Животные — не люди. История и кампус
Неподалеку от города Эмарг на юге Франции находится штаб-квартира Royal Canin. На подъезде к ней можно увидеть лавандовые поля и аккуратное болото, из которого торчат бледно-розовые фламинго. Не менее идиллически выглядит и сам кампус: невысокие белые здания, стриженые лужайки, опрятные дорожки и к месту высаженные деревья.
Каждый человек, которого встречаешь в кампусе, спрашивает, есть ли у тебя кошка или собака. На вопрос, откуда такой интерес, одна сотрудница отвечает: «Просто мы считаем, что люди, у которых есть питомцы, лучше как люди».
Здесь находится три завода: современный, опытный и самый первый, исторический завод Royal Canin. Там же располагается главный офис компании, а еще лаборатория и питомник, где живут сотни собак и кошек разных пород.
История компании началась в 1968 году, когда ветеринарный врач Жан Катари, который занимался лечением собак, столкнулся с экземой у овчарок и попытался выяснить, откуда она взялась. В ходе исследования он понял, что надо попробовать изменить рацион их питания. Три месяца Катари экспериментировал с различными сочетаниями жареного хлеба, дробленых сухарей и кусочков мяса, которые он подвергал тепловой обработке, а затем высушивал. Собаки, получавшие новый корм, быстро выздоравливали — экзема проходила без применения медикаментов, а их шерсть снова начинала блестеть. После успеха по излечению животных, Жан Катари запустил в производство первый сухой корм.
За 50 лет ассортимент кормов значительно расширился (сейчас их 1400), а их состав стал более сложносочиненным (теперь используется 105 видов сырья, среди которых встречаются и весьма необычные — например, куркума, которая обеспечивает защиту суставов). Не изменилась только убежденность сотрудников компании в том, что кошкам и собакам вовсе не нужна вкусная и разнообразная еда, зато необходима полезная. «Люди думают, что животным не хочется есть одно и то же, — говорит президент Royal Canin Лоик Муто в интервью «Афише Daily». — Но, например, у собаки желудок и пищеварительная система устроены таким образом, что частая перемена диет может привести лишь к нарушению обмена веществ».
Наши ощущения от еды отличаются от тех, что испытывают животные. Если человек имеет около восьми тысяч вкусовых рецепторов, то у собаки их примерно 1500, а у кошки — всего 500. Людям важно разнообразие в еде — питаться одним и тем же морально тяжело и тоскливо. Животных же привлекает скорее запах, а не вкус, к тому же они не обладают достаточным уровнем самосознания, для того чтобы контролировать свой аппетит.
Представители Royal Canin как мантру повторяют фразу, что кошки и собаки — не люди. Мы можем любить их больше, чем людей, но надо понимать, что их потребности — совершенно не человеческие. «Нельзя думать о своем животном как о себе, — говорит Лоик Муто. — Люди пытаются ассоциировать себя с животным и переносить свое понимание правильного питания на него, а это большая ошибка. Мы пытаемся сложить пазл из всех ингредиентов, чтобы получился корм, который будет идеально отвечать потребностями конкретного животного».
По результатам анализа научных данных, стало известно, что каждый пятый щенок умирает, не достигнув двухмесячного возраста. В течение нескольких лет при участии экспертного сообщества со всего мира Royal Canin изучал причину такой смертности и придумывал суспензию, которая могла бы поддержать слабого щенка. И у них получилось создать трудное в приготовлении искусственное молоко для новорожденных.
Лабрадоры-обжоры и кошки-плоскомордки. Лаборатория
Создание любого сухого корма для животных похоже на молекулярную кухню. Самое главное, на что здесь обращают внимание — это ценные питательные вещества (нутриенты). Задача разработчиков — собрать уникальный паззл, в котором будут сбалансированы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Такой подход к приготовлению корма называется нутриентным.
