— Современным родителям тяжело играть с детьми. Многие в этом признаются. Как думаешь, почему это происходит?
— Я думаю, дело в том, что сейчас вообще впервые в истории человечества наступил момент, когда от родителей стали требовать придумывать игры, вовлекаться в них. Раньше никто не должен был так стараться, как сейчас: родители занимались своими взрослыми делами. Это было уважаемо, важно, все понимали, что это именно то, что нужно делать взрослым — об играх с детьми как о родительской обязанности речи не шло.
Сегодня очень много говорят о ценности раннего развития, о том, как полезны детям сюжетно-ролевые игры… Раньше же никто не требовал от родителей выдумывать игру специально. Ребенок был вовлечен в бытовые процессы, участвовал в них, когда была такая возможность. А если не мог, то просто существовал отдельно, ну максимум за ним присматривал какой‑нибудь самый «бесполезный» член семьи вроде старенькой бабушки, которая все равно особо уже ничего делать не могла. Еще одно-два поколения назад вся забота о детях сводилась к тому, чтобы в бытовом плане у них было все в порядке — сыты, одеты, обуты. А теперь стало необходимо с ними играть.
Когда родился мой старший сын Отто, я вообще не знала, что с ним делать. Он играть не хотел. Его не интересовали ни кубики, ни пирамидки, но заниматься чем‑то все равно было нужно. Я сама всегда много рисовала просто потому, что любила это больше всего. Чтобы как‑то разнообразить даже не его досуг, а свой собственный, я стала рисовать вместе с ним — без всяких ожиданий, без цели обучить его по какой‑то методике, без попыток выжать из этого результат. Тем не менее результат получался сам собой. К трем годам у него было уже несколько наград разных международных конкурсов.
Потом родились дочки — одна за другой, — и я была уверена, что вот они чуть-чуть подрастут, и тут-то мы и начнем играть с ними в куклы. Сама я все детство играла с сестрой в куклы, любила и пупсов, и Барби, и домики… Теперь, когда девочки приходят с предложением поиграть в куклы, я чувствую только тоску и уныние.
Малыши исследуют мир, собирают о нем информацию: смотрят, слушают, пробуют на вкус, везде лезут. Детям постарше становится нужно все как‑то систематизировать, поэтому они хотят играть в то, что называется «сюжетно-ролевыми играми»: в школу, в больницу, в магазин. Они уже про это все узнали и поначалу хотят повторить. А дальше подключается воображение, и ребенок хочет создать что‑то сам.
У взрослых же с точки зрения эволюции нет такой обязательной функции — играть и развлекать. Они должны обеспечить безопасность, дать пищу, добыть ресурсы. Если посмотреть на мир с этой позиции, то станет понятно, что не любить и не хотеть играть с детьми — это вообще-то нормально.
— Что же делать, совсем не играть?
— В отношениях «мама — ребенок», как вообще в любых отношениях, должно быть место компромиссу, то есть нужно искать ту точку где‑то посередине, где сходятся и взрослые, и детские потребности. Когда у меня есть силы, я стараюсь играть с детьми, но только в те игры, которые мне самой нравятся: могу немного поиграть в куклы, посмотреть концерт, сыграть в Just Dance. Я не играю во всякие стрелялки — просто не могу, и все! Не бегаю по дому с криками вместе с детьми, разваливая всю квартиру. Это они прекрасно делают без меня. Но мы можем поиграть в прятки, переодевания, салон красоты.
За годы взаимодействия с детьми можно найти те игры, которые вам комфортны. И помнить, что вы не обязаны играть в то, что вам не нравится, — это просто нужно объяснить детям. Я своим детям так и говорю, что они могут устроить эти игры без меня — сами, с друзьями или с папой.
— Как быть, если дети отказываются играть сами?
— Мне кажется, когда дети просят играть с ними, это значит, что они просто нуждаются в каком‑то взаимодействии с вами. Им нужны общение, совместность, внимание. Дети любят играть, поэтому предлагают именно это.
Можно делать любые дела вместе, и это станет альтернативой игре, если процесс нравится всем участникам. Конечно, можно вместе заниматься творчеством — если это вдохновляет вас больше, чем игры.
— Что такое свободное творчество?
— С точки зрения педагогики это отдельное направление, часть концепции «свободного воспитания», которая предполагает, что взрослые не руководят ребенком и даже не направляют его интересы и устремления в определенную сторону, а лишь создают условия, чтобы он мог проявить себя.
Это очень здорово звучит, если вы «ленивый родитель»: не нужно искать или выдумывать специальные планы занятий, нет необходимости работать над каким‑то результатом. Но вообще, если задуматься, свободное творчество — это в принципе любое творчество, ведь оно по определению не может быть несвободным!
— Звучит хорошо, но кажется, что эту свободу могут себе разрешить далеко не все…
— У каждого из нас есть друзья, которые творят свободно и с радостью, а есть такие, которые: «О-о-о нет, рисовать я никогда не умел!» Это в очередной раз доказывает, что все мы разные: и среди детей есть те, кто каждый день рисует или расходует пластилин упаковками, а есть те, которые просто отказываются, или вечно недовольны тем, что у них получается.
В нашем мире сейчас есть негласная идея: делай классно или не делай вообще никак. Сделать новое, про которое непонятно заранее, классное оно будет или нет, — страшно. Поэтому безопаснее повторить, скопировать, получить свою дозу восхищения и удовлетвориться.
Но это удовлетворение невозможно даже рядом поставить с ощущением счастья от настоящего предъявления себя, от демонстрации своей уникальности. Если найти в себе смелость сделать это, то можно получить прекрасный экзистенциальный опыт: осознать, что да, именно ты — уникальный, единственный, собственный — важен, нужен, любим. Это невероятно крутое чувство, и творчество существует именно для того, чтобы его испытать. Выразить себя.
— А с практической точки зрения что нужно делать родителям, чтобы проще стало выражать себя самим и чтобы создать условия для этого детям? Ведь явно не разрешить рисовать на обоях?
— Правила в свободном творчестве, конечно же, остаются! Они как раз чаще всего касаются бытовых моментов — вот это мы делаем, а вот это нет, здесь мы рисуем, но только вот этим и тем, клей не пьем, глаза краской не мажем и так далее. Это нормально и только пойдет на пользу творческому процессу — я расскажу почему.
Предъявляться всегда легче в безопасной поддерживающей среде. А правила и предсказуемость — очень важная составляющая безопасности для детей. Подтверждение, что в мире все в порядке. Если оно есть, появляется возможность расслабиться и развиваться. Тогда может быть достаточно просто создать легкий импульс: например, найти тех, кто тоже готов рисовать, лепить, петь, танцевать — да вообще что угодно делать с вами вместе, без оценок и осуждения.
Детей очень окрыляет такое окружение. Им в принципе его достаточно. Если у человека есть опыт такой среды, ему точно будет легче творить свободно. А взрослым нужны прочные внутренние опоры — ощущение собственной ценности, понимание, что вы заслуживаете быть увиденным и услышанным.
Если вам кажется, что вы тот единственный человек в мире, который не умеет свободно творить, то, во-первых, это не так. А во-вторых, это можно изменить: надо начать потихоньку поддерживать самого себя. Разрешите себе создавать что‑то новое так, как получается.