Бразильский коллекционер Густаву Сотер подал в суд на Детройтский институт искусств, заявив, что экспонируемая в нем картина Винсента Ван Гога «Читательница новелл» (1888) была у него украдена. О сюжете рассказывает The Collector.
Полотно было выставлено в музее с 2 октября 2022 года в рамках проекта «Ван Гог в Америке», там показывались 74 работы из коллекции института и более 60 произведений из частных собраний. Как передает The Art Newspaper, в аннотации к «Читательнице» указано, что картину предоставил владелец из Сан-Паулу. Его личность не раскрывается.
Споры о происхождении холста разгорелись в последние недели выставки. Согласно иску Густаву Сотера, который был подан от лица его компании Brokerarte Capital, «Читательницу новелл» он приобрел в 2017 году у компании Torrealba Holdings, принадлежащей бразильскому предпринимателю Гонсалу Торриальбе.
Затем Сотер, по его словам, передал полотно неназванному третьему лицу, сохранив за собой право собственности. Согласно его оценкам, стоимость работы сейчас превышает 5 млн долларов. «Эта [неназванная] сторона скрылась вместе с картиной, и истец не знал о ее местонахождении в течение нескольких лет», — говорится в судебных документах.
В них также указано: коллекционер лишь недавно оказался в курсе, что холст передан музею во временное пользование. Сотер заявил, что картина, как он считает, задержана Детройтским институтом искусств незаконно и должна находиться в Бразилии — ей предстоит быть проданной.
Он потребовал ее возврата до окончания выставки: она, однако, закрылась 22 января — требование истца выполнено не было.
В институте, в свою очередь, сообщили, что собиратель произведений искусства не заявил о пропаже работы и не зарегистрировал ее в специальном реестре, предназначенном для утерянных художественных работ.
В июле 2022 года Госдеп предоставил неприкосновенность «Читательнице новелл» и 26 другим работам с выставки Ван Гога. Судья счел Детройтский институт искусств невиновным и предложил сторонам найти решение вне суда.
В противном случае, по его словам, суд повлиял бы на способность американских музеев собирать выставки из экспонатов со всего мира: международные институции и иностранные коллекционеры просто не стали бы временно передавать работы для экспозиций.