Как возникло дело «Сети»?
Уголовное дело о террористическом сообществе «Сеть» было возбуждено в октябре 2017 года. Следствие началось с признания студента пензенского педагогического института Егора Зорина, который незадолго до этого попался полиции с наркотиками, об этом писал «Коммерсант» со ссылкой на материалы дела. После этого в течение нескольких дней в Пензе один за другим были задержаны еще четверо молодых людей: одногруппник Зорина Илья Шакурский, музыкант и инженер Василий Куксов, инструктор по стрельбе Дмитрий Пчелинцев, слесарь-сборщик Андрей Чернов. В январе в Петербурге задержали еще троих подозреваемых: Виктора Филинкова, Игоря Шишкина и Юлия Бояршинова. 5 июля 2018 года в деле появилось еще два фигуранта — Михаил Кульков и Максим Иванкин. По версии силовиков, подозреваемые создали террористическое сообщество «Сеть» в Москве, Петербурге, Пензе и Беларуси и готовили теракты в период проведения парламентских выборов и чемпионата мира по футболу, чтобы свергнуть власть.
Кто эти люди и как они связаны?
Всего в деле «Сети» 11 фигурантов. Их объединяет увлечение левыми идеями: большинство считает себя антифашистами, некоторые — анархистами. Часть из них связаны общими музыкальными вкусами и познакомились на концертах, другие вместе занимались страйкболом.
Илья Шакурский — волонтер центра спасения бездомных животных, проводил экологические акции, увлекался музыкой. Во время обыска у него изъяли зарегистрированное оружие, самодельное взрывное устройство и пистолет. Сам Илья утверждал, что этих предметов у него дома не было, во время обыска их подбросили сотрудники полиции. Во время следующих допросов под пытками и давлением Шакурский дал признательные показания. По версии обвинения, Шакурский якобы отвечал за разведку местности, изготовление самодельных взрывных устройств и обучение навыкам выживания в дикой природе.
Василия Куксова задержали одним из первых. В тот же вечер сотрудники ФСБ провели обыск у него дома и обнаружили пистолет Макарова. Сам Василий говорил, что улику ему подбросили в автомобиль, предварительно взломав замок. Позже судебная экспертиза подтвердила, что замок действительно был взломан. Он единственный обвиняемый, кто отказался давать признательные показания. Следствие считает, что Куксов в «Сети» был связистом.
Дмитрия Пчелинцева задержали утром 27 октября 2017 года. Во время обыска в его квартире изъяли два охотничьих карабина и два травматических пистолета — он работал инструктором по стрельбе. А под задним сиденьем его машины сотрудники ФСБ обнаружили две гранаты. Пчелинцев также говорил, что гранаты ему подбросили. Следователь принуждал Пчелинцева признать вину и стать обвиняемым за участие в террористическом сообществе. Если же он не признает вину, то следствие обвинит его в организации. Пчелинцев отказался.
Андрея Чернова арестовали и поместили в пензенское СИЗО в октябре 2017-го. На заседании в Центральном окружном военном суде он рассказал, что его обвинили в покушении на сбыт наркотиков из‑за отказа признать вину. Следователи якобы нашли в его телефоне информацию о местонахождении 479 закладок. По версии следствия, Чернов, как и Куксов, был связистом.
Михаила Кулькова задержали вместе с Максимом Иванкиным и Алексеем Полтавцом. При обыске сотрудники ФСБ якобы обнаружили наркотики. Но, по словам Полтавца, во время обыска задержанных били и не давали им следить за действиями сотрудников. На допросе в ФСБ Кульков взял всю вину на себя, его поместили под домашний арест. В июне 2018 года на Кулькова и Иванкина возбудили уголовное дело о подготовке к производству или сбыту наркотиков в крупном размере и участии в террористическом сообществе. По версии следствия, Кульков обучал участников навыкам оказания первой помощи после получения огнестрельных и минных ранений и инструктировали, как проводить эвакуацию с поля боя. При этом Кульков говорит, что никогда не учился медицине и не обладает соответствующими навыками. Он согласился с обвинением в покушении на сбыт наркотиков, остальное отрицает. А Иванкин, как и Илья Шакурский, в «Сети» был разведчиком, считает следствие.
