Ряд СМИ раскритиковали нобелевскую лауреатку Светлану Алексиевич после выхода интервью на «Медузе», где та рассказывает о пособниках нацистского режима в Беларуси и советских партизанах. Полный текст интервью можно прочитать здесь.
Корреспондент «Медузы» Алексей Мунипов взял интервью у Алексиевич после премьеры в немецком Штутгарте оперы «Борис», частично написанной по текстам писательницы Сергеем Невским. В большом интервью Алексиевич рассуждает «о том, как человеческие истории становились материалом для ее произведений — о Людмиле Игнатенко, ветеранах Афганистана и женщинах на войне». В частности, писательница затрагивает тему пособничества оккупационному режиму нацистов в годы Второй мировой войны в Беларуси.
«Я всю жизнь прожила в стране полицаев. А что такое Беларусь, по-вашему? Тысячи белорусов служили в полиции. Не надо думать, что у нас все уходили в партизаны и только отдельные предатели… Это ведь как происходило? В село заходят немцы, забирают всех молодых ребят — и те становятся полицаями. К тому же дают им еду, хорошую одежду, а рядом мучаются голодные матери, братья, сестры», — заявила Алексиевич. Она также добавила, что большинство белорусских полицаев не боролись против советских партизан, а «сидели в своих местечках, как в крепости, лишь иногда выбирались, если случался подрыв [железнодорожного] полотна». С партизанами, по словам писательницы, боролись силы СС и вермахта — делать это полицаям было «чистое самоубийство», да и большинство из них не были карателями, «хотя было и такое».
Слова писательницы не остались без внимания: Алексиевич незамедлительно обвинили в «реабилитации белорусских пособников фашистов» и отсутствии у нее понимания таких «базовых для нормального человека критериев, как «Родина», «долг», «защита родной земли». Рецензент издания «Царьград» отметил, что видение Алексиевич Великой Отечественной войны «вызывает омерзение», а сказанное писательницей в интервью нельзя назвать иначе, как «фонтаном дерьма».
В статье «Комсомольской правды» интервью назвали «людоедским сеансом саморазоблачения», а писательницу обвинили в редактировании истории и расшатывании Беларуси в интересах запада. «Нобелевскую премию за публицистику просто так не дают, ее нужно отрабатывать», — сделали вывод в издании. К похожему выводу пришел и «Царьград», сравнив получение Алексиевич Нобелевской премии со «сделкой, аналогичной той, что была заключена около 2000 лет назад с вознаграждением в 30 серебреников». Алексиевич пока не прокомментировала реакцию СМИ на свое интервью.
В 2015 году Алексиевич стала лауреаткой Нобелевской премии по литературе «за ее многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время». После вручения награды писательница рассказала в интервью «Афише Daily» о своей книге «Время секонд хэнд» и травме 90-х годов. В январе стало известно, что Алексиевич планирует открыть издательство для женщин.