О решении стать артисткой бурлеска
В детстве я занималась балетом, но с ним у меня не заладилось. Потом я училась в музыкальной школе, а после 11-го класса поступила на философский факультет МГУ. В 2010 году я защитила диплом по специальности «философия религии и религиоведение», но это была ошибка юности: уже к 3-му курсу стало ясно, что я не буду связывать с этим жизнь.
После окончания университета я полтора года работала учительницей английского языка в школе. Тогда же мне случайно стала попадаться всякая информация по бурлеску. Я всегда интересовалась историей моды и кино, джазовой музыкой, кабаре и вдруг поймала себя на мысли, что мне бы очень хотелось в этом быть, потому что бурлеск — это красиво и он никак не сочетается с представлениями о том, что женщина должна сидеть дома и воспитывать детей.
Я стала читать о бурлеске, а еще я много путешествовала и во всех поездках старалась находить мастер-классы, заказывала обучающие DVD от ведущих школ, смотрела ролики в ютьюбе по теме. В общем, учила себя сама. Тогда в России было мало артисток, да и сейчас на всю страну наберется человек 15. Школ не было никаких, шоу — почти тоже. Свою карьеру в бурлеске я начала с преподавания. В 2011 году набрала первую группу в Москве, и это было потрясением, потому что на первое занятие пришли сорок человек. Днем я работала в школе, вечерами преподавала бурлеск. Моя первая группа прожила полтора года: я вела хореографию, еще мы изучали бурлеск как культурный феномен.
Потом я поняла, что если буду дальше работать учительницей, вся моя жизнь будет предсказуемой вплоть до пенсии. А если я попробую оставить этот понятный сценарий, то никто не знает, куда меня занесет. Первые несколько лет я выступала в Москве на корпоративах и в ресторанах — это было не очень весело, но хотя бы что-то.
Потом я жила полгода в Америке, затем в Киеве, а дальше я путешествовала. Четыре месяца назад я переехала жить в Берлин. Мои перемещения связаны с тем, что за границей больше возможностей для роста. Здесь можно сделать бурлеск своей карьерой. В Берлине очень большое сообщество артистов бурлеска — дружелюбное и открытое. Сейчас я выступаю от двух до четырех раз в неделю, больше не могу физически. В этом году я была с выступлением даже в Ливане — говорят, это было первое бурлеск-шоу в истории страны. За последние пять лет я была в большинстве стран Европы, а также много выступала в Сан-Франциско, когда жила там. В бурлеск-карьере мне больше всего помог английский язык: я учила его с трех лет, мои родители обращали на это внимание — и в конечном счете это помогло мне вписаться в мировое сообщество.
Что такое бурлеск
Бурлеск зародился в 1860–1870-х годах в Америке как сатирический театр — это примерно то, что сейчас называется стендап-комедией. Сначала это были злободневные спектакли на античные сюжеты, и главная особенность заключалась в том, что спектакли разыгрывались только женщинами. В конце XIX века женщина должна была молча сидеть дома, рожать детей и не вмешиваться в общественную жизнь. А артистки бурлеск-театра выходили на сцену, были очень смешными, остроумными и, может быть, агрессивными — это был огромный прорыв. С конца XIX века и до середины 1960-х годов бурлеск прошел путь от сатирического театра с большими шоу до стриптиза, но и тогда это происходило под музыку, с использованием сложного реквизита и костюмов. К 1970-м годам бурлеск закончился, потому что появились стриптиз-клубы. Где-то после 90-х бурлеск вернулся, превратившись из стриптиз-направления в феминистическое искусство, где 70% аудитории — всегда женщины. И это тот бурлеск, которым занимаюсь я.
Есть классический бурлеск, который состоит из корсетов, страз, крупного реквизита, укладки. И есть необурлеск, который больше имеет дело с комедией или каким-то шоковым фактором. Эстетика танца может быть абсолютно любой, музыка тоже. В этом магия бурлеска — им может быть все что угодно, если артист снимает с себя одежду или надевает ее (это называется обратный стриптиз). Бурлеск в современном видении — это искусство, которое экспериментирует с архетипами в отношении гендера и сексуальности. В XXI веке появился мужской бурлеск, и сейчас артистка или артист могут наряжаться как угодно — в костюмы чайника или кирпича. Есть совершенно потрясающий номер ЛГБТ-артистки, где она одета в розовый треугольник, и даже если ты не понимаешь, о чем речь, он очень трогательный. А те, кто понимает, плачут в конце.