Мясо, овощи и фрукты в чистом виде здесь не используются, вместо них на завод поступает сырье, сделанное из натуральных ингредиентов, в виде порошка (например, мясная мука, аминокислоты, паприка). Также используются влажные ингредиенты (например, рыбий жир) и злаки.
В Royal Canin уверены, что хорошую еду для питомца невозможно приготовить самостоятельно. Сотрудники компании приводят такой пример: курица состоит на 25% из белка, на 75% — из воды, а корм для собак — на 3% из воды и на 65% из белка. «Конечно, можно готовить для своего животного, но для этого придется долго учиться, ведь невероятно сложно создать правильный набор микроэлементов, — говорит Лоик Муто. — Для того чтобы составить правильный рецепт, надо понять физиологию животного, рассмотреть его целиком, принять во внимание его возраст, размер, среду обитания, породу. В одной грануле корма так много питательных веществ, что в домашних условиях невозможно сделать то же самое на должном уровне».
Потребность в новом рецепте корма возникает, когда появляется запрос от владельцев питомцев или специалистов по здоровью домашних животных. Royal Canin сотрудничает со множеством ветеринарных центров, которые отправляют в компанию информацию по заболеваниям и особенностям кошек и собак. Данные обобщаются, а затем по ним формируется техническое задание для нового рецепта.
Рецепты создают в лаборатории Royal Canin — это приземистое здание, примыкающее к заводу, где трудятся 32 специалиста. Если нужно создать корм для лечения какого-то заболевания, ветврачи, работающие в лаборатории, сначала исследуют его природу и разбирают на составляющие. Например, одно заболевание может влиять и на пищеварение, и на сердце, и на суставы (то же ожирение). В этом случае специалисты понимают, что нужна формула, которая будет поддерживать конкретные органы, и начинают ее разрабатывать.
Замер крокеты
Имитаторы клыка
Микробублики для лабрадоров
Образцы корма из партий
В начале создания рецепта специалисты обращаются к справочнику по питательным веществам, который выпускается Всемирной ассоциацией диетологов раз в несколько лет. В нем в том числе описываются суточные потребности животных. На основе этого справочника специалисты создают комбинацию из нутриентов для нового рецепта и начинают ее тестировать.
Все пространство лаборатории уставлено оборудованием, о назначении которого самостоятельно догадаться невозможно: например, на одном из столов установлен металлический гробик, который в точности имитирует работу желудочно-кишечного тракта животного. То есть буквально: в аппарат кладется корм, который через какое-то время становится калом, и на любом этапе пищеварения можно посмотреть, что происходит с едой внутри кошки или собаки. Всего эксперты проводят около 115 тысяч анализов в год, используя сложное оборудование.
Большое значение имеет не только состав питательных веществ, но и форма крокет (кусочки корма. — Прим. ред.). В лаборатории в ряд выстроены имитаторы челюсти животных, в которых разбивают крокеты и смотрят, как проходит через них клык. Сухарики должны разбиваться правильно, чтобы они без труда глотались, не застревали в горле, не оцарапывали пищевод и нормально переваривались.
Сухарики в виде крестиков подходят для овчарок: у этих собак есть проблемы с газообразованием, и такая форма помогает избежать подобных неприятностей. А для плоскомордых кошек создали миндалевидную форму крокеты, которая идеально ложится под язык и легко попадает в пасть.
Собаки и кошки, которые попали в рай. Маленькая фабрика и питомник (осторожно: слишком мило)
Если с питательностью корма все понятно, то как заставить животных есть полезную и правильную пищу? В Royal Canin спрашивают об этом самих животных.
Рядом с лабораторией находится мини-завод для производства малых партий корма по новейшим рецептам — там выпускают от 25 до 100 килограммов. Перед тестами корм проходит все необходимые исследования в лаборатории, и только после того как ветеринары подтверждают его безопасность и питательность, продукцию отвозят на пробу.