Армана Сагынбаева задержали 5 ноября 2017 года в Петербурге. Из‑за пыток током и регулярных избиений молодой человек, опасаясь за жизнь и здоровье своих близких, оговорил себя и других людей, которые позже стали обвиняемыми по делу «Сети».
Юлия Бояршинова задержали 21 января 2017 года в Петербурге. Сначала мужчину обвинили в незаконном хранении взрывчатых веществ — при обыске у него нашли 400 граммов пороха, но в апреле добавили обвинение по делу «Сети». 20 марта 2019 года Бояршинов объявил, что готов признать вину. При этом он отказался сотрудничать со следствием, то есть давать показания на других фигурантов дела, поэтому суд не стал рассматривать его дело в особом порядке. Бояршинов, по версии следствия, выполнял в организации роль сапера под псевдонимом Юра.
Виктор Филинков пропал 23 января 2018 года по дороге в аэропорт Пулково. Только через два дня пресс-служба петербургских судов написала, что Филинков арестован по делу «Сети» и уже признал вину. Филинков, по версии следствия, исполнял в организации роль связиста под псевдонимом Гена.
Игорь Шишкин пропал 25 января 2018 года во время прогулки с собакой. Шишкина опрашивали 25 часов, а на следующий день задержали. Он признал вину, заключил сделку со следствием и дал показания против других обвиняемых. В январе 2019 года его приговорили к 3,5 годам колонии общего режима. Адвокат Шишкина Дмитрий Динзе пояснял, что в деле множество доказательств вины подсудимых и продолжать борьбу, заявляя о пытках и не признавая вину, — бесполезно.
Восемью обвиняемыми занималось пензенское управление ФСБ, сегодня семерым из них вынесли обвинительный приговор. Виктору Филинкову и Юлию Бояршинову обвинение выдвинуло петербургское управление спецслужбы, их суды должны пройти в конце февраля.
В чем их обвинили?
Молодых людей обвинили по разным статьям Уголовного кодекса: организация террористического сообщества (ч. 1 ст. 205.4 УК), участие в террористическом сообществе (ч. 2 ст. 205.4 УК), незаконное хранение огнестрельного оружия (ч. 1 ст. 222 УК) и взрывчатых веществ (ч. 1 ст. 222.1 УК), покушение на поджог или взрыв из хулиганских побуждений (ч. 2 ст. 167 УК с применением ч. 3 ст. 30), покушение на производство или сбыт наркотиков в крупном размере (п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК с применением ч. 3 ст. 30 УК).
Все фигуранты дела «Сети» играли в страйкбол. Видеозаписи, сделанные ими самими во время тренировок и походов в лес, обвинение теперь считает доказательством их вины — якобы эти игры были подготовкой к терактам. Помимо этого, в основе обвинения лежат документы, якобы изъятые из телефонов и компьютеров обвиняемых. Следствие утверждает, что в них содержатся доказательство того, что мужчины действительно готовились к терактам. Кроме того, они использовали клички и общались через анонимный мессенджер «Джаббер».
Сегодня, 10 февраля, Пензенский областной суд вынес приговоры семерым фигурантам: Дмитрия Пчелинцева приговорили к 18 годам строгого режима, Илью Шакурского — к 16 годам колонии (и штрафу в 50 000 рублей), их признали создателями террористического сообщества. Остальных осудили за участие: Андрей Чернов — 14 лет колонии, Максим Иванкин — 13 лет, Михаил Кульков — 10 лет, Василий Куксов — 9 лет, Арман Сагынбаев — 6 лет. Чернова, Иванкина и Кулькова также обвинили в покушении на сбыт наркотиков, а Куксова — в незаконном хранении оружия.
Что известно о пытках в СИЗО?
Дело во многом строится на признательных показаниях, которые, по словами молодых людей, были даны под пытками.
С февраля Юлий Бояршинов находился в СИЗО в Горелово (Ленинградская область); его начали бить сразу после заселения. Кроме того, другие заключенные заставляли его спать на полу и целый день мыть полы. Молодому человеку угрожали изнасилованием, а за отказ общаться с сотрудниками ФСБ без адвоката заставили приседать тысячу раз.