Бурлеск — это не объективация, а секс-позитив. Во-первых, в бурлеске никто не бывает полностью голым: всегда есть наклейки на соски и маленькие трусы, это правило любого шоу. Во-вторых, стриптиз — это сервис, на него идут, когда хотят увидеть обнаженное тело. И он как раз имеет дело с объективацией. Многие номера бурлеска неприятно смотреть: они могут быть экспериментальными, грустными, агрессивными. Бурлеск позволяет играть по собственным правилам и проявлять визуальную составляющую своей сексуальности в каком-то собственном стиле. Для меня это очень эмоционально, трогательно, мечтательно и радостно. Для кого-то — более агрессивно, томно, трагично или смешно. И это очень личный жанр. В бурлеске ни у кого нет хореографа, дизайнера костюмов, агента. Все делаем сами.
Кто может выступать в бурлеске
Артистом или артисткой бурлеска может стать кто угодно. Нужны две вещи: хороший вкус и стартовый капитал. Бурлеск — это не только танец. Если ты очень плохо танцуешь, но при этом можешь хорошо шутить, ты можешь одновременно шутить и раздеваться. Если ты поешь, ты можешь петь и раздеваться. Главное — это харизма. Но, не буду врать, на профессиональном уровне этим могут заниматься не все.
У меня, например, нет специальной хореографической подготовки, но я танцую. А еще для меня это история, рассказанная через костюм и форму тела, которая скрывается под нарядом. У меня есть номер, который я делала на волне своего увлечения Львом Бакстом: два года назад было как раз 150-летие со дня его рождения. Он начинается с того, что я стою в большом бесформенном пальто-коконе начала XX века — и тела вообще нет. Снимается пальто, и под ним — бесформенное платье. А внутри — полностью вышитый костюм в стиле сценических костюмов Маты ХариИсполнительница экзотических танцев и куртизанка. Была широко известна в Европе как танцовщица «восточного стиля». В финале появляется большой светящийся шар, который в какой-то момент становится единственным источником света в зале. Луна всегда была символом женственности, а вся история — о том, как ты постепенно влюбляешься в свое женское начало. Я придумала этот номер, когда познакомилась со своим будущим мужем. Таким образом я переживала свою хрупкую влюбленность.
Как устроено бурлеск-шоу и сколько все стоит
Как правило, в одну программу включены номера нескольких артистов — это то, что называется варьете. Выступают от двух до шести человек, каждый из которых показывает от одного до трех номеров. Одно шоу длится от сорока минут до двух с половиной часов, а номер идет от трех с половиной до восьми минут. Сейчас у меня шесть номеров, не считая случаев, когда меня просят на корпоративе потанцевать с веерами. Но я часто меняю музыку, потому что неинтересно танцевать под одно и то же.
Обычно есть конферансье, а также особенный человек для всех бурлеск-шоу — stage kitten, который собирает детали костюмов, оставленные на сцене. Шоу может проходить где угодно: я выступала и в театре на 750 человек, и в барах на 30. Бурлеск работает почти в любом помещении. Я также выступала в Штатах на девичниках дома.
Бурлеск — дорогое занятие. Выступление должно выглядеть шикарно, а для этого нужно тратить много денег на костюмы, реквизит и макияж. Мои костюмы стоят от 700 до 2000 евро за один. Чем больше ты вкладываешь, тем больше тебе готовы платить. Все костюмы я делаю сама, но материалы стоят очень дорого. Страусиные перья не могут быть дешевыми. Многие шьют костюмы сами, но это совершенно необязательно, некоторые делают их на заказ, и это не считается чем-то позорным. Я, например, делаю костюмы и для других артистов. Один костюм изготавливается от двух дней до двух с половиной лет. Мой «Бакст» — это 200 часов только вышивания бисером. Всего у меня семь костюмов, сейчас я делаю восьмой.
Артист бурлеска — это фрилансер. Очень редко ты берешь джекпот и начинаешь работать в большом варьете по контракту, но тогда ты два года танцуешь одно и то же каждый вечер. Я не знаю никого, кто зарабатывал бы безумные деньги. Разве что Дита фон ТизАмериканская артистка бурлеска, но она — бизнес-империя. Благодаря тому, что она очень талантливая артистка, она может зарабатывать на продаже белья и других сопутствующих товаров. Но если ты много работаешь, ты можешь вполне прилично жить. Это мой единственный источник заработка.