У экспериментального корма три пути: его отправляют заводчикам, в ветеринарные центры (например, в ливерпульскую клинику, которая специализируется на ожирении), а также в питомник Royal Canin. Заводчики кормят животных в течение установленного периода и составляют графики, по которым можно отследить энергичность и аппетит питомцев. В медицинских центрах (с согласия владельцев) выясняют, оказывает ли корм положительное влияние на здоровье животного. В питомнике проводят два теста: на вкусовую привлекательность и на усвояемость питательных веществ.
В питомнике Royal Canin живут 200 собак и 150 кошек разных пород и возрастов. Когда приближаешься к его территории, начинаешь слышать звонкий лай щенков, играющих на лужайке. Подходишь ближе — и они подбегают всей толпой, виляя хвостами.
Ситтер с пуделем в питомнике Royal Canin
Щенячьи нежности
Пес, который даже не смотрит в вашу сторону
План питомника
Вся собачья территория делится на большие зоны для мелких, средних и крупных пород. Каждая из них включает в себя жилой комплекс с отдельными номерами и балконами, а также большую лужайку для дневного пребывания. На улице у постояльцев есть фонтан для питья, навес от солнца, игрушки, тренажеры, дорожки с разным покрытием (трава, гравий, асфальт — чтобы лапы адаптировались к любым условиям).
В теплое время года собаки весь день находятся на улице. К ним прикреплены несколько ситтеров — в их обязанности входит играть со зверятами, обнимать их, сопровождать на прогулках и следить за тем, чтобы подопечные были бодрыми и веселыми (медосмотр проводит ветеринар, а стрижет и моет животных приглашенный грумер). Каждый день группы собак, которые подбираются по размеру породы, идут гулять на огромную площадку, а потом их отводят в бассейн, где животные плавают по два часа.
Кстати, многие сотрудники берут с собой в офис питомцев из дома, причем это касается всех отделений компании, в том числе московского.
Когда собаке исполняется восемь лет, ее переводят в статус пенсионера. К таким собакам подселяют совсем маленьких щенков, перед тем как перевести в поместье для взрослых, — пожилые псы заботятся о малышах и помогают им адаптироваться к новым условиям. Собаку-пенсионера может забрать работник компании себе, но это происходит редко, потому что животные привыкают к стайной жизни и постоянным развлечениям, а все это сложно осуществить в домашних условиях.
Кошачья обитель устроена примерно так же, как и собачья: у животных есть просторные комнаты и двор — правда, он меньше, чем у собак. Кошек не водят на прогулки и в бассейн, но их досуг тоже организован: они занимаются с ситтерами, скачут по этажам собственных квартирок, играют с друзьями и гуляют по своей лужайке.
Собачья команда по не очень синхронным прыжкам в воду
Овчарка во время купаний
Кот вместе со своим ситтером вышел понежиться на солнышке
Кот пришел пробовать новый корм
Собачьи тренажеры
Когда приходит время тестировать корм, животных отправляют в исследовательский отдел. В одну стеклянную комнату сажают по пять зверят, на каждого из которых надевают ошейник определенного цвета. Животные резвятся с игрушками и бегают друг за другом, а когда в них просыпается чувство голода, они подходят к сектору питания, который делится на пять отделов. Перед кошкой или собакой открывается дверца того же цвета, что и ошейник, и животное находит две миски — с привычным кормом и только что произведенным на маленьком заводе.
Дальнейшее развитие событий выглядит почти комично: несколько ученых наблюдают за тем, какой корм предпочтет животное, и фиксируют, сколько (и с удовольствием ли) оно съест. Если был выбран старый корм, новый отправляется на доработку. Если питомец предпочел экспериментальный корм и съел порцию, его отправляют в одноместный отель с игрушками — но лишь до того момента, пока животное не испражнится. После этого «подопытного» отводят к друзьям и не беспокоят еще несколько месяцев, а кал, который он оставил после себя, разбирают на составляющие — чтобы выяснить, какие полезные вещества усвоились, а какие нет.
