяет того, что никуда не делась наша большая история, никуда не делась большая культура. <…> Я сужу по одноклассникам своего сына и по тем, кто старше. Они интересуются и Гоголем, и Толстым».

Замай: «Люди хотят энергию. То, чего они сами еще не могут получить».

Гнойный: «Если в результате всех этих баттлов Дмитрий Быков зачитал фристайл на радио, то все это оправданно, все замечательно».

Шаргунов: «Обязательно упомяну с трибуны Госдумы слово «антихайп». Мне кажется, что слово «антихайп» в данном случае очень важное. Люди устали от пошлости, <…> они ищут чего-то подлинного».

Швыдкой: «Я думаю, что наша программа в каком-то смысле помогла сегодняшним зрителям понять этот феномен и убедиться в том, что появление рэп-баттлов в YouTube — это все-таки некий феномен культуры».

Расскажите друзьям