Мелодрамы

«Жанна Дюбарри»: нарядное кино с вайбами «Красотки»

19 июля 2023 в 10:00
Фото: Why Not Productions
В широкий прокат вышла «Жанна Дюбарри» Майвенн — костюмированная мелодрама, действие которой происходит во Франции XVIII века, хотя могло бы на голливудских холмах. Рассказываем, что у этого фильма общего с «Красоткой» и почему на него можно пойти всей семьей.

В этом году в Каннах победил фильм женщины-режиссера («Анатомия падения» Жюстин Трие), а открывала фестиваль картина, тоже снятая женщиной: костюмированная мелодрама «Жанна Дюбарри» Майвенн — с ней же в главной роли. По сюжету Майвенн играет урожденную Жанну Вобернье, простолюдинку, которой за пару десятилетий до Великой французской революции предстоит стать куртизанкой, женой графа Дюбарри (Мельвиль Пупо) и, при непосредственном участии маршала Ришелье (Пьер Ришар), фавориткой короля Людовика XV (Джонни Депп), несмотря на то, что семья монарха и почти весь двор будут против нее.

Это очень нарядное и красивое кино, которое не пытается перепридумать жанр костюмированной мелодрамы, а, наоборот, остается строго в его конвенциях. Невиннейшее развлечение, на которое не стыдно сводить маму или бабушку, поэтому не ждите от «Дюбарри» фривольностей и хулиганского эпатажа в духе «Великой», «Фаворитки» или даже «Марии-Антуанетты», предысторией которой фильм Майвенн отчасти является. Больше всего картина похожа не на кубриковского «Барри Линдона» (хотя оператор «Дюбарри», как и Кубрик, тяготеет к естественному освещению в кадре), а на «Красотку» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром.

Судите сами: снова в центре внимания секс-работница, которая влюбляется во влиятельного мужчину (только вместо бизнесмена — король). Выходит в высший свет, который не принимает ее (только вместо Беверли-Хиллз — Версаль). Однако она находит себе заботливого учителя (только вместо гостиничного управляющего — королевский секретарь в чутком исполнении Бенжамена Лаверна) и в итоге покоряет всех своей естественностью и живой непосредственностью. Вскоре весь двор начинает одеваться в стиле Дюбарри (обычно это полосатые платья) и тихо завидовать женщине, которой позволено больше, чем остальным дворянкам, — в частности, пренебрегать этикетом. Особенно напомаженных графинь и герцогинь шокирует то, что Дюбарри прогрессивно для своего времени одевается в мужскую одежду. Впрочем, уже в начале фильма главная героиня заявляет своей матери, что ее тело — это ее дело, и, стало быть, гендерно-флюидные наряды тоже.

По большей части «Дюбарри» — романтическая комедия, и фильм настолько наивен в своей простоте, что сложно не поддаться его чарам, как и обаянию протагонистки. Пока «серьезные художники» всячески радикализируются и экспериментируют с формой (например, Уэс Андерсон, который приехал в Канны с антизрительским «Городом астероидов»), Майвенн, наоборот, снимает народное кино. И вот какое дело: в ее «Дюбарри» оказывается больше жизни, тепла и чувств, чем в амбициозном «Астероид-Сити»!

При этом, чтобы вызвать у зрителей нужные эмоции, постановщица прибегает к доходчивым, а порой к совсем уж прямолинейным метафорам. Скажем, когда с приездом супруги дофина Франции и новой версальской звезды Марии-АнтуанеттыСупруга дофина (а затем и короля Франции) Людовика XVI. Королева Франции и Наварры, младшая дочь императора Франца I и Марии Терезии. над Дюбарри начинают сгущаться тучи, в небе реально появляются грозовые тучи. А когда будущая королева наконец проявляет к Дюбарри свою благосклонность, героиня Майвенн бежит вверх по лестнице — тем самым мы видим ее возвышение при дворе. Еще одна остроумная метафора оказывается связана с подзорной трубой — с ее помощью Дюбарри, подобно первооткрывательнице, изучает высший и новый для себя свет.

Также несколько слов надо сказать про камбэк Джонни Деппа. Для него это первая за три года роль после судебных тяжб с бывшей супругой Эмбер Херд — и актер держится хоть и царственно, но несколько отстраненно. Кажется, что его Людовик XV все время немного не с нами. Герой Деппа ест, грустит, занимается государственными делами и предается плотским утехам неизменно с одним и тем же флегматичным выражением лица. Иными словами, если в «Пиратах Карибского моря» артист отчаянно переигрывал, то здесь играет слишком сдержанно. Его трагический персонаж раскроется только в финале, когда злой рок нависнет над многими героями фильма. Вообще, в жестокосердной развязке картина несколькими трогательными, разбивающими сердце сценами напомнит, что, какое бы положение в обществе ты ни занимал, ветер истории сдует всех: мы лишь тени и пыль, тени и пыль. Так что приготовьте носовые платочки.

7
/10
Оценка
Евгения Ткачева
Расскажите друзьям