Петербуржец Илья Капустин был знаком с Юлием и проходил по делу свидетелем. Он также говорил, что сотрудники ФСБ били его электрошокером, расспрашивая о фигурантах дела. Но в СК позже сообщили, что следы на теле Капустина не от электрошока, а от укусов клопов.
Виктор Филинков подробно рассказывал, что после задержания сотрудники увезли его в лес, где били и пытали электрошокером несколько часов, заставляя дать признательные показания и требуя выучить точные формулировки для допроса. Позже сотрудники объяснили, что были вынуждены бить Филинкова электрошокером, потому что он якобы пытался сбежать.
Во время встречи с адвокатом Илья Шакурский признался, что дал признательные показания, потому что его били. Позднее молодой человек рассказал, что в камеру СИЗО к нему заходили люди в масках и отводили в подвал. Там его заставляли раздеться, после чего прикладывали к кончикам пальцев рук электроды и пускали ток.
В сентябре 2019 года Куксов рассказал в суде об избиениях и пытках, которым он подвергался в ходе допроса и после задержания. Через несколько месяцев стало известно, что за время пребывания в СИЗО Куксов заболел туберкулезом.
Во время свидания с женой Пчелинцев рассказал, что после задержания он подвергался пыткам каждый день. Его подвешивали вниз головой, били током по разным частям тела, а также кололи транквилизаторы и кормили таблетками. В феврале 2018 года Пчелинцев рассказал о пытках адвокату Олегу Зайцеву. «…меня швырнули на пол, при падении, будучи привязанным за одну ногу к ножке лавки, я упал и сильно разбил колени, они стали сильно кровоточить. С меня стали стягивать трусы, я лежал вниз животом, они пытались присоединить провода за половые органы. Я стал кричать и просить перестать издеваться надо мной. Они стали твердить: «Ты лидер». Чтобы они остановили пытки, я отвечал: «Да, я лидер». «Вы собирались устраивать террористические акты». Я отвечал: «Да, мы собирались устраивать террористические акты», — приводит «Медиазона» рассказ Пчелинцева. Позже он отказался от своего первого заявления о пытках, как оказалось, из‑за новых пыток.
«Медиазона» также публиковала рассказ Сагынбаева о пытках: «Находившиеся в машине люди стали называть фамилии и имена неизвестных мне людей, и если я говорил, что их не знаю, получал разряд электрического тока. Также мне с большой силой наносили удары по голове каким‑то предметом, похожим на ежедневник… Мне также сказали, что если я не буду сговорчивей, они могут сделать со мной и моими близкими все что угодно, и им за это ничего не будет, потому что я террорист. Мне сказали, что они могут изнасиловать («пустить по кругу») мою девушку, отрезать ей и мне руки и прижечь паяльником. Все эти пытки продлились примерно часа четыре».
В отличие от других обвиняемых, Игорь Шишкин о пытках не говорил, однако после задержания врачи диагностировали у него перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины, а посетившие Шишкина в СИЗО члены ОНК зафиксировали на его теле многочисленные следы, похожие на ожоги от электрических проводов.
Следственный комитет не возбудил ни одного дела о пытках обвиняемых.
Как помочь фигурантам дела «Сети»?
Расскажите своим друзьям и близким о деле «Сети» и о пытках, которые так и остались безнаказанными.
Напишите письмо заключенным и двум пока еще обвиняемым. Написать письмо можно либо через «Росузник», либо самостоятельно по адресам СИЗО и колоний, где находятся фигуранты «Сети». Инструкцию можно посмотреть тут.
Пожертвуйте деньги через активистов Rupression или приобретите благотворительную продукцию с символикой, посвященной делу «Сети». Все средства с продаж будут направлены на помощь фигурантам.
Поучаствуйте в акциях солидарности, которые периодически проходят в Москве и Петербурге.
Приходите на суды, чтобы поддерживать фигурантов дела. Виктору Филинкову и Юлию Бояршинову еще не вынесли приговоры — суды над ними продолжатся в конце февраля в Петербурге.
*«Сеть» — организация, запрещенная на территории Российской Федерации.