Крокеты в аэротрубе. Большой завод
Всего у Royal Canin есть 15 заводов по всему миру, в том числе в России в Дмитрове — сотрудники компании уверяют, что во всех филиалах налажено точное такое же производство, как и во Франции.
Завод в Эмарге, как и на всех производственных площадках Royal Canin, вертикальный — такая архитектура нужна для того, чтобы сократить площадь, на которой стоит здание. Рядом не чувствуется никаких запахов, нет столбов дыма и монструозных конструкций. Завод выглядит очень скромно — башенка и ангарчик. Хотя внутри он похож на шоколадную фабрику из фильма с Джонни Деппом: корм самостоятельно путешествует по помещениям, то падая вниз, то взлетая в воздух.
На сам завод не так просто попасть: посетителей просят оставить украшения, телефон, диктофон, ручки, блокноты — в общем, все личные вещи. Затем выдают халат, шапку и каску. Потом идет долгий процесс дезинфекции рук и обуви. И только после всех процедур разрешают зайти внутрь.
В лаборатории не только разрабатывают рецепты, но и проверяют сырье, которое привозят от локальных производителей в больших грузовиках. Машины заезжают в гараж, где специальный аппарат забирает образцы из кузова в восьми разных местах на разной глубине. Потом пробы смешивают и исследуют вручную. За один год разворачивают примерно 1–2% грузовиков. Банки с ингредиентами из каждой партии хранятся в лаборатории по 2–3 года, пока не истечет срок годности готового продукта.
Французский завод Royal Canin
Внутри завода
Внутри завода
Образец корма
Протестированные ингредиенты попадают в большой миксер, где превращаются в пасту. Оттуда масса ползет к экструдеру — это сердце завода, его главная часть, которая представляет собой симбиоз мясорубки и печки. На французском заводе стоят целых четыре таких аппарата, и это рекордное число. Паста выползает из экструдера, как из тюбика крема для рук, затем нарезается со скоростью света на кусочки и тут же выпекается при температуре от 90 до 120 градусов — в зависимости от размера крокеты. Затем раскаленный продукт попадает в подобие аэротрубы, через которую стремительно вылетает наверх, охлаждаясь по пути.
В Royal Canin уверяют, что компания тратит более 72% бюджета на безопасное производство. Каждую пачку корма сканируют во время сортировки, и если в ней находят инородный предмет, она автоматически вылетает с ленты. Вообще, в конструкции завода по минимуму используют мелкие предметы, чтобы они не попали в корм. Если в здании что-то разбивается, то приостанавливают все производство до выяснения причин.
Также из каждой партии берут десять мешков, на которых проверяют спайки и специальную информацию. Затем замеряют каждую крокету из контрольного пакета партии. Если сухарик хотя бы немного не соответствуют положенному размеру, снимают всю партию. Там же крокеты помещают в имитацию челюсти животного и смотрят, как они в ней разбиваются. Потом замеряют уровень влаги и количество жиров в крокетах. В прозрачные контейнеры складывают образцы из каждой партии и хранят их там весь срок годности продукта, чтобы можно было провести расследование, если от клиентов поступят жалобы.
Кризис в России и ответственные японцы. Реализация
Каждый день завод производит 680 тонн корма, а на складе находится около семи тысяч палет с упаковками. От заказа до полного приготовления проходит семь дней. Готовая продукция хранится в герметичной упаковке и как можно скорее доставляется в место реализации.
Основные клиенты французского Royal Canin — это Испания, Италия и Франция, хотя корм поставляют в более чем 90 стран. 54% покупателей — в Евросоюзе. «Больше всего на нашу идею о здоровом питании и нутриентном подходе откликаются в Канаде и Японии, — считает Лоик Муто. — В этих странах есть культура владения животными: люди не берут питомца бездумно и понимают, что ветеринарный осмотр необходим раз в полгода. А профессионалы, которые окружают животное, осознают ценность такого питательного подхода и потребности животного. Они также тратят довольно много времени, объясняя хозяевам эту философию».
