Соловецкий камень, установленный в память жертв политических репрессий, следует перенести с Лубянской площади. Об этом заявил глава Совета по правам человека при президенте Валерий Фадеев в интервью РБК.
По мнению Фадеева, люди приходят к Соловецкому камню не для почитания памяти репрессированных, а на акцию против сотрудников здания ФСБ на Лубянке, «они говорят: мы здесь, мы все помним, а вы такие же».
«Это не акция памяти, а политическая акция. Как бы упрек тем людям, которые сидят в здании на Лубянке», ― считает глава СПЧ.
Исчезновение табличек с именами репрессированных проекта «Последний адрес» с московских домов Фадеев назвал положительной тенденцией. По его словам, такие таблички напоминают «о том ужасе, который был в 1937 году», при этом никто не увековечивает память простых москвичей, живших в этих домах. Мемориальный проект глава СПЧ охарактеризовал как «тыканье в физиономии» и попытку сказать, что «страна не имеет будущего».
В интервью Фадеев затронул и другие темы — к примеру, ситуацию с правами человека в Чечне. На вопрос, как сейчас СПЧ работает в Чечне, он ответил одним словом: «Никак». Касательно избиения в СИЗО Никиты Журавеля сыном Рамзана Кадырова Фадеев сказал, что «не надо было провоцировать».
«Мы, православные, немножко поспокойнее, но я думаю, что, если бы он вот здесь [в центре Москвы] стал сжигать Евангелие, тоже был бы шанс получить от кого‑нибудь по морде», ― считает глава СПЧ.
По его мнению, Чечня сейчас «почти полностью» находится в российском правовом пространстве и к республике нужно «относиться очень аккуратно», «терпеть, стараться входить в положение».