О возрасте и красоте в бурлеске
В понимании большинства россиян ты женщина до 30 лет, а дальше — все. На днях мне исполняется 30 лет, и я одна из самых младших артисток среди коллег. Средний возраст артистки бурлеска — это 33–42 года. Есть и те, кто выступает в 50, 60 и 80 лет.
У всех есть целлюлит, и мы носим его с гордостью. Из-за целлюлита тебя не будут меньше любить, но публика не простит, если ты не будешь выкладываться на 100%. Мы не скрываем растяжки, родинки, татуировки. Твоя состоятельность зависит не от молодости и худобы, а скорее от внутреннего ощущения себя. У нас много полных артисток и совсем худышек, которые имеют совершенно потрясающую харизму. А на очень красивую девушку может быть очень скучно смотреть.
Бурлеск преимущественно сделан женщинами для женщин. Сообщество на 70% состоит из женщин, на 25% — из мужчин-гомосексуалов и на 5% — из мужчин-натуралов. И, например, скандалы с харассментом в бурлеске почти невозможны, потому что в этом случае человек сразу покинет индустрию. И смотрят нас в основном женщины, потому что они ощущают похожесть. Иногда это возможность увидеть версию себя: «Они такие же, как я, с целлюлитом, но красивые и уверенные в себе».
О реакции общественности
Иногда, если меня спрашивают, чем я занимаюсь, я говорю, что танцую в варьете. Люди не знают, что это такое, и боятся показаться необразованными. Творческие профессии не всегда понятны. Моим друзьям-фотографам, художникам, дизайнерам часто говорят, что это пройдет, что это ерунда, а вот выйдешь замуж — и все станет нормально. Многие знакомые пытались устроить меня на работу секретарем, репетитором, переводчиком, хотя на тот момент я уже прилично зарабатывала и была успешной.
Мне повезло с тем, что семья меня очень поддерживает. Мама собирает все мои фотографии и интервью в специальную папку, а бабушка с тетей звонят и говорят: «У тебя не очень удачная помада на фотографии, мы купим тебе другую». Когда я бываю в Москве, мама ходит на все мои выступления. На последнем «Ladies of Burlesque» (это бурлеск-шоу, которое я основала) у нас был стол с мамами: они сидели в первом ряду и смотрели на нас влюбленными глазами.
Людей, которые считают бурлеск чем-то недостойным, я от себя изолировала. Многие мои коллеги сталкиваются с непониманием. И это очень больно и сложно. Но такие люди просто должны посмотреть шоу, чтобы понять, что в этом нет ничего вульгарного. Точнее, оно может быть вульгарным, но это осознанно, это творческий выбор.
В свое время я выслушала много ерунды от незнакомых мужчин, которые мне рассказывали, что запретили бы заниматься бурлеском своей девушке. Я отвечала: «Мне очень жаль твою девушку». Я знаю нескольких артисток, которым запретили мужья. Для меня ситуация, когда бойфренд или муж не разрешали бы мне чем-то заниматься, закончилась бы тем, что у меня не стало бы бойфренда или мужа.
С будущим мужем мы познакомились на моем шоу в Швейцарии. Он пришел на бурлеск-шоу впервые, а после выступления подошел познакомиться — и оказался очень приятным человеком. Потом он ездил за мной по всей Европе, потому что я-то стреляный воробей, ко мне все время кто-то подходит знакомиться. Но я сдалась через полтора месяца. Сейчас он ходит со мной на шоу, дружит с моими коллегами. У нас есть целая группа поддержки бурлеск- мужей. В России тоже такое возможно, потому что любовь есть везде.
Бурлеск имеет многолетнюю историю борьбы с патриархатом. В 50-е годы в Америке ты могла быть разве что продавщицей, секретаршей, медсестрой или примерной женой и матерью. А артистки бурлеска ездили по всей стране, зарабатывали огромные деньги, спали с кем хотели и были абсолютно независимы. Они жили прекрасной и абсолютно невозможной по тогдашним меркам жизнью. В общем, бурлеск имеет более чем полувековую историю игнорирования патриархальных ценностей.
Сейчас я гораздо счастливее, чем раньше, так как знаю, что можно быть собой, заниматься любимым делом. Я никогда не думала, что смогу так много работать и настолько сильно посвящать себя именно делу. Я стала осознаннее в том, с кем дружу. Еще я стала гораздо более принципиальной в общении с мужчинами.