Сейчас корм Royal Canin едят 21 миллион кошек и собак, и количество клиентов растет. «Мы понимаем, что если мы хотим развивать рынок кормов, то мы должны развивать всех вокруг этого рынка — заводчиков, ветеринаров, кинологов, отели для животных, — говорит Лоик Муто. — Стремясь охватить большее количество клиентов, мы разрабатываем отдельные решения для профессионалов, которые могли бы увидеть пользу продукта и порекомендовать наш корм дальше. К сожалению, в России рынок хорошо развит только в Петербурге и Москве».
По мнению президента Royal Canin, основная проблема, которая препятствует развитию компании в России, — это снижение покупательской способности. «Корм дорогой, поэтому россияне начинают переходить на более дешевые продукты, — говорит Лоик Муто. — Более того, мы видим все меньше и меньше людей, которые берут питомца в такое сложное время. Есть связь между ответственным владением животными и финансовой ситуацией, ведь сначала мы должны позаботиться о себе и родных. Именно поэтому в России мы особенно активно развиваем профессиональный канал — через ветеринаров и заводчиков, которые образовывают уже состоявшихся владельцев кошек и собак».
Водоросли вместо рыбы и тротуарная плитка из пакетов. Отдел устойчивого развития
Royal Canin стремится к безотходному производству, поэтому с завода вообще ничего не вывозят на мусорные полигоны. Что-то отправляют на переработку, но в основном просто используют в производстве экоальтернативу.
Одна из проблем, которой занимается отдел устойчивого развития, — это многослойные мешки, в которые упаковывается корм. В России, например, такие пакеты почти не перерабатывают, потому что это достаточно трудоемкий процесс. «Изначально мы создали такую упаковку, для того чтобы сохранить качество продукта, — говорит Лоик Муто. — Она помогает замедлить процесс окисления и уменьшить влияние солнечных лучей на корм. Сейчас мы пытаемся заменить многослойную упаковку на более экологичные материалы, но есть проблема с транспортировкой на дальние расстояния. В некоторых странах мы тестируем систему возврата упаковки в магазин, и если это сработает, мы запустим такой проект и в России». В качестве эксперимента пакеты принимают и в российском филиале Royal Canin — на территории дмитровского завода, например, из переработанных мешков для корма сделаны пешеходные дорожки.
Важно, что Royal Canin сотрудничает с фермерскими хозяйствами и активно развивает их. Весь Mars (корпорация, в которую входит Royal Canin. — Прим. ред.) сотрудничает с двумя миллионами домашних хозяйств по всему миру. 60% поставщиков — всегда местные относительно завода, где производится корм. Однажды Royal Canin заключил договор с птицефабрикой, где выращивали прекрасных кур и производили качественные яйца, но не могли изготавливать мясо-костную муку. Компания два года налаживала там производство сырья, поставила специальные аппараты и вырастила для себя постоянного партнера.
В Royal Canin следуют принципам устойчивого развития, согласно которым все, что делается сейчас в экономической, социальной и экологической сферах, нацелено на заботу о будущих поколениях. «У нас есть программа «Устойчивость через поколения», в рамках которой мы каждый год анализируем наши выбросы СО2 в атмосферу, затраты воды и электричества, — говорит Лоик Муто. — Мы запускаем массу программ, чтобы каждый год понемногу сокращать вред производства для окружающей среды, ведь для планеты это критично».
Так, например, ежегодно для производства 12 тысяч тонн рыбьего жира требуется 300 тысяч тонн рыбы — это 10 килограммов рыбы в секунду.
Именно поэтому в Royal Canin изучают возможность ее частичной замены в производстве на альтернативные источники, например, водоросли — в них содержатся точно такие же питательные вещества, которые надо просто уметь добывать. «Мы взяли на себя ответственность к 2020 году полностью перейти на возобновляемые ресурсы, из которых сможем получать сырье, не используя рыбу», — говорит Лоик Муто. А пока для ловли рыбы компания использует специальные лодки, которые не загрязняют океан.